Адаптированная рабочая программа начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития учебного предмета «Музыка» для обучающихся 1-4 классов (Вариант 7.2.)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МБОУ СОШ № 1 р.п. Мокшан

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДАЮ

Педагогическим советом

Директор школы

МБОУ СОШ №1 р.п.
Мокшан

________________________
Швецов А.В.
Приказ №50
«31 августа» 2023 г.

Протокол №1
«30 августа» 2023 г.

АДАПТИРОВАННАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
учебного предмета «Музыка»
для обучающихся 1 – 4 классов

(Вариант 7.2.)

р.п. Мокшан, 2023 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общая характеристика учебного предмета «Музыка»
Музыка является неотъемлемой частью культурного наследия,
универсальным способом коммуникации. Особенно важна музыка для
становления личности младшего школьника — как способ, форма и опыт
самовыражения и естественного радостного мировосприятия.
В течение периода начального общего музыкального образования
необходимо заложить основы будущей музыкальной культуры личности,
сформировать представления о многообразии проявлений музыкального
искусства в жизни современного человека и общества. Поэтому в
содержании образования должны быть представлены различные пласты
музыкального искусства: фольклор, классическая, современная музыка, в том
числе наиболее достойные образцы массовой музыкальной культуры (джаз,
эстрада, музыка кино и др.). При этом наиболее эффективной формой
освоения музыкального искусства является практическое музицирование —
пение, игра на доступных музыкальных инструментах, различные формы
музыкального движения. В ходе активной музыкальной деятельности
происходит постепенное освоение элементов музыкального языка,
понимание основных жанровых особенностей, принципов и форм развития
музыки.
Программа предусматривает знакомство обучающихся с некоторым
количеством явлений, фактов музыкальной культуры (знание музыкальных
произведений, фамилий композиторов и исполнителей, специальной
терминологии и т. п.). Однако этот уровень содержания обучения не является
главным. Значительно более важным является формирование эстетических
потребностей, проживание и осознание тех особых мыслей и чувств,
состояний, отношений к жизни, самому себе, другим людям, которые несёт в
себе музыка как «искусство интонируемого смысла» (Б. В. Асафьев).
Свойственная музыкальному восприятию идентификация с лирическим
героем произведения (В. В. Медушевский) является уникальным
психологическим механизмом для формирования мировоззрения ребёнка
опосредованным недирективным путём. Поэтому ключевым моментом при
составлении программы является отбор репертуара, который должен
сочетать в себе такие качества, как доступность, высокий художественный
уровень, соответствие системе базовых национальных ценностей.
Одним из наиболее важных направлений музыкального воспитания
является развитие эмоционального интеллекта обучающихся. Через опыт
чувственного восприятия и художественного исполнения музыки
формируется эмоциональная осознанность, рефлексивная установка
личности в целом.
Особая роль в организации музыкальных занятий младших
школьников принадлежит игровым формам деятельности, которые
рассматриваются как широкий спектр конкретных приёмов и методов,

внутренне присущих самому искусству — от традиционных фольклорных
игр и театрализованных представлений к звуковым импровизациям,
направленным
на
освоение
жанровых
особенностей,
элементов
музыкального языка, композиционных принципов.
Для обучающихся с ЗПР овладение учебным предметом имеет
существенное коррекционное значение. В процессе уроков:
−
происходит развитие и коррекция слухового восприятия;
−
обогащается общий кругозор, способствующий расширению
словарного запаса, знаний и представлений об окружающем мире;
−
оказывается благоприятное воздействие на эмоциональную сферу
обучающегося;
−
в интересной для обучающихся практической деятельности
развиваются логические операции, умения анализировать, наблюдать за
явлениями, произвольно направлять и удерживать внимание;
−
совершенствуется возможность саморегуляции во время
прослушивания
музыкальных
произведений
и
исполнительской
деятельности;
−
обогащается чувственный опыт обучающегося.
Деятельность обучающихся с ЗПР на уроках должна быть организована
с учетом их возможностей. Подбор музыкального материала для исполнения
обучающимися осуществляется на доступном для ребенка уровне. Новый
материал следует предъявлять развернуто, использовать визуализацию,
примеры, практические упражнения и многократно закреплять.
Музыкальное воспитание младших школьников с ЗПР будет более
эффективным, если:
- учитывать специфику музыкальной деятельности младших
школьников с ЗПР, характеризующуюся качественным своеобразием:
неустойчивостью внимания, повышенной отвлекаемостью; замедленным
приемом и переработкой информации; низким уровнем познавательной
мотивации; недостатками развития моторики, малым объемом певческого
диапазона, что обусловлено нарушением диафрагмального дыхания, дикции,
звукопроизношения; задержкой в развитии мелодического, гармонического,
тембрового слуха.
- рассматривать процесс музыкального воспитания как часть
коррекционной работы, направленной не только на развитие собственномузыкальных способностей обучающегося (слух, ритм, музыкальная память
и др.), но и как фактор его социальной адаптации и оздоровления;
- включать в содержании уроков специально отобранные произведения
разных жанров вокальной и инструментальной музыки, отвечающие
внутренней эмоциональной потребности обучающегося в духовном
обогащении. Программа предусматривает знакомство обучающихся с ЗПР с
некоторым количеством явлений, фактов музыкальной культуры (знание
музыкальных произведений, фамилий композиторов и исполнителей,

специальной терминологии и т. п.). Однако этот уровень содержания
обучения не является главным. Ключевым моментом при составлении
программы является отбор репертуара, который должен сочетать в себе такие
качества, как доступность, высокий художественный уровень, соответствие
системе базовых национальных ценностей;
- применять активные виды музыкальной деятельности обучающегося
в их взаимосочетании, а именно: слушание музыки, пение, логоритмика,
музыкально-ритмические движения и упражнения, игра на детских
музыкальных инструментах, использование других видов искусства при
восприятии музыки и др. Поэтому в содержании образования представлены
различные пласты музыкального искусства: фольклор, классическая,
современная музыка, в том числе наиболее достойные образцы массовой
музыкальной культуры (джаз, эстрада, музыка кино и др.);
- использовать разнообразные формы музыкального воспитания в
сочетании уроков музыки с внеурочными видами работы (музыкальные
игры, экскурсии, театральные представления, драматизации музыкальных
сказок, индивидуальные, групповые, массовые формы) и внешкольные
музыкальные занятия младших школьников с ЗПР: посещение музыкальных
концертов и спектаклей, слушание музыкальных передач и др.;
- использовать игровые формы деятельности на уроках, которые
рассматриваются как широкий спектр конкретных приёмов и методов,
внутренне присущих самому искусству — от традиционных фольклорных
игр и театрализованных представлений к звуковым импровизациям,
направленным
на
освоение
жанровых
особенностей,
элементов
музыкального языка, композиционных принципов, а также практическое
музицирование — пение, игра на доступных музыкальных инструментах,
различные формы музыкального движения.
Цели и задачи изучения учебного предмета «Музыка»
Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной
культуры как части всей духовной культуры обучающихся с ЗПР. Основным
содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и
коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса
эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического
восприятия (постижение мира через переживание, самовыражение через
творчество, духовно-нравственное становление, воспитание чуткости к
внутреннему миру другого человека через опыт сотворчества и
сопереживания).
В процессе конкретизации учебных целей их реализация
осуществляется по следующим направлениям:
1) становление системы ценностей обучающихся в единстве
эмоциональной и познавательной сферы;
2) развитие потребности в общении с произведениями искусства,
осознание значения музыкального искусства как универсального языка

общения, художественного отражения многообразия жизни;
3) формирование творческих способностей ребёнка, развитие
внутренней мотивации к музицированию.
Важнейшими задачами в начальной школе являются:
1. Формирование эмоционально-ценностной отзывчивости на
прекрасное в жизни и в искусстве.
2. Формирование позитивного взгляда на окружающий мир,
гармонизация взаимодействия с природой, обществом, самим собой через
доступные формы музицирования.
3. Формирование культуры осознанного восприятия музыкальных
образов. Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через
собственный внутренний опыт эмоционального переживания.
4. Развитие эмоционального интеллекта в единстве с другими
познавательными и регулятивными универсальными учебными действиями.
Развитие ассоциативного мышления и продуктивного воображения.
5. Овладение предметными умениями и навыками в различных видах
практического музицирования. Введение ребёнка в искусство через
разнообразие видов музыкальной деятельности, в том числе:
а) слушание (воспитание грамотного слушателя);
б) исполнение (пение, игра на доступных музыкальных инструментах);
в) сочинение (элементы импровизации, композиции, аранжировки);
г) музыкальное движение (пластическое интонирование, танец,
двигательное моделирование и др.);
д) исследовательские и творческие проекты.
6. Изучение закономерностей музыкального искусства: интонационная
и жанровая природа музыки, основные выразительные средства, элементы
музыкального языка.
7. Воспитание уважения к цивилизационному наследию России;
присвоение интонационно-образного строя отечественной музыкальной
культуры.
8. Расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к
музыкальной культуре других стран, культур, времён и народов.
Место учебного предмета «Музыка» в учебном плане
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом начального общего образования учебный предмет «Музыка»
входит в предметную область «Искусство», является обязательным для
изучения и преподаётся в начальной школе с 1 (включая 1 дополнительный
класс) по 4 класс включительно.
Программа составлена на основе модульного принципа построения
учебного материала и допускает вариативный подход к очерёдности
изучения модулей, принципам компоновки учебных тем, форм и методов
освоения содержания.
Содержание предмета «Музыка» структурно представлено восемью

модулям (тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с
образовательной программой дошкольного и основного общего образования,
непрерывность изучения предмета и образовательной области «Искусство»
на протяжении всего курса школьного обучения:
модуль № 1 «Музыкальная грамота»;
модуль № 2 «Народная музыка России»;
модуль № 3 «Музыка народов мира»;
модуль № 4 «Духовная музыка»;
модуль № 5 «Классическая музыка»;
модуль № 6 «Современная музыкальная культура»;
модуль № 7 «Музыка театра и кино»;
модуль № 8 «Музыка в жизни человека».
Предлагаемые варианты тематического планирования могут служить
примерным образцом при составлении рабочих программ по предмету.
Образовательная организация может выбрать один из них либо
самостоятельно разработать и утвердить иной вариант тематического
планирования, в том числе с учётом возможностей внеурочной и внеклассной
деятельности,
эстетического
компонента
Программы
воспитания
образовательной организации. При этом необходимо руководствоваться
принципом регулярности занятий и равномерности учебной нагрузки,
которая должна составлять не менее 1 академического часа в неделю. Общее
количество — не менее 168 часов (33 часа в 1и 1 дополнительном классах и
по 34 часа в год во 2–4 классах).
При разработке рабочей программы по предмету «Музыка»
образовательная организация вправе использовать возможности сетевого
взаимодействия, в том числе с организациями системы дополнительного
образования детей, учреждениями культуры, организациями культурнодосуговой сферы (театры, музеи, творческие союзы).
Изучение
предмета
«Музыка»
предполагает
активную
социокультурную деятельность обучающихся, участие в музыкальных
праздниках, конкурсах, концертах, театрализованных действиях, в том числе
основанных на межпредметных связях с такими дисциплинами
образовательной
программы,
как
«Изобразительное
искусство»,
«Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы религиозной
культуры и светской этики», «Иностранный язык» и др.
.

СОДЕРЖАНИЕ
ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ

УЧЕБНОГО

ПРЕДМЕТА

«МУЗЫКА»

ПО

1 КЛАСС

Модуль № 1 «Музыкальная грамота»
Весь мир звучит. Звуки музыкальные и шумовые. Свойства звука:
высота, громкость, длительность, тембр. Звукоряд
Нотный стан, скрипичный ключ. Ноты первой октавы. Интонация.
Выразительные и изобразительные интонации.
Модуль № 2 «Народная музыка России»
Край, в котором ты живёшь. Музыкальные традиции малой Родины.
Песни, обряды, музыкальные инструменты. Русский фольклор. Русские
народные песни (трудовые, солдатские, хороводные и др.).
Детский фольклор (игровые, заклички, потешки, считалки, прибаутки).
Русские народные музыкальные инструменты. Народные музыкальные
инструменты (балалайка, рожок, свирель, гусли, гармонь, ложки).
Модуль №3 «Музыка народов мира»
Музыка
наших
соседей.
Фольклор
и
музыкальные
традицииБелоруссии, Украины, Прибалтики (песни, танцы, обычаи,
музыкальные инструменты).
Модуль № 4 «Духовная музыка»
Звучание храма Колокола. Колокольность в музыке русских
композиторов. Песни верующих. Молитва, хорал, песнопение, духовный
стих. Инструментальная музыка в церкви. Орган и его роль в богослужении.
Творчество И. С. Баха.
Модуль № 5 «Классическая музыка»
Композиторы — детям. Детская музыка П. И. Чайковского, С. С.
Прокофьева, Д. Б. Кабалевского и др. Понятие жанра.
Песня, танец, марш. Оркестр. Оркестр — большой коллектив
музыкантов. Дирижёр, партитура, репетиция. Жанр концерта — музыкальное
соревнование солиста с оркестром. Музыкальные инструменты. Фортепиано.
Рояль и пианино. История изобретения фортепиано, «секрет» названия
инструмента (форте + пиано). «Предки» и «наследники» фортепиано
(клавесин, синтезатор). Флейта Предки современной флейты. Легенда о
нимфе Сиринкс. Музыка для флейты соло, флейты в сопровождении
фортепиано, оркестра. Скрипка, виолончель. Певучесть тембров струнных
смычковых инструментов. Композиторы, сочинявшие скрипичную музыку.
Знаменитые исполнители, мастера, изготавливавшие инструменты.
Модуль № 7 «Музыка театра и кино»
Музыкальная сказка на сцене, на экране. Характеры персонажей,
отражённые в музыке.
Модуль № 8 «Музыка в жизни человека»
Красота и вдохновение. Стремление человека к красоте. Особое
состояние — вдохновение. Музыка — возможность вместе переживать

вдохновение, наслаждаться красотой. Музыкальное единство людей — хор,
хоровод. Музыкальные пейзажи. Образы природы в музыке. Настроение
музыкальных пейзажей. Чувства человека, любующегося природой.
Музыкальные
Портреты. Музыка, передающая образ человека, его походку,
движения, характер, манеру речи.
1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС

Модуль № 1 «Музыкальная грамота»
Ритм. Звуки длинные и короткие (восьмые и четвертные длительности),
такт, тактовая черта. Ритмический рисунок. Паузы. Ритмические рисунки.
Ритмическая партитура. Длительности: половинная, целая, четверть, восьмая,
шестнадцатые. Высота звуков. Регистры. Ноты певческого диапазона.
Расположение нот на клавиатуре. Знаки альтерации (диезы, бемоли, бекары).
Модуль № 2 «Народная музыка России»
Сказки, мифы и легенды. Народные сказители. Русские народные
сказания, былины. Эпос народов России. Сказки и легенды о музыке и
музыкантах.
Модуль №3 «Музыка народов мира»
Музыка наших соседей. Фольклор и музыкальные традиции
Белоруссии, Украины, Прибалтики (песни, танцы, обычаи, музыкальные
инструменты).
Модуль № 4 «Духовная музыка»
Звучание храма. Колокольные звоны (благовест, трезвон и др.).
Звонарские приговорки. Колокольность в музыке русских композиторов.
Песни верующих. Образы духовной музыки в творчестве композиторовклассиков. Инструментальная музыка в церкви. Орган и его роль в
богослужении. Творчество И. С. Баха. Религиозные праздники. Праздничная
служба, вокальная (в том числе хоровая) музыка религиозного содержания.
Модуль № 5 «Классическая музыка»
Композиторы — детям. Детская музыка П. И. Чайковского, С. С.
Прокофьева, Д. Б. Кабалевского и др. Понятие жанра.
Песня, танец, марш. Оркестр. Оркестр — большой коллектив
музыкантов. Дирижёр, партитура, репетиция. Жанр концерта — музыкальное
соревнование солиста с оркестром. Скрипка, виолончель. Певучесть тембров
струнных смычковых инструментов. Композиторы, сочинявшие скрипичную
музыку. Знаменитые исполнители, мастера, изготавливавшие инструменты.
Модуль № 7 «Музыка театра и кино»
Музыкальная сказка на сцене, на экране. Тембр голоса. Соло. Хор,
ансамбль.
Модуль № 8 «Музыка в жизни человека»
Какой же праздник без музыки? Музыка, создающая настроение
праздника. Музыка в цирке, на уличном шествии, спортивном празднике.
Танцы, игры и веселье. Музыка — игра звуками. Танец — искусство и

радость движения. Примеры популярных танцев. Музыка на войне, музыка о
войне. Военная тема в музыкальном искусстве. Военные песни, марши,
интонации, ритмы, тембры (призывная кварта, пунктирный ритм, тембры
малого барабана, трубы и т. д.).
2 КЛАСС

Модуль № 1 «Музыкальная грамота»
Мелодия. Мотив, музыкальная фраза. Поступенное, плавное движение
мелодии, скачки. Мелодический рисунок. Сопровождение. Аккомпанемент.
Остинато. Вступление, заключение, проигрыш. Песня. Куплетная форма.
Запев, припев. Лад. Понятие лада. Семиступенные лады мажор и минор.
Тональность. Гамма. Тоника, тональность. Знаки при ключе. Мажорные и
минорные тональности (до 2–3 знаков при ключе). Интервалы. Понятие
музыкального интервала. Тон, полутон. Консонансы: терция, кварта, квинта,
секста, октава. Диссонансы: секунда, септима. Вариации. Понятие
музыкального интервала. Тон, полутон. Консонансы: терция, кварта, квинта,
секста, октава. Диссонансы: секунда, септима. Музыкальный язык. Темп,
тембр. Динамика (форте, пиано, крещендо, диминуэндо и др.). Штрихи
(стаккато, легато, акцент и др.).
Модуль № 2 «Народная музыка России»
Русский фольклор. Русские народные песни (трудовые, солдатские,
хороводные и др.).
Детский фольклор (игровые, заклички, потешки, считалки, прибаутки).
Русские народные музыкальные инструменты. Инструментальные наигрыши.
Плясовые мелодии. Народные праздники. Обряды, игры, хороводы,
праздничная символика — на примере одного или нескольких народных
праздников. Фольклор в творчестве профессиональных музыкантов.
Собиратели фольклора. Народные мелодии в обработке композиторов.
Народные жанры, интонации как основа для композиторского творчества.
Модуль №3 «Музыка народов мира»
Кавказские мелодии и ритмы. Музыкальные традиции и праздники,
Народные инструменты и жанры. Композиторы и музыканты-исполнители
Грузии, Армении, Азербайджана. Близость музыкальной культуры этих
стран с российскими республиками Северного Кавказа.
Модуль № 4 «Духовная музыка»
Звучание храма Колокола. Колокольность в музыке русских
композиторов. Песни верующих. Образы духовной музыки в творчестве
композиторов-классиков.
Модуль № 5 «Классическая музыка»
Композиторы — детям. Детская музыка П. И. Чайковского, С. С.
Прокофьева, Д. Б. Кабалевского и др. Понятие жанра.
Песня, танец, марш.
Фортепиано.
Рояль и пианино. История
изобретения фортепиано, «секрет» названия инструмента (форте + пиано).
«Предки» и «наследники» фортепиано (клавесин, синтезатор). Музыкальные

инструменты. Скрипка, альт, виолончель, контрабас. Композиторы,
сочинявшие скрипичную музыку. Знаменитые исполнители, мастера,
изготавливавшие инструменты. Программная музыка. Программное
название, известный сюжет, литературный эпиграф. Симфоническая музыка.
Симфонический оркестр. Тембры, группы инструментов. Симфония,
симфоническая картина. Европейские композиторы-классики. Творчество
выдающихся зарубежных композиторов. Русские композиторы-классики.
Творчество выдающихся отечественных композиторов. Мастерство
исполнителя. Творчество выдающихся исполнителей — певцов,
инструменталистов, дирижёров. Консерватория, филармония, конкурс имени
П. И. Чайковского.
Модуль № 7 «Музыка театра и кино»
Театр оперы и балета. Особенности музыкальных спектаклей. Балет.
Опера. Солисты, хор, оркестр, дирижёр в музыкальном спектакле. Опера.
Главные герои и номера оперного спектакля. Ария, хор, сцена, увертюра —
оркестровое вступление. Отдельные номера из опер русских и зарубежных
композиторов.
Модуль № 8 «Музыка в жизни человека»
Главный музыкальный символ. Главный музыкальный символ нашей
страны. Традиции исполнения Гимна России. Другие гимны. Музыкальные
пейзажи. Музыка — выражение глубоких чувств, тонких оттенков
настроения, которые трудно передать словами. Музыкальные портреты.
«Портреты», выраженные в музыкальных интонациях. Искусство времени.
Музыка — временно´е искусство. Погружение в поток музыкального
звучания. Музыкальные образы движения, изменения и развития.
3 КЛАСС

Модуль № 1 «Музыкальная грамота»
Размер. Равномерная пульсация. Сильные и слабые доли. Размеры 2/4,
3/4, 4/4. Ритмические рисунки в размере 6/8. Размер 6/8. Нота с точкой.
Шестнадцатые. Пунктирный ритм. Пентатоника. Пентатоника —
пятиступенный лад, распространённый у многих народов. Ноты в разных
октавах. Ноты второй и малой октавы. Басовый ключ.
Модуль № 2 «Народная музыка России»
Жанры музыкального фольклора. Фольклорные жанры, общие для всех
народов: лирические, трудовые, колыбельные песни, танцы и пляски.
Традиционные музыкальные инструменты. Первые артисты, народный театр.
Скоморохи. Ярмарочный балаган. Вертеп.
Модуль №3 «Музыка народов мира»
Музыка народов Европы. Танцевальный и песенный фольклор
европейских народов. Канон. Странствующие музыканты. Карнавал. Музыка
Испании и Латинской Америки. Фламенко. Искусство игры на гитаре,
кастаньеты, латиноамериканские ударные инструменты. Танцевальные
жанры. Профессиональные композиторы и исполнители. Музыка США.

Смешение традиций и культур в музыке Северной Америки. Африканские
ритмы, трудовые песни негров. Спиричуэлс. Джаз. Творчество Дж.
Гершвина.
Модуль № 4 «Духовная музыка»
Искусство Русской православной церкви. Музыка в православном
храме. Традиции исполнения, жанры (тропарь, стихира, величание и др.).
Музыка и живопись, посвящённые святым. Образы Христа, Богородицы.
Модуль № 5 «Классическая музыка»
Композитор — исполнитель — слушатель. Кого называют
композитором, исполнителем? Нужно ли учиться слушать музыку? Что
значит «уметь слушать музыку»? Концерт, концертный зал. Правила
поведения в концертном зале. Человеческий голос — самый совершенный
инструмент. Вокальная музыка. Бережное отношение к своему голосу.
Известные певцы. Жанры вокальной музыки: песни, вокализы, романсы,
арии из опер. Кантата. Песня, романс, вокализ, кант. Инструментальная
музыка. Жанры камерной инструментальной музыки: этюд, пьеса. Альбом.
Цикл. Сюита. Соната. Квартет.
Модуль № 6 «Современная музыкальная культура»
Джаз. Особенности джаза: импровизационность, ритм (синкопы,
триоли, свинг). Музыкальные инструменты джаза, особые приёмы игры на
них. Творчество джазовых музыкантов.
Модуль № 7 «Музыка театра и кино»
Балет. Хореография — искусство танца. Сольные номера и массовые
сцены балетного спектакля. Фрагменты, отдельные номера из балетов
отечественных композиторов. Сюжет музыкального спектакля. Либретто.
Развитие музыки в соответствии с сюжетом. Оперетта, мюзикл. История
возникновения и особенности жанра. Отдельные номера из оперетт И.
Штрауса, И. Кальмана, мюзиклов Р. Роджерса, Ф. Лоу и др. Патриотическая
и народная тема в театре и кино. Патриотическая и народная тема в театре и
кино. История создания, значение музыкально-сценических и экранных
произведений, посвящённых нашему народу, его истории, теме служения
Отечеству. Фрагменты, отдельные номера из опер, балетов, музыки к
фильмам.
Модуль № 8 «Музыка в жизни человека»
Музыкальные пейзажи. Музыка — выражение глубоких чувств,
тонких оттенков настроения, которые трудно передать словами.
Музыкальные портреты. «Портреты», выраженные в музыкальных
интонациях. Музыка на войне, музыка о войне. Военная тема в музыкальном
искусстве. Военные песни, марши, интонации, ритмы, тембры (призывная
кварта, пунктирный ритм, тембры малого барабана, трубы и т. д.).
4 КЛАСС

Модуль № 1 «Музыкальная грамота»

Музыкальная форма. Контраст и повтор как принципы строения
музыкального произведения. Двухчастная, трёхчастная и трёхчастная
репризная форма. Рондо: рефрен и эпизоды. Гармония. Аккорд. Трезвучие
мажорное и минорное. Понятие фактуры. Фактуры аккомпанемента: басаккорд, аккордовая, арпеджио. Дополнительные обозначения в нотах.
Реприза, фермата, вольта, украшения (трели, форшлаги).
Модуль № 2 «Народная музыка России»
Фольклор народов России. Музыкальные традиции, особенности
народной музыки республик Российской Федерации. Жанры, интонации,
Музыкальные инструменты, музыканты-исполнители.
Модуль №3 «Музыка народов мира»
Музыка Японии и Китая. Древние истоки музыкальной культуры стран
Юго-Восточной
Азии.
Императорские
церемонии,
музыкальные
инструменты. Пентатоника. Музыка Средней Азии. Музыкальные традиции
и праздники, народные инструменты и современные исполнители
Казахстана, Киргизии, и других стран региона. Певец своего народа.
Интонации народной музыки в творчестве зарубежных композиторов —
ярких представителей национального музыкального стиля своей страны.
Диалог культур. Культурные связи между музыкантами разных стран.
Образы, интонации фольклора других народов и стран в музыке
отечественных и зарубежных композиторов (в том числе образы других
культур в музыке русских композиторов и русские музыкальные цитаты в
творчестве зарубежных композиторов).
Модуль № 4 «Духовная музыка»
Религиозные праздники. Праздничная служба, вокальная (в том числе
хоровая) музыка религиозного содержания.
Модуль № 5 «Классическая музыка»
Симфоническая музыка. Симфонический оркестр. Тембры, группы
инструментов. Симфония, симфоническая картина. Русские композиторыклассики.
Творчество
выдающихся
отечественных
композиторов.
Европейские композиторы-классики. Творчество выдающихся зарубежных
композиторов.
Мастерство
исполнителя.
Творчество
выдающихся
исполнителей — певцов, инструменталистов, дирижёров. Консерватория,
филармония, Конкурс имени П. И. Чайковского.
Модуль № 6 «Современная музыкальная культура»
Современные обработки классической музыки. Понятие обработки,
творчество современных композиторов и исполнителей, обрабатывающих
классическую музыку. Проблемная ситуация: зачем музыканты делают
обработки классики? Исполнители современной музыки. Творчество одного
или нескольких исполнителей современной музыки, популярных у
молодёжи. Электронные музыкальные инструменты. Современные
«двойники» классических музыкальных инструментов: синтезатор,

электронная скрипка, гитара, барабаны и т. д. Виртуальные музыкальные
инструменты в компьютерных программах.
Модуль № 7 «Музыка театра и кино»
Кто создаёт музыкальный спектакль? Профессии музыкального театра:
дирижёр, режиссёр, оперные певцы, балерины и танцовщики, художники и
т.д. Сюжет музыкального спектакля. Действия и сцены в опере и балете.
Контрастные образы, лейтмотивы.
Модуль № 8 «Музыка в жизни человека»
Музыкальные пейзажи. Музыка — выражение глубоких чувств,
тонких оттенков настроения, которые трудно передать словами. Танцы, игры
и веселье. Примеры популярных танцев. Музыка на войне, музыка о войне.
Военная тема в музыкальном искусстве. Военные песни, марши, интонации,
ритмы, тембры (призывная кварта, пунктирный ритм, тембры малого
барабана, трубы и т. д.).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Специфика
эстетического
содержания
предмета
«Музыка»
обусловливает тесное взаимодействие, смысловое единство трёх групп
результатов: личностных, метапредметных и предметных.
Личностные результаты

Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для
начального общего образования достигаются во взаимодействии учебной и
воспитательной работы, урочной и внеурочной деятельности. Они должны
отражать готовность обучающихся с ЗПР руководствоваться системой
позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности; знание Гимна
России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов и
традиций республик Российской Федерации; проявление интереса к
освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры
народов России; уважение к достижениям отечественных мастеров культуры;
стремление участвовать в творческой жизни своей школы, города,
республики.
Духовно-нравственного воспитания:
понимание индивидуальности каждого человека; проявление
сопереживания,
уважения
и
доброжелательности;
готовность
придерживаться принципов взаимопомощи и творческого сотрудничества в
процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным
традициям и творчеству своего и других народов; умение видеть прекрасное
в жизни, наслаждаться красотой; стремление к самовыражению в разных
видах искусства на доступном для обучающегося с ЗПР уровне.
Ценности научного познания:
первоначальные представления о единстве и особенностях
художественной и научной картины мира; познавательные интересы,
активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в
познании.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей)
образа жизни в окружающей среде; бережное отношение к физиологическим
системам организма, задействованным в музыкально-исполнительской
деятельности (дыхание, артикуляция, музыкальный слух, голос);
профилактика умственного и физического утомления с использованием

возможностей музыкотерапии.
Трудового воспитания:
установка на посильное активное участие в практической
деятельности; трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении
поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в сфере
культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой
деятельности.
Экологического воспитания:
бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей
вред.
Метапредметные результаты

Метапредметные результаты освоения основной образовательной
программы, формируемые при изучении предмета «Музыка»:
1. Овладение универсальными познавательными действиями
Базовые логические действия:
организации.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№
п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов
Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Модуль 1. «Музыкальная грамота»
Весь мир звучит.
1.1

2

1.2

Звукоряд

1.3

Интонация.

2

0

0

Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru
Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru

2

Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru

2

Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru

3

Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru

4

Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru

Модуль № 2 «Народная музыка России»
2.1

Край, в котором ты живёшь.

2.2

Русский фольклор

2.3

Русские народные музыкальные
инструменты

Модуль №3 «Музыка народов мира»

3.1

Музыка наших соседей.

2

Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru

1

Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru

1

Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru

2

Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru

2

Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru

3

Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru

1

Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru

Модуль № 4 «Духовная музыка»
4.1

Звучание храма

4.2

Песни верующих

4.3

Инструментальная музыка в церкви

Модуль № 5 «Классическая музыка»
5.1

Композиторы — детям

5.2

Оркестр

5.3

Музыкальные инструменты.
Фортепиано

5.4

Музыкальные инструменты. Флейта

1

Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru

5.5

Музыкальные инструменты.
Скрипка, виолончель.

1

Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов.

http://school-collection.edu.ru
Модуль № 6 «Музыка театра и кино»
6.1

Музыкальная сказкана сцене, на
экране

1

Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru

1

Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru

1

Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru

1

Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru

Модуль № 7 «Музыка в жизни человека»
7.1

Красота и вдохновение.

7.2

Музыкальные пейзажи.

7.3

Музыкальные Портреты.

1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС
№
п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов
Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Модуль 1. «Музыкальная грамота»
1.1

1.2

Ритм
Ритмический рисунок

2

4

0

Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru
Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов.

http://school-collection.edu.ru
1.3

Высота звуков

2

Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru

2

Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru

1

Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru

1

Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru

1

Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru
Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru

Модуль № 2 «Народная музыка России»
2.1

Сказки, мифы и легенды

Модуль №3 «Музыка народов мира»
3.1

Музыка наших соседей

Модуль № 4 «Духовная музыка»
4.1

Звучание храма

4.2

Песни верующих

4.3

Инструментальная музыка в церкви

1

4.4

Религиозные праздники.

1

Модуль № 5 «Классическая музыка»
5.1

Композиторы — детям

3

Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru

5.2

Оркестр

3

Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru

5.3

Музыкальные инструменты.
Скрипка, виолончель.

2

Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru

1

Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru

2

Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru

2

Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru

3

Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru

Модуль № 6 «Музыка театра и кино»
6.1

Музыкальная сказка на сцене, на
экране

Модуль № 7 «Музыка в жизни человека»
7.1

Какой же праздник без музыки?

7.2

Танцы, игры и веселье

7.3

Музыка на войне, музыка о войне

2 КЛАСС
№
п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов
Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Модуль 1. «Музыкальная грамота»
1.1

Мелодия

1

0

Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru

1

Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru

1

Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru

1

Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru

2

Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru

1

Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru

1.7

Вариации

1

Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru

1.8

Музыкальный язык

1

Единая коллекция цифровых

1.2

Сопровождение

1.3

Песня

1.4

Лад

1.5

Тональность.Гамма.

1.6

Интервалы

образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru
Модуль № 2 «Народная музыка России»
2.1

Русский фольклор

2.2

Русские народные музыкальные
инструменты

2.3

Народные праздники

2.4

Фольклор в творчестве
профессиональных музыкантов

1

Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru

1

Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru

1

Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru

2

Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru

1

Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru

1

Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru

1

Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru

Модуль №3 «Музыка народов мира»
3.1

Кавказские мелодии и ритмы

Модуль № 4 «Духовная музыка»
4.1

Звучание храма

4.2

Песни верующих

Модуль № 5 «Классическая музыка»

5.1

Композиторы — детям

1

Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru

5.2

Музыкальные инструменты.
Фортепиано

1

Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru

1

Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru

5.3

5.4

Музыкальные инструменты.
Скрипка, альт, виолончель,
контрабас.

Программная музыка

5.5

Симфоническая музыка

5.6

Европейские композиторыклассики

5.7

5.8

Русские композиторы- классики

Мастерство исполнителя

Модуль № 6 «Музыка театра и кино»

1

1

1

1

1

Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru
Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru
Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru
Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru
Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru

6.1

Театр оперы и балета

2

Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru

6.2

Опера. Главные герои и номера
оперного спектакля

2

Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru

2

Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru

1

Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru

1

Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru

1

Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru

Модуль № 7 «Музыка в жизни человека»
7.1

Главный музыкальный символ

7.2

Музыкальные пейзажи
Музыкальные портреты

7.3

7.4

Искусство времени

3 КЛАСС
№
п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов
Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Модуль 1. «Музыкальная грамота»
1.1

Размер

1.2

Ритмические рисунки в размере 6/8

1.3

Пентатоника

1.4

Ноты в разных октавах

2

0

Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru

2

Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru

1

Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru

2

Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru

2

Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru

1

Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru

1

Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов.

Модуль № 2 «Народная музыка России»
2.1

Жанры музыкального фольклора

2.2

Первые артисты, народный театр

Модуль №3 «Музыка народов мира»
3.1

Музыка народов Европы

http://school-collection.edu.ru
3.2

Музыка Испании и Латинской
Америки

3.3

Музыка США

1

Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru

1

Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru

2

Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru

1

Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru

2

Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru

2

Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru

Модуль № 4 «Духовная музыка»
4.1

Искусство Русской православной
церкви

Модуль № 5 «Классическая музыка»
5.1

Композитор — исполнитель —
слушатель

5.2

Вокальная музыка

5.3

Инструментальная музыка

Модуль № 6 «Современная музыкальная культура»
6.1

Джаз

6.2

Опера. Главные герои и номера
оперного спектакля

2

Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru

2

Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru

Модуль № 7 «Музыка театра и кино»
7.1

Балет. Хореография — искусство
танца

7.2

Сюжет музыкального спектакля

7.3

Оперетта, мюзикл

7.4

Патриотическая и народная тема в
театре и кино

3

Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru

2

Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru

2

Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru

2

Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru

1

Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru

1

Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru

1

Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru

Модуль № 8 «Музыка в жизни человека»
8.1

Музыкальные пейзажи

8.2

Музыкальные портреты

8.3

Музыка на войне, музыка о войне

4 КЛАСС
№
п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов
Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Модуль 1. «Музыкальная грамота»
1.1

Музыкальная форма

1.2

Гармония

1.3

Дополнительные обозначения в
нотах

3

0

Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru

2

Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru

1

Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru

2

Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru

1

Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru

Модуль № 2 «Народная музыка России»
2.1

Фольклор народов России

Модуль №3 «Музыка народов мира»
3.1

Музыка Японии и Китая

3.2

Музыка Средней Азии

1

Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru

3.3

Певец своего народа

1

Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов.

http://school-collection.edu.ru
Диалог культур
3.4

1

Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru

1

Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru

3

Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru

3

Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru

3

Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru

1

Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru

Модуль № 4 «Духовная музыка»
4.1

Религиозные праздники

Модуль № 5 «Классическая музыка»
5.1

Симфоническая музыка

5.2

Русские композиторы- классики

5.3

Европейские композиторыклассики

5.4

Мастерство исполнителя

Модуль № 6 «Современная музыкальная культура»
6.1

Современные обработки
классической музыки

6.2

Исполнители современной музыки

1

Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru

1

Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru

6.3

Электронные музыкальные
инструменты

1

Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru

3

Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru

2

Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru

1

Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru

1

Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru

1

Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru

Модуль № 7 «Музыка театра и кино»
7.1

Кто создаёт музыкальный
спектакль?

7.2

Сюжет музыкального спектакля

Модуль № 8 «Музыка в жизни человека»
8.1

Музыкальные пейзажи

8.2

Танцы, игры и веселье

8.3

Музыка на войне, музыка о войне

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Музыка, 1 класс/ Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С., Акционерное
общество «Издательство «Просвещение»
• Музыка, 2 класс/ Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С., Акционерное
общество «Издательство «Просвещение»
• Музыка, 3 класс/ Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С., Акционерное
общество «Издательство «Просвещение»
• Музыка, 4 класс/ Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С., Акционерное
общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Методическое пособие для учителей музыки 1-4 классов по программе Критской
Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей. – М.: ЛАДА,
2006. – 224 с.
Величкина О., Иванова А., Краснопевцева Е. Мир детства в народной культуре. – М.,
1992.
Гильченок Н. Слушаем музыку вместе. – СПб, 2006.
Гилярова Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству. 1 – 2 годы обучения. –
М., 1996
Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы.
Методическое пособие с электронным приложением. – М.: Глобус, 2008.
Павлова Л. Игра как средство эстетического воспитания. – М., 2002.
Попова Т. Основы русской народной музыки: Учебное пособие для музыкальных
училищ и институтов культуры. – М.,1977.
Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды. – М.:

Айрис-пресс, 2007.
Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. Русская музыка в школе. – М.: Владос.,
2003.
Русское народное музыкальное творчество / Сост. З. Яковлева. – М., 2004.
Русское народное музыкальное творчество. Хрестоматия. Учебное пособие для
музыкальных училищ / Сост. Б. Фраенова. – М., 2000.
Слушание музыки. Для 1 – 3 кл. / Сост. Г.Ушпикова. – СПб, 2008.
Театр, где играют дети: Учебно-методическое пособие / под ред. А.Б. Никитиной. –
М.: Владос, 2001.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://urok.apkpro.ru
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 Р.П.
МОКШАН, Швецов Андрей Валериевич, Директор

18.12.23 15:23 (MSK)

Сертификат 495A6F30B98F12AC5D694D77013B73D2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».