МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МБОУ СОШ № 1 р.п. Мокшан РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО на педагогическом совете директором школы Протокол № 1 от «30» августа 2023 г. Швецов А.В. Приказ № 50 от «31» августа 2023 г. ________________________ АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Информатика» для обучающихся 5-6 классов с ОВЗ (ЗПР) Мокшан 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Адаптированная рабочая программа по информатике ориентирована на учащихся 5-6 классов с задержкой психического развития. Рабочая программа по информатике рассчитана на 68 часов, из расчета по 1 часу в неделю в 5 классе (34 ч за год) и 6 классе (34 ч за год). Методологической основой федеральных государственных образовательных стандартов является системно-деятельностный подход, в рамках которого реализуются современные стратегии обучения, предполагающие использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе изучения всех предметов, во внеурочной и внешкольной деятельности на протяжении всего периода обучения в школе. Организация учебно-воспитательного процесса в современной информационно-образовательной среде является необходимым условием формирования информационной культуры современного школьника, достижения им ряда образовательных результатов, прямо связанных с необходимостью использования информационных и коммуникационных технологий. Изучение информатики в 5–6 классах вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя: развитию общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладению умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты; целенаправленному формированию таких общеучебных понятий, как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.; воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации; развитию познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Обучение в компьютерном классе осуществляется в соответствии с требованиями САНПИН 2.4.2.2821-10, постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015, САНПИН 2.4.2.3286-15 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Контроль усвоения материала осуществляется проведением устного опроса, письменного опроса по рабочим тетрадям, выполнением практических работ на ПК. В соответствии с требованиями САНПИН продолжительность практической работы с использованием компьютера с жидкокристаллическим монитором для обучающихся в 5-6 классах составляет не более 30 минут, с перерывом для выполнения специальных упражнений, снимающих зрительное утомление. На учебных и практических занятиях обращается внимание учащихся на соблюдение требований безопасности труда, пожарной безопасности, производственной санитарии и личной гигиены. В начале каждой учебной четверти проводится инструктаж по технике безопасности. В обучающих программах, входящих в коллекцию ЦОР, автоматически контролируется время непрерывной работы учеников за компьютером. Программа составлена для обучающихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата и задержку психического развития. Для данных учащихся характерно неустойчивое внимание, малый объѐм памяти, недостаточный уровень сформированности мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение), навыков чтения, устной и письменной речи. В связи с этим для учащихся с задержкой психического развития, наиболее приемлемы комбинированные уроки, на которых осуществляется дифференцированный подход при выборе методов обучения и деятельности обучающихся с учетом их психофизиологических особенностей. Уроки проводятся на основе методики поэтапного формирования умственных действий (психологическая школа П.Я. Гальперина). Весь учебный процесс основан на принципах коррекционно-развивающего обучения, направленный на коррекцию имеющихся у обучающихся недостатков в развитии, пробелов в знаниях и опирается на субъективный опыт школьников и связь с реальной жизнью. 1 Принципы Динамичность восприятия Продуктивная обработка информации Развитие и коррекция высших психических функций Мотивация к учению Методы реализации на уроке Задания по степени нарастания трудности; включение в урок заданий, предполагающих различный доминантный характер; смена видов деятельности Задания, предполагающие самостоятельную обработку информации; дозированная поэтапная помощь педагога; перенос способа обработки информации на свое индивидуальное задание Включение в урок специальных упражнений по коррекции высших психических функций; задания с опорой на несколько анализаторов. Постановка законченных инструкций; включение в урок современных реалий; создание условий для достижения учебного результата, а не получения оценки; проблемные задания, познавательные вопросы; развернутая словесная оценка. Выбор для учащихся с ЗПР учебно-методического комплекса (УМК) по информатике для 5-6 классов основной школы Л. Л. Босовой, А. Ю. Босовой обоснован тем, что в нем не только определена последовательность изучения учебного материала, пути формирования системы знаний, умений и способов деятельности, но и пути развития, воспитания и социализации учащихся. Материал в учебниках изложен так, чтобы не только дать учащимся необходимые теоретические сведения, но и подвести их к систематизации, осмыслению и обобщению уже имеющегося опыта (ключевые слова, основные понятия в рубрике «Самое главное», графические схемы, навигационная полоса со специальными значками). Электронные приложения к учебнику содержат анимации, интерактивные модели, слайдшоу, мультимедийные презентации ко всем параграфам учебников, делающие изложение материала более наглядным и увлекательным. В УМК с учетом возрастных особенностей учеников 5-6 классов разработан компьютерный практикум. Работы состоят из нескольких уровней сложности. Первый уровень сложности содержит обязательные, небольшие задания, знакомящие учащихся с минимальным набором необходимых технологических приемов по созданию информационного объекта. Для каждого такого задания предполагается подробная технология его выполнения, во многих случаях приводится образец того, что должно получиться в итоге. В заданиях второго уровня сложности учащиеся должны самостоятельно выстроить технологическую цепочку и получить требуемый результат. Предполагается, что на данном этапе учащиеся смогут получить необходимую для работы информацию в описании предыдущих заданий. Задания третьего уровня сложности ориентированы на наиболее продвинутых учащихся. Эти задания могут быть предложены таким школьникам для самостоятельного выполнения в классе или дома. Цепочки заданий практических работ строятся так, чтобы каждый следующий шаг работы опирался на результаты предыдущего шага, приучал ученика к постоянным «челночным» движениям от промежуточного результата к условиям и к вопросу, определяющему цель действия, формируя тем самым умение учиться, а также самостоятельность, ответственность и инициативность школьников. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ КУРСА Сформулированные цели реализуются через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности. Они включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Особенность информатики заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ) имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении. 2 Образовательные результаты сформулированы в деятельностной форме, это служит основой для разработки контрольных измерительных материалов основного общего образования по информатике. Личностные результаты: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности. Метапредметные результаты: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; смысловое чтение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью; формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции). Предметные результаты: в сфере познавательной деятельности: освоение основных понятий и методов; выявление основных информационных процессов в реальных ситуациях, нахождение сходства и различия протекания информационных процессов в биологических, технических и социальных системах; выбор языка представления информации в соответствии с поставленной целью, определение внешней и внутренней формы представления информации; преобразование информации из одной формы представления в другую без потери её смысла и полноты; оценка информации с позиции интерпретации её свойств человеком или автоматизированной системой (достоверность, актуальность, объективность, полнота и др.); оценивание числовых параметров информационных процессов (объема памяти, необходимого для хранения информации); решение задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий; в сфере ценностно-ориентационной деятельности: понимание роли информационных процессов как фундаментальной реальности окружающего мира и определяющего компонента современной информационной цивилизации; оценка информации, получаемой из средств массовой информации, свидетельств очевидцев, интервью; умение отличать корректную аргументацию от некорректной; авторское право и интеллектуальная собственность; 3 в сфере коммуникативной деятельности: осознание основных психологических особенностей восприятия информации человеком; получение представления о возможностях получения и передачи информации с помощью электронных средств связи; овладение навыками передачи информации по электронной почте; соблюдение норм этикета, российских и международных законов при передаче информации по телекоммуникационным каналам; в сфере трудовой деятельности знакомство с основными программными средствами персонального компьютера – инструментами деятельности (интерфейс, круг решаемых задач); выбор средств информационных технологий для решения поставленной задачи; использование текстовых редакторов для создания и оформления текстовых документов; решения задач вычислительного характера; создание и редактирование рисунков, слайдов презентаций; использование инструментов визуализации для наглядного представления числовых данных и динамики их изменения; в сфере охраны здоровья: понимание особенностей работы со средствами информатизации, их влиянии на здоровье человека, владение профилактическими мерами по борьбе с этими средствами; соблюдение требований техники безопасности и гигиены в работе с компьютером и другими средствами информационных технологий. Тематическое планирование № Название темы 1 2 3 4 5 Информация вокруг нас Компьютер Подготовка текстов на компьютере Компьютерная графика Создание мультимедийных объектов Объекты и системы Информационные модели Алгоритмика Повторение Итого: 6 7 8 9 Количество часов общее теория практика 11 10 1 7 2 5 7 1 6 6 1 5 7 1 6 8 10 10 2 68 6 5 4 0 30 2 5 6 2 38 4