Адаптированная рабочая программа по информатике для обучающихся 5-6 классов с ЗПР (вариант 7)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МБОУ СОШ № 1 р.п. Мокшан

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

на педагогическом
совете

директором школы

Протокол № 1
от «30» августа 2023 г.

Швецов А.В.
Приказ № 50
от «31» августа 2023 г.

________________________

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Информатика»
для обучающихся 5-6 классов
с ОВЗ (ЗПР)

Мокшан 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа по информатике ориентирована на учащихся 5-6
классов с задержкой психического развития.
Рабочая программа по информатике рассчитана на 68 часов, из расчета по 1 часу в
неделю в 5 классе (34 ч за год) и 6 классе (34 ч за год).
Методологической основой федеральных государственных образовательных
стандартов является системно-деятельностный подход, в рамках которого реализуются
современные стратегии обучения, предполагающие использование информационных и
коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе изучения всех предметов, во внеурочной и
внешкольной деятельности на протяжении всего периода обучения в школе. Организация
учебно-воспитательного процесса в современной информационно-образовательной среде
является необходимым условием формирования информационной культуры современного
школьника, достижения им ряда образовательных результатов, прямо связанных с
необходимостью использования информационных и коммуникационных технологий.
Изучение информатики в 5–6 классах вносит значительный вклад в достижение
главных целей основного общего образования, способствуя:

развитию общеучебных умений и навыков на основе средств и методов
информатики и ИКТ, в том числе овладению умениями работать с различными видами
информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную
информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;

целенаправленному формированию таких общеучебных понятий, как «объект»,
«система», «модель», «алгоритм» и др.;

воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации;
развитию познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Обучение в компьютерном классе осуществляется в соответствии с требованиями
САНПИН 2.4.2.2821-10, постановлением Главного государственного санитарного врача РФ
от 24.11.2015, САНПИН 2.4.2.3286-15 для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья.
Контроль усвоения материала осуществляется проведением устного опроса,
письменного опроса по рабочим тетрадям, выполнением практических работ на ПК. В
соответствии с требованиями САНПИН продолжительность практической работы с
использованием компьютера с жидкокристаллическим монитором для обучающихся в 5-6
классах составляет не более 30 минут, с перерывом для выполнения специальных
упражнений, снимающих зрительное утомление.
На учебных и практических занятиях обращается внимание учащихся на соблюдение
требований безопасности труда, пожарной безопасности, производственной санитарии и
личной гигиены. В начале каждой учебной четверти проводится инструктаж по технике
безопасности. В обучающих программах, входящих в коллекцию ЦОР, автоматически
контролируется время непрерывной работы учеников за компьютером.
Программа составлена для обучающихся, имеющих нарушения опорно-двигательного
аппарата и задержку психического развития. Для данных учащихся характерно неустойчивое
внимание, малый объѐм памяти, недостаточный уровень сформированности
мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение), навыков чтения, устной и письменной
речи. В связи с этим для учащихся с задержкой психического развития, наиболее
приемлемы комбинированные уроки, на которых осуществляется дифференцированный
подход при выборе методов обучения и деятельности обучающихся с учетом их
психофизиологических особенностей. Уроки проводятся на основе методики поэтапного
формирования умственных действий (психологическая школа П.Я. Гальперина).
Весь учебный процесс основан на принципах коррекционно-развивающего обучения,
направленный на коррекцию имеющихся у обучающихся недостатков в развитии, пробелов
в знаниях и опирается на субъективный опыт школьников и связь с реальной жизнью.
1

Принципы
Динамичность восприятия
Продуктивная обработка
информации
Развитие и коррекция
высших психических
функций
Мотивация к учению

Методы реализации на уроке
Задания по степени нарастания трудности; включение в урок
заданий, предполагающих различный доминантный характер;
смена видов деятельности
Задания, предполагающие самостоятельную обработку
информации; дозированная поэтапная помощь педагога;
перенос способа обработки информации на свое
индивидуальное задание
Включение в урок специальных упражнений по коррекции
высших психических функций; задания с опорой на несколько
анализаторов.
Постановка законченных инструкций; включение в урок
современных реалий; создание условий для достижения
учебного результата, а не получения оценки; проблемные
задания, познавательные вопросы; развернутая словесная
оценка.

Выбор для учащихся с ЗПР учебно-методического комплекса (УМК) по информатике
для 5-6 классов основной школы Л. Л. Босовой, А. Ю. Босовой обоснован тем, что в нем не
только определена последовательность изучения учебного материала, пути формирования
системы знаний, умений и способов деятельности, но и пути развития, воспитания и
социализации учащихся. Материал в учебниках изложен так, чтобы не только дать учащимся
необходимые теоретические сведения, но и подвести их к систематизации, осмыслению и
обобщению уже имеющегося опыта (ключевые слова, основные понятия в рубрике «Самое
главное», графические схемы, навигационная полоса со специальными значками).
Электронные приложения к учебнику содержат анимации, интерактивные модели, слайдшоу, мультимедийные презентации ко всем параграфам учебников, делающие изложение
материала более наглядным и увлекательным.
В УМК с учетом возрастных особенностей учеников 5-6 классов разработан
компьютерный практикум. Работы состоят из нескольких уровней сложности. Первый
уровень сложности содержит обязательные, небольшие задания, знакомящие учащихся с
минимальным набором необходимых технологических приемов по созданию
информационного объекта. Для каждого такого задания предполагается подробная
технология его выполнения, во многих случаях приводится образец того, что должно
получиться в итоге. В заданиях второго уровня сложности учащиеся должны самостоятельно
выстроить технологическую цепочку и получить требуемый результат. Предполагается, что
на данном этапе учащиеся смогут получить необходимую для работы информацию в
описании предыдущих заданий. Задания третьего уровня сложности ориентированы на
наиболее продвинутых учащихся. Эти задания могут быть предложены таким школьникам
для самостоятельного выполнения в классе или дома. Цепочки заданий практических работ
строятся так, чтобы каждый следующий шаг работы опирался на результаты предыдущего
шага, приучал ученика к постоянным «челночным» движениям от промежуточного
результата к условиям и к вопросу, определяющему цель действия, формируя тем самым
умение учиться, а также самостоятельность, ответственность и инициативность школьников.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Сформулированные цели реализуются через достижение образовательных
результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам общего образования,
отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности. Они
включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Особенность
информатики заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности
(включая использование средств ИКТ) имеют значимость для других предметных областей и
формируются при их изучении.
2

Образовательные результаты сформулированы в деятельностной форме, это служит
основой для разработки контрольных измерительных материалов основного общего
образования по информатике.
Личностные результаты:

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию;

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики;

развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметные результаты:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;

смысловое чтение;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации; владение устной и письменной речью;

формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).
Предметные результаты:
в сфере познавательной деятельности:

освоение основных понятий и методов;

выявление основных информационных процессов в реальных ситуациях, нахождение
сходства и различия протекания информационных процессов в биологических, технических
и социальных системах;

выбор языка представления информации в соответствии с поставленной целью,
определение внешней и внутренней формы представления информации;

преобразование информации из одной формы представления в другую без потери её
смысла и полноты;

оценка информации с позиции интерпретации её свойств человеком или
автоматизированной системой (достоверность, актуальность, объективность, полнота и др.);

оценивание числовых параметров информационных процессов (объема памяти,
необходимого для хранения информации);

решение задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств
информационных технологий;
в сфере ценностно-ориентационной деятельности:

понимание роли информационных процессов как фундаментальной реальности
окружающего мира и определяющего компонента современной информационной
цивилизации;

оценка информации, получаемой из средств массовой информации, свидетельств
очевидцев, интервью; умение отличать корректную аргументацию от некорректной;

авторское право и интеллектуальная собственность;
3

в сфере коммуникативной деятельности:

осознание
основных психологических особенностей восприятия информации
человеком;

получение представления
о возможностях получения и передачи информации с
помощью электронных средств связи;

овладение навыками передачи информации по электронной почте;

соблюдение норм этикета, российских и международных законов при передаче
информации по телекоммуникационным каналам;
в сфере трудовой деятельности

знакомство с основными программными средствами персонального компьютера –
инструментами деятельности (интерфейс, круг решаемых задач);

выбор средств информационных технологий для решения поставленной задачи;

использование текстовых редакторов для создания и оформления текстовых
документов;

решения задач вычислительного характера;

создание и редактирование рисунков, слайдов презентаций;

использование инструментов визуализации для наглядного представления числовых
данных и динамики их изменения;
в сфере охраны здоровья:

понимание особенностей работы со средствами информатизации, их влиянии на
здоровье человека, владение профилактическими мерами по борьбе с этими средствами;

соблюдение требований техники безопасности и гигиены в работе с компьютером и
другими средствами информационных технологий.

Тематическое планирование
№

Название темы

1
2
3
4
5

Информация вокруг нас
Компьютер
Подготовка текстов на компьютере
Компьютерная графика
Создание
мультимедийных
объектов
Объекты и системы
Информационные модели
Алгоритмика
Повторение
Итого:

6
7
8
9

Количество часов
общее
теория
практика
11
10
1
7
2
5
7
1
6
6
1
5
7
1
6
8
10
10
2
68

6
5
4
0
30

2
5
6
2
38

4


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».