Рабочая программа учебного курса «Практикум по информатике» для обучающихся 10 класса

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1 р.п. Мокшан

РАССМОТРЕНО
на педагогическом совете

УТВЕРЖДЕНО
директором школы
________________________
Швецов А.В.
Приказ № 50
от «31» августа 2023 г.

Протокол № 1
от «30» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Практикум по информатике»
для обучающихся 10 класса

Мокшан 2023

Оглавление
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА .....................................3
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ..........................................................................................6
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ................................................................................................8

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основная цель изучения учебного предмета «Практикум по информатике» (10 класс)
на базовом уровне среднего общего образования – обеспечение дальнейшего развития
информационных компетенций выпускника, его готовности к жизни в условиях
развивающегося информационного общества и возрастающей конкуренции на рынке труда. В
связи с этим изучение информатики в 10 классе должно обеспечить:
- сформированность представлений о роли информатики, информационных и
коммуникационных технологий в современном обществе;
- сформированность основ логического и алгоритмического мышления;
- сформированность умений различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы,
видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определённой системой
ценностей, проверять на достоверность и обобщать информацию;
- сформированность представлений о влиянии информационных технологий на жизнь
человека в обществе; понимание социального, экономического, политического,
культурного, юридического, природного, эргономического, медицинского и
физиологического контекстов информационных технологий;
- принятие правовых и этических аспектов информационных технологий; осознание
ответственности людей, вовлечённых в создание и использование информационных
систем, распространение информации.
- создание условий для развития навыков учебной, проектной, научно-исследовательской
и творческой деятельности, мотивации учащихся к саморазвитию.
Личностные и метапредметные результаты освоения учебного предмета «Информатика»
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования
устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной
программы:
• личностным, включающим готовность и способность учащихся к саморазвитию и
личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и
целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и
межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих
личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую
культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к
осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;
• метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия
и
универсальные
учебные
действия
(регулятивные,
познавательные,
коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной
практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности
и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к
построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками
учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;
• предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного
предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности
по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и
применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях,
формирование научного типа мышления, владение научной терминологией,
ключевыми понятиями, методами и приемами.
К личностным результатам, на становление которых оказывает влияние изучение курса
информатики на ступени среднего общего образования, можно отнести:
-ориентация учащихся на реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность,
креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить
цели и строить жизненные планы;
-принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентно е отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;

-российская и идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и
судьбе России, патриотизм;
- готовность учащихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их
права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно-значимой деятельности;
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог
с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать
для их достижения;
–развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, проектной и других
видах деятельности.
-мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, понимание значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией
о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественно науки, заинтересованность в
научных знаниях об устройстве мира и общества;–готовность и способность к образованию, в
том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
–уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
–осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных
планов;
–готовность учащихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия
в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД): регулятивной, познавательной, коммуникативной. На становление регулятивной группы универсальных учебных действий традиционно более всего ориентирован раздел курса информатики
В результате изучения элективного курса «Практикум по информатике» (10 класс) на
уровне среднего общего образования:
Учащийся на базовом уровне научится:
- определять информационный объем графических и звуковых данных при заданных
условиях дискретизации;
- строить логическое выражение по заданной таблице истинности; решать несложные
логические уравнения;
- использовать готовые прикладные компьютерные программы в соответствии с типом
решаемых задач и по выбранной специализации;
- понимать и использовать основные понятия, связанные со сложностью вычислений
(время работы, размер используемой памяти);
- аргументировать выбор программного обеспечения и технических средств ИКТ для
решения профессиональных и учебных задач, используя знания о принципах построения
персонального компьютера и классификации его программного обеспечения;
- создавать структурированные текстовые документы и демонстрационные материалы с
использованием возможностей современных программных средств;
- соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе за персональным
компьютером в соответствии с нормами действующих СанПиН.
Учащийся на базовом уровне получит возможность научиться:
- выполнять эквивалентные преобразования логических выражений, используя законы
алгебры логики, в том числе и при составлении поисковых запросов;
- переводить заданное натуральное число из двоичной записи в восьмеричную и
шестнадцатеричную и обратно; сравнивать, складывать и вычитать числа, записанные в
двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;
- использовать знания о графах, деревьях и списках при описании реальных объектов и
процессов;

-

-

-

-

строить неравномерные коды, допускающие однозначное декодирование сообщений,
используя условие Фано; использовать знания о кодах, которые позволяют
обнаруживать ошибки при передаче данных, а также о помехоустойчивых кодах ;
понимать важность дискретизации данных; использовать знания о постановках задач
поиска и сортировки; их роли при решении задач анализа данных;
классифицировать программное обеспечение в соответствии с кругом выполняемых
задач;
понимать основные принципы устройства современного компьютера и мобильных
электронных устройств; использовать правила безопасной и экономичной работы с
компьютерами и мобильными устройствами;
понимать общие принципы разработки и функционирования интернет- приложений;
создавать веб-страницы; использовать принципы обеспечения информационной
безопасности, способы и средства обеспечения надежного функционирования средств
ИКТ;
критически оценивать информацию, полученную из сети Интернет.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

В результате освоения содержания среднего (полного) общего образования учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и
способов деятельности. Овладение общими умениями, навыками, способами деятельности как
существенными элементами культуры является необходимым условием развития и социализации школьников.
Познавательная деятельность
Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование и др.). Определение структуры объекта познания,
поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого.
Умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных
связей.
Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих
стандартное применение одного из них.
Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому.
Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике. Использование практических и лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ.
Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться
от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих
работ; участие в проектной деятельности.
Информационно-коммуникативная деятельность
Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного
текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.
Осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста. Использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.).
Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение,
участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).
Создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную
информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно). Составление плана,
тезисов, конспекта. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.
Умение перефразировать мысль (объяснять "иными словами"). Выбор и использование
выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и

др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.
Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.
Рефлексивная деятельность
Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование,
определение оптимального соотношения цели и средств и др.). Владение навыками контроля и
оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей. Оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, своего физического и эмоционального состояния. Осознанное
определение сферы своих интересов и возможностей. Соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни.
Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности
с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.).
Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина,
члена общества и учебного коллектива.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
10 класс
Введение. Информация и информационные процессы
Глава 1. Информация и информационные процессы
Роль информации и связанных с ней процессов в окружающем мире. Различия в представлении
данных, предназначенных для хранения и обработки в автоматизированных компьютерных
системах, и данных, предназначенных для восприятия человеком. Системы. Компоненты системы и их взаимодействие. Универсальность дискретного представления информации.
§1. Информация. Информационная грамотность и информационная культура 1. Информация, её
свойства и виды 2. Информационная культура и информационная грамотность 3. Этапы работы
с информацией 4. Некоторые приёмы работы с текстовой информацией
§2. Подходы к измерению информации 1. Содержательный подход к измерению информации 2.
Алфавитный подход к измерению информации 3. Единицы измерения информации
§3. Информационные связи в системах различной природы 1. Системы 2. Информационные
связи в системах 3. Системы управления
§4. Обработка информации 1. Задачи обработки информации 2. Кодирование информации 3.
Поиск информации
§5. Передача и хранение информации 1. Передача информации 2. Хранение информации
Глава 3. Представление информации в компьютере
§14. Кодирование текстовой информации 1. Кодировка АSCII и её расширения 2. Стандарт
UNICODE 3. Информационный объём текстового сообщения
§15. Кодирование графической информации 1. Общие подходы к кодированию графической
информации 2. О векторной и растровой графике 3. Кодирование цвета 4. Цветовая модель
RGB 5. Цветовая модель HSB 6. Цветовая модель CMYK
§ 16. Кодирование звуковой информации 1. Звук и его характеристики 2. Понятие звукозаписи
3. Оцифровка звука.
Математические основы информатики
Глава 1. Информация и информационные процессы
Тексты и кодирование Равномерные и неравномерные коды. Условие Фано

§4. Обработка информации 4.2. Кодирование информации
Глава 3. Представление информации в компьютере
Системы счисления Сравнение чисел, записанных в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления. Сложение и вычитание чисел, записанных в этих системах счисления
§10. Представление чисел в позиционных системах счисления 1. Общие сведения о системах
счисления 2. Позиционные системы счисления 3. Перевод чисел из q-ичной в десятичную систему счисления
§11. Перевод чисел из одной позиционной системы счисления в другую 1. Перевод целого десятичного числа в систему счисления с основанием q 2. Перевод целого десятичного числа в двоичную систему счисления 3. Перевод целого числа из системы счисления с основанием p в систему счисления с основанием q 4. Перевод конечной десятичной дроби в систему счисления с
основанием q 5. «Быстрый» перевод чисел в компьютерных системах счисления
§12. Арифметические операции в позиционных системах счисления 1. Сложение чисел в системе счисления с основанием q 2. Вычитание чисел в системе счисления с основанием q 3. Умножение чисел в системе счисления с основанием q 4. Деление чисел в системе счисления с основанием q 5. Двоичная арифметика.
§13. Представление чисел в компьютере 1. Представление целых чисел 2. Представление вещественных чисел
Глава 4. Элементы теории множеств и алгебры логики
Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики Операции «импликация», «эквивалентность». Примеры законов алгебры логики. Эквивалентные преобразования
логических выражений. Построение логического выражения с данной таблицей истинности.
Решение простейших логических уравнений. Нормальные формы: дизъюнктивная и конъюнктивная нормальная форма
§17. Некоторые сведения из теории множеств 1. Понятие множества 2. Операции над множествами 3. Мощность множества
§18. Алгебра логики 1. Логические высказывания и переменные 2. Логические операции 3. Логические выражения 4. Предикаты и их множества истинности
§19. Таблицы истинности 1. Построение таблиц истинности 2. Анализ таблиц истинности
§20. Преобразование логических выражений 1. Основные законы алгебры логики 2. Логические
функции 3. Составление логического выражения по таблице истинности и его упрощение
§21. Элементы схемотехники. Логические схемы 1. Логические элементы 2. Сумматор 3. Триггер
§22. Логические задачи и способы их решения 1. Метод рассуждений 2. Задачи о рыцарях и
лжецах 3. Задачи на сопоставление. Табличный метод 4. Использование таблиц истинности для
решения логических задач 5. Решение логических задач путём упрощения логических выражений
Использование программных систем и сервисов
Компьютер – универсальное устройство обработки данных
Программная и аппаратная организация компьютеров и компьютерных систем. Архитектура
современных компьютеров. Персональный компьютер. Программное обеспечение (ПО) компьютеров и компьютерных систем. Различные виды ПО и их назначение. Особенности программного обеспечения мобильных устройств. Организация хранения и обработки данных, в том числе с использованием интернет-сервисов, облачных технологий и мобильных устройств. Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение, технологические требования при эксплуатации компьютерного рабочего места

Глава 2. Компьютер и его программное обеспечение
§6. История развития вычислительной техники 1. Этапы информационных преобразований в
обществе 2. История развития устройств для вычислений 3. Поколения ЭВМ
§7. Основополагающие принципы устройства ЭВМ 1. Принципы Неймана-Лебедева 2. Архитектура персонального компьютера 3. Перспективные направления развития компьютеров
§8. Программное обеспечение компьютера 1. Структура программного обеспечения 2. Системное программное обеспечение 3. Системы программирования 4. Прикладное программное
обеспечение
§9. Файловая система компьютера 1. Файлы и каталоги 2. Функции файловой системы 3. Файловые структуры
Подготовка текстов и демонстрационных материалов
Средства поиска и автозамены. История изменений. Использование готовых шаблонов и создание собственных. Разработка структуры документа, создание гипертекстового документа. Реферат и аннотация. Оформление списка литературы.
Глава 5. Современные технологии создания и обработки информационных объектов
§23. Текстовые документы 1. Виды текстовых документов 2. Виды программного обеспечения
для обработки текстовой информации 3. Создание текстовых документов на компьютере 4.
Средства автоматизации процесса создания документов 5. Совместная работа над документом
6. Оформление реферата как пример автоматизации процесса создания документов
§24. Объекты компьютерной графики 1. Компьютерная графика и её виды 2. Форматы графических файлов 3. Понятие разрешения 4. Цифровая фотография
§25. Компьютерные презентации 1. Виды компьютерных презентаций 2. Создание презентаций

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Наименование разделов (тем)

Информация и информационные
процессы
2.
Компьютер и его программное
обеспечение
3.
Представление информации в
компьютере
4.
Элементы теории множеств и алгебры логики
5.
Современные технологии создания и обработки информационных
объектов
6.
Повторение. Итоговое тестирование.
Итого:
1.

Колво
часов

Изучение
материала

Практическая
часть

9

5

2

1

9

4

Повторение

Контроль

1

8

1

4

2

2
34

12

1

1

1

3

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 Р.П.
МОКШАН, Швецов Андрей Валериевич, Директор

02.10.23 15:22 (MSK)

Сертификат 495A6F30B98F12AC5D694D77013B73D2

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».