Программа курса «Финансовая грамотность. Современный мир» предметной области «Общественно-научные предметы» для обучающихся 7-8 классов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1 р.п. Мокшан

РАССМОТРЕНО
на педагогическом совете
Протокол №1 от «30» августа
2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
директором школы
________________________
Швецов А.В.
Приказ №50 от «31» августа
2023 г.

ПРОГРАММА
курса «Финансовая грамотность. Современный мир»
предметной области «Общественно-научные предметы» для
обучающихся 7-8 классов

Мокшан, 2023г

2

Нормативно-правовую основу настоящей программы по учебному
предмету «финансовая грамотность» составляют следующие документы:
федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);
распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 сентября
2017 года №2039-р об утверждении Стратегии повышения финансовой
грамотности в Российской Федерации на период 2017-2023 годы;
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции
приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577).
Программа (далее – программа) разработана на основе требований
федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования к результатам освоения основной образовательной
программы

основного

общего

образования

предметной

области

«Общественно-научные предметы».
Программа включает пояснительную записку, в которой раскрываются
цели изучения финансовой грамотности, даётся общая характеристика курса,
определяется место учебного курса «Финансовая грамотность. Современный
мир» в учебном плане, раскрываются основные подходы к отбору
содержания курса, характеризуются его основные содержательные линии.
Программа устанавливает требования к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования по финансовой
грамотности на личностном, метапредметном и предметном уровнях,
примерное

содержание

учебного

курса

«Финансовая

грамотность.

Современный мир».
Программа

определяет

содержание

учебного

курса,

основные

методические стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся
средствами учебного предмета.

3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В рамках учебного курса «Финансовая грамотность. Современный
мир»

предполагается

оспособление

обучение

будущего

учащихся

потребителя

финансовой

финансовых

грамотности,

услуг

важными

жизненными финансовыми знаниями и умениями, необходимыми в
повседневной

жизни

любого

человека.

Содержание

программы

ориентировано на дополнение основных общественно-научных предметов,
таких как: обществознание, история, география и нацелено на формирование
финансовой

грамотности

у

учащихся

7—8

классов

в

пределах

познавательных способностей и потребностей подростков 14—16 лет.
Цели и задачи изучения учебного курса «Финансовая грамотность.
Современный мир»
Целью курса является создание условий для формирования финансовой
грамотности у учащихся 7—8 классов на базовом уровне, отражающем
финансовые потребности подростка 14—16 лет.
В соответствии с этим в курсе «Финансовая грамотность. Современный
мир» актуализируются следующие задачи:
• формирование базовых ценностей, отражающих идею грамотного
финансового поведения, включающего бережное отношение к личным,
семейным, школьным, общественным финансовым и физическим
ресурсам; осознание ценности семьи и ее хозяйственной основы;
• формирование

чувства

ответственности

за

взятые

на

себя

обязательства, понимания возможности и необходимости защиты прав
потребителя финансовых услуг в случае их нарушения;
• формирование представлений об основных социальных ролях в
области взаимодействия с финансовыми организациями и управления
личными финансами;
• формирование целостного мировоззрения в области общественных
наук, соответствующего современному уровню развития науки и
информационных технологий, включающего

базовые знаний об

4

устройстве

финансового

рынка,

о

финансовых

институтах

и

организациях, с которыми сталкивается любой человек в современном
обществе;
• формирование

умений,

включающих

способность

работать

с

различными источниками финансовой информации, использовать
разнообразные

финансовые

инструменты,

вести

элементарные

финансовые расчёты (процентные ставки, бюджет, обменный курс
валют и др.);
• развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение
практического опыта исследовательской работы по финансовой
грамотности, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Общая характеристика учебного предмета
Курс

«Финансовая

грамотность.

Современный

мир»

отражает

современные тенденции развития образования, имеет тесные межпредметные
связи с курсами обществознания, истории, географии.
Современное общество очень быстро меняется во всех сферах. Особо
динамичными являются области науки, техники, технологий производства и
оказания различных услуг, что вынуждает современного человека следовать
за этими изменениями, быть активным, хорошо ориентироваться в большом
потоке информации, осваивать различные не только профессиональные, но и
повседневные бытовые технологии.
Эти тенденции также отражаются на области личных финансов
современной семьи, и в том числе современного подростка. Уже с раннего
детства ребёнок имеет дело с деньгами: он совершает покупки в магазине
(нередко и в интернет-магазине), копит на какую-то желанную вещь,
является потребителем семейных, школьных и общественных благ, имеет
карманные деньги и распоряжается ими.
Знания в области личных финансов приобретают особую актуальность
для подростка с 14 лет, когда согласно российскому законодательству

5

несовершеннолетний может открывать вклады и, как следствие, иметь
дебетовые банковские карты. А на совершение покупок через Интернет,
ведение электронных кошельков вообще нет возрастных ограничений.
Именно сфера так называемых повседневных финансов вбирает в себя
достижения науки и техники: появляются новые технологии оплаты и
финансовые продукты, оградить от использования которых ни детей, ни
взрослых практически невозможно. Тем более грамотное пользование
финансовыми инструментами позволяет не только решать повседневные
задачи (например, оплата покупок, совершение платежей, формирование
накоплений и сбережений, инвестирование и др.), но и повышать личное и
семейное благосостояние.
Современные

дети

быстрее

взрослых

начинают

использовать

различные инновационные финансовые технологии и продукты. Они очень
быстро понимают принципы их работы, включают их в повседневную жизнь,
используют для решения бытовых задач (например, покупка компьютерных
игр в Интернете, оплата билетов в кино с помощью бесконтактных
технологий и др.). Но нередко при совершении различных финансовых
действий дети не задумываются об элементарных правилах финансовой
безопасности
необходимо

и

легко

обучить

поддаются
их

не

на

только

уловки

мошенников,

грамотному

поэтому

взаимодействию

с

финансовыми организациями, но и безопасному использованию различных
финансовых инструментов.
Современное школьное образование призвано не только заложить
фундамент в понимании устройства мира и его составных элементов, но и
научить действовать на опережение в этом мире. Это означает, что нужно не
только дать обучающимся конкретную фактическую информацию, но и
создать для них условия для освоения обобщённых способов разумного
поведения в различных сферах жизни человека. Данный курс и по
содержанию, и по формам организации учебной деятельности способен

6

решить эту педагогическую задачу в части финансовой и во многом
экономической и правовой грамотности.
Место учебного курса «Финансовая грамотность. Современный мир» в
учебном плане
По своей структуре Программа является общеобразовательной,
предназначена для реализации на уровне основного общего образования.
Реализация Программы рассчитана на два года обучения (7—8 классы),
содержит вариативную часть и может быть предназначена для использования
во внеурочной деятельности, предполагает разные варианты формирования
календарно-тематического планирования.
Учебный курс «Финансовая грамотность. Современный мир»
составлен на основе требований к предметным результатам освоения
основной образовательной программы, представленной в федеральном
государственном образовательном стандарте основного общего образования,
и рассчитан на общую учебную нагрузку в объемах, реализуемых в
варианте:
•

35 ч (1 ч в неделю в течение одного года);
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
курса
Результаты изучения учебного курса «Финансовая грамотность.

Современный мир» на уровне основного общего образования должны быть
ориентированы на применение знаний, умений в учебных ситуациях и
реальных жизненных условиях и отражать:
Личностные результаты обучения:
• формирование субъектной позиции у обучающихся, понимание
необходимости быть самостоятельными в принятии решений;

7

• формирование у обучающихся ценностей ответственного поведения в
области личных финансов и потребления различных ресурсов семьи,
школы, общества и государства;
•

формирование

элементарных

финансовых

знаний

современного

человека;
• готовность и способность обучающихся к самообразованию в области
финансовой грамотности на всех жизненных этапах;
• формирование уважительного отношения к труду и трудовым и
финансовым правам;
• готовность обладать правами потребителей финансовых услуг и
защищать эти права в случае их нарушения;
• готовность осваивать правила поведения при взаимодействии с
финансовыми организации и государственными органами, роли и
формы финансовой жизни семьи.
Метапредметные результаты обучения, включающие:
Регулятивные универсальные учебные действия:
1. Умение самостоятельно определять цели обучения,
ставить

и

формулировать

новые

задачи

в

учёбе

и

познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей

познавательной

деятельности

через

понимание

необходимости инвестирования в свой человеческий капитал.
Обучающийся сможет:
•

анализировать

существующие

и

планировать

будущие образовательные результаты;
•

идентифицировать собственные проблемы, которые

можно решить с использованием услуг финансовых организаций;
•

разрабатывать способы решения проблем в области

личных финансов;
•

ставить

финансовые

цели

свойственной

8

деятельности;
•

формулировать

достижения

учебные

поставленной

цели

задачи

как

практической

шаги

для

финансовой

деятельности;
•

обосновывать целевые ориентиры и приоритеты

ссылками на ценности, указывая логическую последовательность
шагов.
2. Умение

самостоятельно

планировать

пути

достижения финансовых целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и практических финансовых задач. Обучающийся
сможет:
•

определять необходимые действия в соответствии с

учебной и практической финансовой задачей и составлять
алгоритм их выполнения;
•

обосновывать

и

осуществлять

выбор

наиболее

эффективных способов решения учебных и практических
финансовых задач;
•

выстраивать жизненные планы на краткосрочное

будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им
задачи

и

предлагать

действия,

указывая

и

обосновывая

логическую последовательность шагов);
•

выбирать

из

предложенных

вариантов

и

самостоятельно искать способы решения задач в области личных
финансов;
•

составлять план решения финансовой проблемы

(выполнение проекта, проведение исследования);
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми
результатами, осуществлять контроль своей деятельности в

9

процессе достижения результата.
Обучающийся сможет:
• оценивать свою деятельность, аргументируя причины
достижения или отсутствия планируемого результата;
• находить достаточные средства для выполнения учебных
действий

в

изменяющейся

ситуации

и/или

при

отсутствии

планируемого результата;
• работая по своему плану, вносить коррективы в текущую
деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения
запланированных характеристик продукта/результата;
• устанавливать связь между полученными характеристиками
продукта и процесса деятельности и по завершении деятельности
предлагать изменение характеристик процесса для получения
улучшенных характеристик продукта.
Познавательные универсальные учебные действия:
1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии

для

следственные

классификации,
связи,

строить

устанавливать
логическое

причиннорассуждение,

умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать
выводы. Обучающийся сможет:
• выделять явление из общего ряда других явлений;
• определять

обстоятельства,

которые

предшествовали

возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств
выделять определяющие, способные быть причиной данного
явления, выявлять причины и следствия явлений;
• строить рассуждение от общих закономерностей к частным
явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
• строить рассуждение на основе сравнения предметов и

10

явлений, выделяя при этом общие признаки;
• излагать полученную информацию, интерпретируя её в
контексте решаемой задачи;
• самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся
в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности
информации;
• делать вывод на основе критического анализа разных точек
зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или
самостоятельно полученными данными.
2. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
• находить в тексте требуемую информацию (в соответствии
с целями своей деятельности);
• ориентироваться в содержании текста, понимать целостный
смысл текста, структурировать текст;
• устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий,
явлений, процессов;
• критически оценивать содержание и форму текста.
3.

Развитие

мотивации

к

овладению

культурой

активного

использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
• определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
• осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами,
словарями;
• формировать множественную выборку из поисковых источников для
объективизации результатов поиска;
• соотносить полученные результаты поиска со своей
деятельностью.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность.

11

2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей для планирования и регуляции своей деятельности;
владение устной и письменной речью, монологической контекстной
речью. Обучающийся сможет:
• соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и
дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
• высказывать

и

обосновывать

мнение

(суждение)

и

запрашивать мнение партнёра в рамках диалога;
• принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с
собеседником;
• создавать письменные клишированные и оригинальные
тексты с использованием необходимых речевых средств;
• использовать вербальные средства (средства логической
связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
• использовать

невербальные

средства

или

наглядные

материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
• делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации
непосредственно после завершения коммуникативного контакта и
обосновывать его;
Предметным результаты обучения:
освоение базовых понятий и знаний, отражающих устройство
финансового сектора и принципов его функционирования в современном
обществе,

в частности: деньги, финансы, банк, инфляция, валюта,

финансовый риск и его виды, способы минимизации, семейный бюджет,
правила ведения семейного бюджета, трудовая дееспособность, трудовые
права подростка, гражданско-правовые и трудовые отношения, финансовые
услуги и продукты, инвестиционные компании, страховые компании,
банковский вклад и счёт, банковская карта, финансовая безопасность,

12

финансовая цель, страхование и его виды, минимизация финансовых затрат
при планировании путешествий, накопления и правила их формирования,
защита прав потребителя финансовых услуг, финансовое мошенничество,
финансовая система государства, государственный бюджет, налоги и их виды
и способы уплаты, налоговые вычеты и способы их оформления,
человеческий капитал и способы инвестирования в него для увеличения
благосостояния в будущем.
освоение

предметных

умений,

включающих

умения

вести

элементарные финансовые расчёты и использовать финансовую информацию
для принятия решений.
Освоение компетенции финансовой грамотности:
• оценивать выгоды и издержки, сопряжённые с использованием
разных видов денег;
• выбирать вид денег для использования в конкретной жизненной
ситуации;
• оценивать риски, связанные с использованием различных видов
денег, учитывать их при осуществлении различных финансовых
операций;
• оптимизировать расходы семейного бюджета;
• оценивать семейные и личные потребности и желания с точки
зрения финансовых возможностей семьи;
• совершать «умные» покупки на основе анализа, сравнения и
оценки различных вариантов;
• определять ресурсы, которые могут приносить доход и находить
способы увеличения доходов семьи;
• грамотно составлять семейный бюджет с учётом возможных
рисков и финансовых потерь;
• находить (подбирать) варианты личного заработка в конкретных
жизненных условиях;

13

• оценивать предлагаемые условия найма на работу с позиции
соблюдения трудовых прав несовершеннолетнего;
• защищать свои права работника в случае их нарушения;
• выбирать

наиболее

подходящий

вклад

для

конкретной

жизненной ситуации;
• грамотно

выбирать

банковскую

карту

и

безопасно

её

использовать;
• формировать план накоплений на финансовую цель;
• выбирать

страховой

продукт

для

конкретных

жизненных

ситуаций;
• находить наиболее выгодные способы организации путешествий;
• защищать свои права потребителя финансовых услуг;
• определять налоги и сроки их выплаты в разных жизненных
ситуациях;
• оценивать имущество и доходы с точки зрения расходов на
налоги,

планирования

своевременной

уплаты

налогов

и

оформления налогового вычета;
• определять способы инвестиций в свой человеческий капитал;
• формировать

свою

траекторию

накопления

человеческого

капитала.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
«ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ. СОВРЕМЕННЫЙ МИР»
Раздел 1. Что такое современные деньги. Риски их использования
Знание и понимание
Деньги как средства увеличения благосостояния, при котором деньги не
выступают в качестве самоцели. Понимание необходимости грамотного
распоряжения деньгами. Суть, виды и функции денег, номинал, эмитент,
эмиссия; российская и иностранная валюты. Установление стоимости денег,

14

определение того, что на неё влияет и как она может меняться. Принципы
совершения обмена денег разных видов. Двухуровневая банковская система,
центральный банк, коммерческий банк, денежно-кредитная политика,
стоимость денег, инфляция, покупательная способность, валюта, валютный
курс, цена заимствования, виды денег (наличные, безналичные, электронные,
иностранная валюта, квазиденьги, цифровые деньги). Выгоды разных
инструментов управления безналичными деньгами в разных ситуациях,
понимание того, что наличные деньги не единственная форма оплаты
товаров и услуг. Необходимость иметь финансовую «подушку безопасности»
на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций. Риски при
пользовании деньгами.
Способы деятельности
• ведение расчёта суммы денег для обмена различных валют по их курсу;
• анализ финансовых рисков;
• поиск информации по истории денег, подлинности денег, их видов и
форм;
• оценка выгоды и издержки, сопряжённых с использованием разных
видов денег;
• выбор вида денег для использования в конкретной жизненной
ситуации;
• оценка рисков, связанных с использованием различных видов денег,
учет их при осуществлении различных финансовых операций.
Раздел 2. Семейный бюджет
Знание и понимание
Ограниченность ресурсов семьи (в том числе денежных) и необходимости
бережного отношения к ним. Финансовые права и обязанности членов семьи.
Семейные финансы, статьи расходов семьи, обязательные, необязательные и
излишние расходы. Необходимость учёта и планирования своих доходов и
расходов. Финансовая «подушка безопасности». Взаимосвязь потребности и

15

покупки. Необходимость оценки различных вариантов совершения покупок.
Обдуманная покупка, эмоциональная покупка, кешбэк, дистанционные
покупки, безопасные покупки в Интернете. Последствия совершения
спонтанных покупок. Риски при покупке товаров и услуг. Источники
семейных доходов, денежные и неденежные доходы, регулярные, временные
и разовые доходы, номинальные, располагаемые и реальные располагаемые
доходы, активные и пассивные доходы. Регулярные и нерегулярные
источники доходов. Влияние множества факторов на размер доходов членов
семьи влияют множество факторов и способы их увеличения. Бюджет семьи,
профицит, дефицит; правила ведения семейного бюджета.
Способы деятельности
• ведение расчётов расходов семейного (личного) бюджета;
• ранжирование расходов по степени важности;
• определение реальных потребностей, стоящих за разными расходами;
• поиск информации о ценах и качестве товаров и услуг в различных
источниках;
• ведение расчётов по доходам и расходам семейного бюджета, в том
числе с использованием различных программ;
• поиск информации в различных источниках о грамотном ведении
семейного бюджета.
• оценка семейных и личных потребностей и желания с точки зрения
финансовых возможностей семьи;
• определение ресурсов, которые могут приносить доход;
• грамотное составление семейного бюджета с учётом возможных
рисков и финансовых потерь.
Раздел 3. Личный доход подростка и возможности трудоустройства
Знание и понимание

16

Полная

дееспособность,

несовершеннолетний.
несовершеннолетних
деятельности
трудовая

эмансипация,

Гражданские
и

трудовые

совершеннолетних.

несовершеннолетним.

деятельность

дееспособность.

и

недееспособный,

подростка.

малолетний,

права

малолетних,

Осуществление

Законодательное
Трудовые

трудовой

регулирование

отношения,

трудовая

Права несовершеннолетнего работника и их защита.

Личные доходы подростка и их виды, предпринимательская деятельность.
Гражданско-правовые отношения, особенности трудовых прав подростка.
Правовые и финансовые последствия заключения разных видов договоров.
Премия, заработная плата, подоходный налог, ИНН, СНИЛС.
Способы деятельности:
• расчет размер дохода, которую работник получает после удержания
НДФЛ;
• поиск информации в различных источниках по теме защиты трудовых
прав;
• поиск и подбор вариантов личного заработка в конкретных жизненных
условиях;
• оценка предлагаемых условий найма на работу с позиции соблюдения
трудовых прав несовершеннолетнего;
• защита прав работника в случае их нарушения.
Раздел 4. Финансовые организации и их услуги
Знание и понимание
Взаимосвязь

финансовых

потребностей

и

деятельности

финансовых

организаций. Финансовые услуги и их виды. Финансовые продукты.
Финансовые

организации

инвестиционные

компании,

страховые

компании).

Платёжная

система,

Цели

(банк,

микрофинансовые

негосударственные
деятельности

финансовый

пенсионные

финансовых

инструмент,

организации,
фонды,

организаций.

финансовый

продукт.

Коммерческий банк, Банк России и его деятельность. Банковский счёт,

17

банковский вклад, договор банковского вклада, сумма вклада, система
страхования вкладов, параметры вкладов, капитализация, доходность вклада.
Выбор вида вклада и финансовые задачи вкладчика. Банковская карта, виды
банковских карт (дебетовая, кредитная), кредитная история, правила
пользования банковскими картами, аутентификация, PIN-код, мобильный
банк, интернет-банк. Издержки и выгоды пользования банковскими картами.
Риски мошенничества при пользовании банковской картой. Правила
безопасного использования банковских карт. Взаимные обязанности банка и
держателя банковских карт. Накопление, эмоциональная и финансовая цель,
грамотное составление плана накоплений, источники накоплений подростка.
Постановка финансовых целей и планирование их достижения. Страхование.
Страховые и нестраховые риски. Минимизация рисков с помощью
страхования. Самострахование, взаимное страхование, страховой фонд,
страховой

случай,

страховщик,

страхователь,

застрахованное

лицо,

выгодоприобретатель, страховой полис, страховая сумма, страховая выплата,
страховая премия, страховые взносы, имущественное страхование, ОСАГО,
личное страхование, медицинское страхование, пенсионное страхование,
социальное страхование. Финансово грамотное путешествие и минимизация
затрат. Базовые права потребителя финансовых услуг, моральный вред,
способы возмещения потерь потребителю, способы защиты прав потребителя
финансовых

услуг,

Роспотребнадзор,

финансовый

омбудсмен,

мошенничество, финансовые пирамиды.
Способы деятельности:
• расчет доходности вклада, в том числе с капитализацией процентов;
• пользование калькулятора страхования;
• формирование плана накоплений на финансовую цель;
• использование сайтов для получения финансовой информации;
• поиск

информации

по

защите

прав

потребителей

Роспотребнадзора и Банка России;
• выбор вклада для конкретной жизненной ситуации;

на

сайтах

18

• выбор банковской карты;
• выбор страхового продукта под конкретные жизненные ситуации;
• поиск выгодных способов организации путешествий;
• защита своих права потребителя финансовых услуг.
Раздел 5. Налоги в жизни современного человека
Знание и понимание
Финансы,

финансовая

система

государства,

общественные

блага.

Формирование и расходы государственных финансов, связь между налогами
и

общественными

благами.

Государственный

бюджет,

расходы

государственного бюджета, облигации, государственные облигации, доходы
государственного бюджета, налоги, налоговая система России, виды налогов
(федеральные, региональные и местные, прямые и косвенные). Основания
для уплаты налогов. Налогоплательщик, объект налогообложения, налоговая
база, налоговая ставка, прямые и косвенные налоги. Имущественный налог,
кадастровая стоимость, земельный налог, транспортный налог, НДФЛ.
Способы расчета подоходного и имущественных налогов. Факторы,
влияющие

на

размер

уплачиваемых

налогов

физическими

лицами.

Необходимость уплаты налогов и способы уплаты налогов, в том числе с
помощью

личного

кабинета

налогоплательщика.

Ответственность

за

неуплату налогов. Пеня, штраф. Возможности возврата части уплаченных
налогов через оформление налогового вычета. Налоговая декларация. Виды
налоговых

вычетов

(стандартный,

социальный,

профессиональный).
Способы деятельности:
• использование сайта Федеральной налоговой службы;
• расчет НДФЛ;
• расчёт налога на имущество;
• расчет земельного налога;

имущественный,

19

• расчет транспортного налога.
• оценка имущества и доходов с точки зрения расходов на налоги,
планирование

своевременной

уплаты

налогов

и

оформления

налогового вычета.
Раздел 6. Человеческий капитал и инвестиции в себя
Знание и понимание
Человеческий капитал. Факторы, влияющие на формирование человеческого
капитала. Важность и необходимость вложений в свой человеческий капитал.
Взаимосвязь

человеческого

Индивидуальный

капитала

человеческий

и

капитал,

финансового
факторы,

благополучия.
влияющие

на

человеческий капитал. Роль образования и самообразования в развитии
человеческого капитала. Культурное развитие и увеличение человеческого
капитала. Забота о своем здоровье как способ сохранения своего
человеческого капитала. Развитие ребенка и вложения в его человеческий
капитал. Индекс человеческого развития. Инвестиции в человеческий
капитал, виды инвестиций и способы инвестиций в человеческий капитал,
современный человек. Непрерывные вложения в свой человеческий капитал.
Способы деятельности:
• поиск актуальной информации в различных источниках по теме
человеческого капитала и способов его формирования;
• поиск и подбор способов инвестирования в свой человеческий капитал;
• формирование своей траектории накопления человеческого капитала.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ВИДЫ
УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тематическое

планирование

предполагает вариативный

принцип

преподавания учебного курса в зависимости от педагогических потребностей
и материально-технических возможностей образовательной организации (35
ч)

20

Тема

Виды учебной

Характеристика основных видов

деятельности

деятельности (УУД)

Раздел 1. Что такое современные деньги. Риски их использования (5ч)
Деньги и их

Учебно-

функции

познавательная

• Выделять явление из общего ряда
других явлений;
• определять

обстоятельства,

которые предшествовали возникновению
связи

между

обстоятельств
способные

явлениями,
выделять

быть

из

этих

определяющие,

причиной

данного

явления, выявлять причины и следствия
явлений
• Строить рассуждение от общих

Эмиссия денег и

Учебно-

их стоимость

познавательная,

закономерностей к частным явлениям и от

учебно-

частных

явлений

к

общим

исследовательская закономерностям;
• строить рассуждение на основе
сравнения предметов и явлений, выделяя
при этом общие признаки;
• излагать
информацию,

полученную
интерпретируя

её

в

контексте решаемой задачи
• Строить рассуждение от общих

Современные

Учебно-

деньги

познавательная,

закономерностей к частным явлениям и от

учебно-

частных

явлений

к

общим

исследовательская закономерностям;
• строить рассуждение на основе
сравнения предметов и явлений, выделяя

21

при этом общие признаки;
• излагать
информацию,

полученную
интерпретируя

её

в

контексте решаемой задачи
• Определять необходимые действия

Риски в мире

Учебно-

денег

познавательная,

в соответствии с учебной и практической

учебно-

финансовой задачей и составлять алгоритм

практическая

их выполнения;
• обосновывать

и

осуществлять

выбор наиболее эффективных способов
решения

учебных

и

практических

финансовых задач
• Определять необходимые ключевые

Решение

Учебно-

практических

познавательная,

финансовых

учебно-

задач по темам

практическая,

электронными поисковыми системами,

главы 1

учебно-проектная

словарями;

поисковые слова и запросы;
• осуществлять

взаимодействие

с

• формировать множественную выборку
из

поисковых

источников

для

объективизации результатов поиска;
• соотносить

полученные

результаты

поиска со своей деятельностью
• Соблюдать

Проведение

Учебно-

дискуссии по

познавательная,

речи, регламент в монологе и дискуссии в

темам главы 1

учебно-

соответствии с коммуникативной задачей;

исследовательская

• высказывать

нормы

и

публичной

обосновывать

мнение (суждение) и запрашивать мнение

22

партнёра в рамках диалога;
• принимать решение в ходе диалога
и согласовывать его с собеседником
Проектная

Учебно-проектная

• Разрабатывать

деятельность по

проблемы

темам главы 1

финансов;

способы

решения

области

личных

финансовые

цели

в

• ставить

свойственной деятельности;
• находить

в

тексте

информацию

(в

требуемую

соответствии

с

целями своей деятельности);
• ориентироваться

в

содержании

текста, понимать целостный смысл
текста, структурировать текст;
• устанавливать
описанных

взаимосвязь
в

тексте

событий,

явлений, процессов;
• Выбирать

Обобщение

Учебно-

Раздела 1.

познавательная,

вариантов

Презентация

учебно-

способы решения задач в области личных

учебных

практическая,

финансов;

достижений

учебно-проектная

и

предложенных

самостоятельно

• составлять
финансовой

из

план

проблемы

искать

решения
(выполнения

проекта, проведения исследования)
Глава 2. Семейный бюджет (6 ч)
Семья и её

Учебно-

финансы

познавательная

• Выделять явление из общего ряда
других явлений;

23

• определять

обстоятельства,

которые предшествовали возникновению
связи

между

обстоятельств
способные

явлениями,
выделять

быть

из

этих

определяющие,

причиной

данного

явления, выявлять причины и следствия
явлений
• Соблюдать

Расходная часть

Учебно-

семейного

познавательная,

речи, регламент в монологе и дискуссии в

бюджета

учебно-

соответствии с коммуникативной задачей;

исследовательская

• высказывать

нормы

и

публичной

обосновывать

мнение (суждение) и запрашивать мнение
партнёра в рамках диалога;
• принимать решение в ходе диалога
и согласовывать его с собеседником
• Определять необходимые действия

Разумное

Учебно-

совершение

познавательная,

в соответствии с учебной и практической

покупок

учебно-

финансовой задачей и составлять алгоритм

практическая,

их выполнения;

учебно-проектная

• обосновывать

и

осуществлять

выбор наиболее эффективных способов
решения

учебных

и

практических

финансовых задач
• Соблюдать

Доходы

Учебно-

семейного

познавательная,

речи, регламент в монологе и дискуссии в

бюджета

учебно-

соответствии с коммуникативной задачей;

нормы

публичной

24

• высказывать

исследовательская

и

обосновывать

мнение (суждение) и запрашивать мнение
партнёра в рамках диалога;
• принимать решение в ходе диалога
и согласовывать его с собеседником
• Выстраивать жизненные планы на

Составление

Учебно-

семейного

познавательная,

краткосрочное будущее (заявлять целевые

бюджета

учебно-

ориентиры, ставить адекватные им задачи

практическая,

и

учебно-проектная

обосновывая

предлагать

действия,

указывая

и

логическую

последовательность шагов)
Решение

Учебно-

практических

познавательная,

финансовых

учебно-

задач по темам

практическая

главы 2

• Определять необходимые ключевые
поисковые слова и запросы;
• осуществлять

взаимодействие

с

электронными поисковыми системами,
словарями;
• формировать множественную выборку
из

поисковых

источников

для

объективизации результатов поиска;
• соотносить

полученные

результаты

поиска со своей деятельностью
• Соблюдать

Проведение

Занятие-дискуссия.

дискуссии по

Учебно-

речи, регламент в монологе и дискуссии в

темам главы 2

познавательная,

соответствии с коммуникативной задачей;

учебно-

• высказывать

нормы

и

публичной

обосновывать

исследовательская мнение (суждение) и запрашивать мнение
партнёра в рамках диалога;
• принимать решение в ходе диалога

25

и согласовывать его с собеседником
Проектная

• Разрабатывать способы решения

Учебно-проектная

деятельность по

проблемы в области личных финансов;

темам главы 2

• ставить

финансовые

цели

свойственной деятельности;
• формулировать

учебные

задачи

как шаги достижения поставленной цели
практической финансовой деятельности
• Выбирать

Обобщение

Учебно-

Раздела 2.

познавательная,

вариантов

Презентация

учебно-

способы решения задач в области личных

учебных

практическая,

финансов;

достижений

учебно-проектная

и

из

самостоятельно

• составлять
финансовой

предложенных

план

проблемы

искать

решения
(выполнения

проекта, проведения исследования)
Глава 3. Личный доход подростка и возможности трудоустройства (4 ч)
Источники

Учебно-

личного дохода

познавательная

• Выделять явление из общего ряда
других явлений;

подростка

• определять

обстоятельства,

которые предшествовали возникновению
связи

между

обстоятельств
способные

явлениями,
выделять

быть

из

этих

определяющие,

причиной

данного

явления, выявлять причины и следствия
явлений

26

Возможности

Учебно-

• Соблюдать

нормы

публичной

трудоустройства познавательная,

речи, регламент в монологе и дискуссии в

подросток

соответствии с коммуникативной задачей;

учебноисследовательская

• высказывать

и

обосновывать

мнение (суждение) и запрашивать мнение
партнёра в рамках диалога;
• принимать решение в ходе диалога
и согласовывать его с собеседником
• Определять необходимые действия

Уплата налогов

Учебно-

на доходы,

познавательная,

в соответствии с учебной и практической

получаемые от

учебно-

финансовой задачей и составлять алгоритм

труда

практическая,

их выполнения;

учебно-проектная

• обосновывать

и

осуществлять

выбор наиболее эффективных способов
решения

учебных

и

практических

финансовых задач
• Определять необходимые ключевые

Решение

Учебно-

практических

познавательная,

финансовых

учебно-

задач по темам

практическая,

электронными поисковыми системами,

главы 3

учебно-проектная

словарями;

поисковые слова и запросы;
• осуществлять

взаимодействие

с

• формировать множественную выборку
из

поисковых

источников

для

объективизации результатов поиска;
• соотносить

полученные

результаты

поиска со своей деятельностью;
• создавать

письменные

27

клишированные и оригинальные тексты с
использованием

необходимых

речевых

средств
• Соблюдать

Проведение

Учебно-

дискуссии по

познавательная,

речи, регламент в монологе и дискуссии в

темам главы 3

учебно-

соответствии с коммуникативной задачей;

исследовательская

нормы

• высказывать

и

публичной

обосновывать

мнение (суждение) и запрашивать мнение
партнёра в рамках диалога;
• принимать решение в ходе диалога
и согласовывать его с собеседником
Проектная

Учебно-проектная

деятельность по

• Разрабатывать способы решения
проблемы в области личных финансов;

темам главы 3

• ставить

финансовые

цели

свойственной деятельности;
• формулировать

учебные

задачи

как шаги достижения поставленной цели
практической финансовой деятельности
• Выбирать

Обобщение

Учебно-

Раздела 3.

познавательная,

вариантов

Презентация

учебно-

способы решения задач в области личных

учебных

практическая

финансов;

достижений

и

предложенных

самостоятельно

• составлять
финансовой

из

план

проблемы

искать

решения
(выполнения

проекта, проведения исследования)
Повторение глав Учебно-

Все УУД (главы 1—3)

28

практическая

1, 2, 3.
Подведение
итогов.

Резерв времени (0/0/1 ч)
Раздел 4. Финансовые организации и их услуги (8ч)
Финансовые

Учебно-

организации и

познавательная

• Выделять явление из общего ряда
других явлений;

их виды

• определять

обстоятельства,

которые предшествовали возникновению
связи

между

обстоятельств
способные

явлениями,
выделять

быть

из

этих

определяющие,

причиной

данного

явления, выявлять причины и следствия
явлений
• Определять необходимые действия

Банковские

Учебно-

услуги: выбор

познавательная,

в соответствии с учебной и практической

вклада

учебно-

финансовой задачей и составлять алгоритм

практическая,

их выполнения;

учебно-проектная

• обосновывать

и

осуществлять

выбор наиболее эффективных способов
решения

учебных

и

практических

финансовых задач
• Объяснять

Банковские

Учебно-

услуги: выбор

познавательная,

связи и отношения, выявляемые в ходе

банковской

учебно-

познавательной

карты

практическая,

деятельности (приводить объяснение с

учебно-проектная

изменением

явления,
и

формы

процессы,

исследовательской
представления;

29

объяснять,

детализируя

или

обобщая;

объяснять с заданной точки зрения);
• делать

вывод

на

основе

критического анализа разных точек зрения,
подтверждать

вывод

аргументацией

или

собственной
самостоятельно

полученными данными
• Выстраивать жизненные планы на

Формирование

Учебно-

накоплений

познавательная,

краткосрочное будущее (заявлять целевые

учебно-

ориентиры, ставить адекватные им задачи

практическая

и

предлагать

действия,

обосновывая

указывая

и

логическую

последовательность шагов)
• Определять необходимые действия

Страхование и

Учебно-

выбор

познавательная,

в соответствии с учебной и практической

страхового

учебно-

финансовой задачей и составлять алгоритм

продукта

практическая

их выполнения;
• обосновывать

и

осуществлять

выбор наиболее эффективных способов
решения

учебных

и

практических

финансовых задач
• Составлять

Финансово

Учебно-

грамотное

познавательная,

финансовой

путешествие

учебно-

проекта, проведения исследования)

практическая,
учебно-проектная

план

проблемы

решения
(выполнения

30

• Составлять

Защита своих

Учебно-

прав

познавательная,

финансовой

потребителя

учебно-

проекта, проведения исследования)

финансовых

практическая,

услуг

учебно-проектная

Решение

Учебно-

практических

познавательная,

финансовых

учебно-

задач по темам

практическая,

электронными поисковыми системами,

главы 4

учебно-проектная

словарями;

план

решения

проблемы

(выполнения

• Определять необходимые ключевые
поисковые слова и запросы;
• осуществлять

взаимодействие

с

• формировать множественную выборку
из

поисковых

источников

для

объективизации результатов поиска;
• соотносить

полученные

результаты

поиска со своей деятельностью;
• создавать

письменные

клишированные
тексты

с

и

оригинальные
использованием

необходимых речевых средств
• Соблюдать

Проведение

Учебно-

дискуссии по

познавательная,

речи, регламент в монологе и дискуссии в

темам главы 4

учебно-

соответствии с коммуникативной задачей;

исследовательская

• высказывать

нормы

и

публичной

обосновывать

мнение (суждение) и запрашивать мнение
партнёра в рамках диалога;
• принимать решение в ходе диалога
и согласовывать его с собеседником

31

Проектная

• Разрабатывать способы решения

Учебно-проектная

деятельность по

проблемы в области личных финансов;

темам главы 3

• ставить

финансовые

цели

свойственной деятельности;
• формулировать

учебные

задачи

как шаги достижения поставленной цели
практической финансовой деятельности
• Выбирать

Обобщение

Учебно-

Раздела 4.

познавательная,

вариантов

Презентация

учебно-

способы решения задач в области личных

учебных

практическая,

финансов;

достижений

учебно-проектная

и

из

самостоятельно

• составлять
финансовой

предложенных

план

проблемы

искать

решения
(выполнения

проекта, проведения исследования)
Глава 5. Налоги в жизни современного человека (5 ч)
Государство и

Учебно-

его финансы

познавательная

• Выделять явление из общего ряда
других явлений;
• определять

обстоятельства,

которые предшествовали возникновению
связи

между

обстоятельств
способные

явлениями,
выделять

быть

из

этих

определяющие,

причиной

данного

явления, выявлять причины и следствия
явлений
Налоги,

Учебно-

уплачиваемые

познавательная,

• Соблюдать

нормы

публичной

речи, регламент в монологе и дискуссии в

32

физическими

учебно-

лицами

исследовательская

соответствии с коммуникативной задачей;
• высказывать

и

обосновывать

учебно-

мнение (суждение) и запрашивать мнение

практическая,

партнёра в рамках диалога;

учебно-проектная

• принимать решение в ходе диалога
и согласовывать его с собеседником
• Оценивать

Как

Учебно-

своевременно

познавательная,

аргументируя причины достижения или

уплатить налоги

учебно-

отсутствия планируемого результата;

и оформить

практическая

свою

деятельность,

• находить

достаточные

выполнения

учебных

налоговый

для

вычет

изменяющейся

ситуации

средства

действий
и/или

в

при

отсутствии планируемого результата;
• устанавливать

связь

между

полученными характеристиками продукта
и характеристиками процесса деятельности
и по завершении деятельности предлагать
изменение характеристик процесса для
получения

улучшенных

характеристик

продукта
Решение

Учебно-

практических

познавательная,

финансовых

учебно-

задач по темам

практическая

главы 5

• Определять необходимые ключевые
поисковые слова и запросы;
• осуществлять

взаимодействие

с

электронными поисковыми системами,
словарями;
• формировать множественную выборку
из

поисковых

источников

для

33

объективизации результатов поиска;
• соотносить

полученные

результаты

поиска со своей деятельностью
• Соблюдать

Проведение

Учебно-

дискуссии по

познавательная,

речи, регламент в монологе и дискуссии в

темам главы 5

учебно-

соответствии с коммуникативной задачей;

исследовательская

нормы

• высказывать

и

публичной

обосновывать

мнение (суждение) и запрашивать мнение
партнёра в рамках диалога;
• принимать решение в ходе диалога
и согласовывать его с собеседником
Проектная

Учебно-проектная

деятельность по

• Разрабатывать способы решения
проблемы в области личных финансов;

темам главы 5

• ставить

финансовые

цели

свойственной деятельности;
• формулировать

учебные

задачи

как шаги достижения поставленной цели
практической финансовой деятельности
• Выбирать

Обобщение

Учебно-

Раздела 5.

познавательная,

вариантов

Презентация

учебно-

способы решения задач в области личных

учебных

практическая,

финансов;

достижений

учебно-проектная

и

предложенных

самостоятельно

• составлять
финансовой

из

план

проблемы

искать

решения
(выполнения

проекта, проведения исследования)
Глава 6. Человеческий капитал и инвестиции в себя (3 ч)

34

• Соблюдать

Человеческий

Учебно-

капитал

познавательная,

речи, регламент в монологе и дискуссии в

учебно-

соответствии с коммуникативной задачей;

исследовательская

нормы

• высказывать

и

публичной

обосновывать

мнение (суждение) и запрашивать мнение
партнёра в рамках диалога;
• принимать решение в ходе диалога
и согласовывать его с собеседником
• Определять необходимые действия

Инвестиции в

Практическое

человеческий

занятие.

в соответствии с учебной и практической

капитал

Учебно-

финансовой задачей и составлять алгоритм

познавательная,

их выполнения;

учебнопрактическая

• обосновывать

и

осуществлять

выбор наиболее эффективных способов
решения

учебных

и

практических

финансовых задач
Создаём проект

Учебно-проектная

• Анализировать существующие и
планировать

будущие

образовательные

результаты;
• идентифицировать
проблемы,

которые

использованием

можно

услуг

организаций
Раздел 7. Повторение, обобщение курса (3 ч)

собственные
решить

с

финансовых

35

Проверяем свой

Учебно-

Все УУД курса

уровень

практическая

финансовой
грамотности

• Устанавливать

Рефлексия: чему Учебно-

связь

между

я научился на

познавательная,

полученными

занятиях по

учебно-

продукта и характеристиками процесса

финансовой

исследовательская

деятельности

грамотности

характеристиками
и

деятельности

по

завершении

предлагать

изменение

характеристик процесса для получения
улучшенных характеристик продукта;
• оценивать

свою

деятельность,

аргументируя причины достижения или
отсутствия планируемого результата;
Резерв времени (1 ч)

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
учебного процесса
Для проведения большинства занятий не требуется специального
оборудования, однако хорошим дополнением будет наличие у обучающихся
персональных компьютеров с выходом в Интернет или проектора с экраном с
выходом

в

Интернет.

иллюстрировать
инструментов,

Данные

возможности

функционирование
показывать

учащимся

позволяют

определённых
различные

сайты

наглядно

финансовых
финансовых

36

организаций,

научить

пользоваться

различными

финансовыми

калькуляторами, агрегаторами финансовой информации.
Интернет-ресурсы
1. URL: https://вашифинансы.рф — совместный проект Министерства
финансов и Роспотребнадзора, огромная коллекция материалов по
финансовой грамотности для населения России. Школьникам стоит
обратить особое внимание на разделы «Детям и молодёжи о
финансах» и «Финансовые калькуляторы».
2. URL:

https://fincult.info

—

портал

о

финансовой

культуре,

созданный Банком России. Школьникам стоит обратить особое
внимание на разделы «Всё о финансах» и «Сервисы».
3. URL:

https://хочумогузнаю.рф

—

коллекция

материалов

по

финансовой грамотности. Школьникам стоит обратить особое
внимание на разделы «Финансовые услуги» и «Интерактив».
4. URL: https://fingram.oc3.ru — интерактивный практикум «Понимаю
финансовый договор» от компании ОС3 поможет понять свои риски
перед приобретением различных финансовых услуг.
5. URL: http://www.financialfootball.ru — онлайн-игра «Финансовый
футбол» от компании VISA и Российской экономической школы.
6. URL: http://happy-finance.ru — настольная игра по финансовой
грамотности.
Дополнительная литература
1. Блискавка, Е. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для
детей / Е. Блискавка. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2014.
2. Шефер, Б. Мани, или Азбука денег / Б. Шефер. — М. : Попурри,
2016.

37

3. Гейл, К. Начинающий инвестор. Руководство по накоплению и
инвестированию для смышлёных детей / К. Гейл, Д. Хонинг. — М. :
Манн, Иванов и Фербер, 2014.
4. Учебно-методический

комплект

по

финансовой

грамотности,

разработанный в рамках Проекта Минфина России для 8—9 классов
(2018).
5. Чумаченко, В. В. Основы финансовой грамотности / В. В.
Чумаченко, В. П. Горяев. — М. : Просвещение, 2020.

Учебно-методические материалы для учителя
1. URL: https://вашифинансы.рф — помимо разделов, указанных в
списке информационно-образовательных ресурсов, учителям стоит
обратить особое внимание на раздел «Библиотека».
2. URL: https://fincult.info — помимо разделов, указанных в списке
информационно-образовательных

ресурсов,

учителям

стоит

обратить особое внимание на раздел «Преподавание».
3. URL: https://fmc.hse.ru/ — сайт Федерального методического центра
Национального исследовательского университета «Высшая школа
экономики».

Представлены

видеолекции

для

учителей

по

финансовой грамотности, а также банк методических разработок
учителей.
4. URL: http://edu.pacc.ru — образовательные проекты по финансовой
грамотности компании ПАКК. Особенно интересны материалы
проектов «Финансы в кино», «Финансы и литература», «Финансы и
математика».
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 Р.П.
МОКШАН, Швецов Андрей Валериевич, Директор

02.10.23 15:20 (MSK)

Сертификат 495A6F30B98F12AC5D694D77013B73D2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».