Рабочая программа учебного курса «Экологическая культура, грамотность, безопасность» (предметная область «Естественно-научные предметы») для 5-9 классов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1 р.п. Мокшан

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

на педагогическом совете

директором школы

Протокол №1 от «30» августа 2023 г.

Швецов А.В.
Приказ №50 от «31» августа 2023 г.

________________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса «Экологическая культура, грамотность, безопасность» (предметная область «Естественно-научные предметы»)
для 5-9 классов образовательных организаций, реализующих образовательные программы
основного общего образования

р.п. Мокшан 2023 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Примерная образовательная программа учебного курса «Экологическая культура, грамотность, безопасность» относится к предметной области «Естественно-научные предметы» и
предназначена для организации образовательной деятельности обучающихся в 5—9 классах.
Ценностно-смысловые ориентиры программы позволяют позиционировать российскую
систему образования как одну из ведущих систем в мире.
Сквозной целевой установкой программы является формирование нравственных, гуманистических идеалов обучающихся, как основы экологического мышления и ценностного
отношения к природе. Программа направлена на развитие экологического сознания и навыков экологически грамотного поведения: «знаю — понимаю — умею — действую», ориентирована на осознание учащимися экологических проблем в системе: Мир — Россия — Мой
регион.
Актуальность ПООП обусловлена её направленностью на осознание учащимися концепции устойчивого развития как модели развития цивилизации, которая исходит из необходимости обеспечить мировой баланс между решением социально-экономических проблем и сохранением окружающей среды, что приводит к пониманию ответственности за будущее планеты и своей Родины.
Содержание программы предполагает моделирование реальных жизненных ситуаций
анализ и разрешение которых направлено на формирование грамотности нового типа —
функциональной грамотности учащихся. Предусматривает обучение школьников методам
наблюдения и экспериментальным навыкам; развитие их исследовательских умений и творческих способностей; включение обучающихся в социальную практику; обеспечение индивидуальных образовательных маршрутов. Что в целом способствует формированию экологически
грамотного поведения.
Программа отвечает принципам:
•

гуманистической направленности — нацелена на выработку у учащихся системы
знаний-убеждений, дающих чёткую ориентацию в системе отношений «человекприрода», как основы экологического образования и воспитания учащихся;
• системности — задаёт ориентировочные основы формирования системного мышления
при рассмотрении учебных проблем;
• экологизации — направлена на воспитание осознанной жизненной позиции учащихся,
способных стать активными защитниками окружающей среды;
• функциональной грамотности — предполагает решение учебных проблем, моделирующих реальные практические ситуации;
• регионализации — практико-ориентированные задания разработаны на основе фактического материала о состоянии окружающей среды регионов России;
• системно-деятельностного подхода к организации образовательной деятельности. Более 60 % учебного материала носит практико-ориентированный характер и предполагает самостоятельную работу учащихся;
• вариативности — содержание каждого модуля может варьироваться в соответствии с
особенностями региона и образовательной среды учебного заведения.
Содержание учебного курса «Экологическая культура, грамотность, безопасность» направлено на осознание и осмысление обучающимися:
• идей единства и многообразия, системности и целостности природы;
• идеи взаимозависимости природы и человека;
• идеи гармонизации системы «природа-человек».
2

Цель курса:
формирование и развитие у школьников:
• Экологического сознания в контексте идей устойчивого развития природы и общества.
• Системы естественно-научных знаний, позволяющих принимать экологически грамотные решения как одного из видов функциональной грамотности учащихся.
• Исследовательских умений и навыков экологически грамотного поведения.
Задачи курса:
Формирование готовности школьников к социальному взаимодействию по вопросам
улучшения качества окружающей среды, воспитание и пропаганда активной гражданской позиции в отношении защиты и сохранения природы.
• Развитие интереса к экологии как научной дисциплине.
• Формирование экологических знаний, умений и культуры школьников в ходе теоретической подготовки и проектно-исследовательской деятельности.
• Привитие интереса к научным исследованиям на основе освоения методов и методик
по изучению состояния экосистем, организации мониторинговой деятельности.
• Освоение методов комплексной оценки и прогноза изменений состояния объектов социоприродной среды под влиянием естественных и антропогенных факторов.
• Профессиональная ориентация школьников.
•

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
Содержание курса «Экологическая культура, грамотность, безопасность» учитывает требования к результатам освоения основной образовательной программы среднего (полного)
общего образования (далее — основная образовательная программа), представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования;
наполнение фундаментального ядра содержания общего образования; программу развития и
формирования универсальных учебных действий.
Образовательная программа курса носит модульный характер и рассчитана на 5 лет обучения. Раздел «Экологическая культура» (5—6 классы) состоит из четырёх модулей. Составляет 60 учебных часов и 8 часов резервного времени. Раздел «Экологическая грамотность»
(7—8 классы) состоит из 6 модулей. Составляет 64 учебных часа и 4 часов резервного времени. Раздел «Экологическая безопасность» (9 класс) составляет 33 учебных часов, состоит из 4
модулей. Программа каждого модуля обладает относительной самостоятельностью и может
быть использована для организации учебной деятельности автономно.
Структура курса предполагает поэтапное становление экологической подготовки учащихся.
Раздел «Экологическая культура» строится в системе: понимаем природу — сохраняем природу — учимся у природы (использовать экологически чистую энергию и безотходному производству). Раздел «Экологическая грамотность» строится в системе: сохраняем биоразнообразие и почву — сберегаем энергию, воду атмосферу. Итогом раздела является осмысление
концепции устойчивого развития — «Мыслим глобально — действуем локально».
Раздел «Экологическая безопасность» носит обобщающий характер и предусматривает
организацию школьного экологического мониторинга — процесса наблюдений за изменениями, происходящими в ближайшем от учащихся окружении, их оценку, прогноз, обсуждение и
выработку мер, направленных на осуществление экологических решений, что способствует
закреплению полученных в предыдущих разделах экологических знаний и навыков экологического поведения.
В содержании курса делается акцент на усиление деятельностного компонента, что
определяется социальным заказом современного общества в связи с возрастающим антропогенным воздействием на все природные среды и, как следствие, увеличивающимися экологическими рисками. Предлагаемые в содержании курса занятия помимо теоретического матери3

ала, содержат опыты, наблюдения, лабораторно-практические, исследовательские, проектные
работы по изучению экологической динамики экосистем и их составных частей. Теоретические и практические занятия предлагается проводить как в условиях кабинета, так и в форме
полевого практикума.
Образовательная деятельность школьников организуется в разных формах:
✓ Учебный проект.
✓ Учебное исследование.
✓ Учебная экскурсия.
✓ Практическая работа.
✓ Экологический мониторинг.
✓ Социологический опрос.
✓ Деловая игра.
✓ Конференция.
✓ Выполнение и обсуждение итоговых заданий на развитие функциональной грамотности.

МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Реализация курса «Экологическая культура, грамотность, безопасность» компенсирует
отсутствие в программе основной школы таких предметов как экология и естествознание.
Этот учебный курс может быть использован как дополнение (1 час в неделю) к основной образовательной программе одного из предметов естественно-научного цикла и как самостоятельный сквозной курс (5—9 классы) внеурочной деятельности, а также послужить основой
для разработки примерной (или рабочей) программы в системе дополнительного (внешкольного) образования.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные образовательные результаты
Обучающиеся осознают:
• ценностное отношение к природе, бережливость в отношении её ресурсов, глобальная
роль человека на Земле;
• высокую степень зависимости человека от природы: человек не может жить вне биосферы, а биосфера может существовать без человека;
• способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремлённость и
настойчивость в достижении результата;
• необходимость активной жизненной позиции и приобретают мотивацию стать активными защитниками окружающей среды.
Предметные результаты
Обучающиеся осмысляют:
• существование всеобщих связей в природе; природа — единая развивающаяся система;
солнечно-земные связи как отражение общих связей в природе;
• единство физических и химических процессов для всех проявлений жизни; биогеохимические превращения в природе;
• различные способы постижения человеком природы; сложность путей научного познания; логику научного познания; применение научных знаний в практической деятельности человека;
4

•

принципы экологически грамотного поведения; деятельность человека, нарушающая
законы природы, приводит к нарушению её целостности.

Метапредметные результаты
Обучающиеся осваивают:
• умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять план действий;
• умение работать с учебной информацией (анализ, установление причинноследственных связей);
• умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности;
• умение применять естественно-научные знания для объяснения окружающих явлений,
сохранения здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности, бережного отношения к природе;
• умение с достаточной чёткостью выражать свои мысли; проводить опросы; проводить
самооценку и взаимооценку деятельности и результатов работы; осуществлять презентацию результатов и публичные выступления.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
РАЗДЕЛ «Экологическая культура». 5—6 классы
Модуль 1. Понимаем природу
Как появились знания о природе. Роль природы в жизни человека. Человек учится у природы.
Воздействие человека на природу. Роль человека в жизни природы. Какие науки изучают природу. Что изучает наука экология. Почему экологические проблемы так сложны. Природа —
это система. Учимся применять системный подход. Взаимосвязь компонентов в природе. Что
такое экосистема. Аквариум — искусственная экосистема.
Модуль 2. Сохраняем природу
Почему исчезают растения и животные. Красная книга. Как сохранить растительный и животный мир. Проект «Сбор кормов для подкормки птиц и зверей зимой. Организация подкормки». Экскурсия в зоопарк. Изготовление домиков для летучих мышей. Выявление и паспортизация старовозрастных деревьев. Ответственность человека за прирученных животных. Социологический опрос населения по проблеме содержания собак в городе.
Модуль 3. Учимся у природы использовать экологически чистую энергию
Как растения получают энергию солнечных лучей. Изучаем хлорофилл в растении. Изучаем
разнообразие пигментов растительных клеток. Многообразие окраски листьев у комнатных
растений. Сравнение пестролистных форм растений, выросших в разных условиях освещённости.
Как растение использует энергию солнечных лучей. Космическая роль зелёных растений на
планете. Экскурсия на луг. Экскурсия в лес.
Проект «Используем энергию Солнца».
Модуль 4. Учимся у природы безотходному производству
Природа — пример безотходного производства. Бытовые отходы как экологическая проблема.
Социологический опрос по проблеме мусора. Исследование содержимого мусорной корзины.
Способы переработки и утилизации отходов. Раздельный сбор мусора. О чём рассказывает
упаковка товара. Исследование упаковок товаров, приобретённых семьёй за неделю. Экскурсия в продовольственный магазин. Как стать экологически грамотным покупателем.

РАЗДЕЛ «Экологическая грамотность». 7—8 классы
Модуль 1. Сохраняем биоразнообразие
5

Сохранение биоразнообразия — сохранение устойчивости экосистемы. Особо охраняемые
природные территории. Проект «Создаём мини-ООПТ». Деловая игра «История деревни Бобровки». Охрана и привлечение птиц. Искусственные гнездовья. Экскурсия по особо охраняемой природной территории.
Модуль 2. Сохраняем почву
Почва — поверхностный слой земной коры. Экологические проблемы сохранения почвы. Экскурсия «Исследуем почву». Определяем кислотность почвы. Значение плодородия почвы.
Определяем механический состав почвы и содержание гумуса в почве. Влияние вытаптывания
почвы на растительность.
Модуль 3. Сберегаем энергию
Экологические проблемы использования энергии. Выясняем мощность, потребляемую электробытовыми приборами, и учимся экономить электроэнергию. Анализируем затраты электроэнергии и учимся экономить. Проект «Экологическое просвещение по проблеме энергосбережения».
Модуль 4. Сберегаем воду
Самое распространённое на Земле вещество. Проблема сохранения водных ресурсов. Сохранение воды. Способы очистки воды в лаборатории. Лабораторное исследование воды из природного водоёма. Биоиндикация и биотестирование воды. Проект «Экологическое просвещение по проблеме рационального использования воды».
Модуль 5. Сберегаем атмосферу
Проблема загрязнения атмосферы. Проект «Экологическое просвещение по проблеме рационального использования транспорта». Биоиндикация загрязнения воздуха. Изучение потока
автомобилей на улице. Исследуем влияние деревьев и кустарников на количество пыли в воздухе. Оценка состояния зелёных насаждений.
Модуль 6. Мыслим глобально — действуем локально
Глобальные проблемы современного мира. Глобальные экологические риски. Концепция
устойчивого развития. Моя страна: мечтай, узнавай, действуй!

РАЗДЕЛ «Экологическая безопасность». 9 класс
Модуль 1. Общие вопросы экологического мониторинга и охраны территорий
Экологическая безопасность. Экологический мониторинг. Виды и подсистемы экологического
мониторинга. Методы экологического мониторинга. Биоиндикация и её виды. Картирование
загрязнённых участков
Фитоиндикация как составная часть экологического мониторинга. ООПТ как основа сохранения биологического и ландшафтного разнообразия.
Модуль 2. Мониторинг загрязнения атмосферного воздуха
Общая характеристика экологического состояния атмосферного воздуха. Мониторинг радиационной обстановки. Лихеноиндикация как метод мониторинга загрязнения атмосферного
воздуха. Лишайники как показатели состояния загрязнения атмосферного воздуха. Исследовательская работа. Определение связей водоросли и гриба в составе лишайника. Лабораторная
работа. Оценка состояния среды на основе метода флуктуирующей асимметрии. Изучение
флуктуирующей асимметрии у растений как показателя качества среды обитания. Исследовательская работа. Оценка состояния древостоя парка. Исследовательская работа. Газочувствительность и газоустойчивость растений. Изучение состояния растительности и разработка
проекта озеленения своего микрорайона. Проектно-исследовательская работа. Снежный покров как индикатор загрязнения природной среды. Исследовательская работа.
Модуль 3. Мониторинг водной среды
Общая характеристика экологического состояния водных объектов. Методы гидробиологического анализа. Сапробность организмов. Методика работы с пробами зообентоса. Изучение
антропогенной нагрузки на водный биогеоценоз. Исследовательская работа. Изучение качества воды из различных пресных водоёмов. Практическая работа.
6

Модуль 4. Мониторинг почв
Общая характеристика экологического состояния почв. Биоиндикация загрязнения почвенной
среды. Структура животного населения почвы и факторы его разнообразия. Фаунистическая
биоиндикация. Влияние физико-химических свойств почвы на численность и видовое разнообразие организмов. Практическая работа. Способы определения кислотности почвы. Практическая работа. Энергия прорастания семян одуванчика лекарственного как показатель загрязнения почвенной среды. Практическая работа. Изучение качества пыльцы растений как показателя загрязнения окружающей среды. Исследовательская работа. Изучение численности
дождевых червей в различных биоценозах как показателя стабильности почвенной среды. Исследовательская работа. Почва как показатель состояния окружающей среды изучаемой территории. Мини-проект.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Раздел «Экологическая культура» 5—6 классы
5 КЛАСС
34 ч, из них 4 ч — резервное время
Модуль 1. Понимаем природу (15 ч)
№ п/п
1

2
3

4—5
6

7
8

9

10

Название темы

Основное содержание

Как появились научные
знания о природе. Роль
природы в жизни человека

Появление знания о природе. Безграничность процесса познания. Роль природы в жизни человека. Лекарственные
растения. Животные — помощники и
друзья человека
Человек учится у природы Изучение природных «изобретений»
человеком. Наука бионика
Воздействие человека на Воздействие человека на природу.
природу. Роль человека Роль человека в жизни природы
в жизни природы
Проект «Озеленение приш- Проект «Озеленение пришкольной
кольной территории»
территории»
Какие науки изучают при- Науки, изучающие природу. Экология.
роду. Что изучает наука Экологические проблемы. Саморегуляэкология
ция, как важное свойство природы
Почему
экологические Последствия экологических проблем.
проблемы так сложны
Экологические проблемы в России
Природа — это система
Система. Компоненты системы. Природа — открытая и развивающаяся система
Учимся применять си- Использование системного подхода
стемный подход
при изучении природы. Мегамир,
макромир, микромир
Взаимосвязь компонентов в Взаимосвязь компонентов природы.
природе
Влияние деятельности человека на взаимосвязи в природе
7

Кол-во часов
Теоре- Практитических ческих
1

1
1

2
1

1
1

1

1

11

12
13—15

Что такое экосистема

Экосистема. Компоненты экосистемы.
Производители. Потребители. Разрушители. Пищевые цепи
Аквариум — искусственная Практическая работа «Аквариум как
экосистема
система»
Итоговое обобщение
Задания на формирование функциоПрирода — наш дом. Эко- нальной грамотности
логия — наука о доме.
Экологические проблемы
Земли.

1

1
3

Модуль 2. Сохраняем природу (15 ч)
16
17

18

19

20—21

22—23
24—25

26

27—28

29—30

Почему исчезают растения Систематика. Вид. Причины исчезновеи животные
ния видов живых организмов
Красная книга
Международный союз охраны природы.
О чём рассказывает Красная книга.
Красная книга Российской Федерации
Как сохранить расти- Деятельность человека, направлентельный и животный ная на сохранение природы. Общемир
ственные организации по охране
природы
Сбор кормов для подкорм- Проект «Сбор кормов для поддержки
ки птиц и зверей зимой.
птиц и зверей зимой».
Организация подкормки.
Экскурсия в зоопарк
Правила наблюдения за животными.
Экскурсия в зоопарк. Наблюдение на
птицами на кормушке
Изготовление домиков для Практическая работа «Изготовление
летучих мышей
домиков для летучих мышей»
Выявление и паспортиза- Практическая работа «Поиск, выявлеция старовозрастных дере- ние и паспортизация старовозрастных
вьев
деревьев
Ответственность чело- Порода. Домашние животные. Правека за приручённых вила ухода за домашними животживотных
ными
Социологический
опрос Социологический опрос населения по
населения по проблеме со- проблеме содержания собак в городе
держания собак в городе
Итоговое обобщение
Задания на формирование функциоСохраняем природу.
нальной грамотности
Красная книга. Значение
сохранения разнообразия
видов растений и животных.

1
1

1

1

2

2
2

1

2

2

6 КЛАСС
34 ч, из них 5 ч – резервное время
Модуль 1. Учимся у природы использовать экологически
чистую энергию (15 ч)
1

Как растение получает Использование организмом энергии.
энергию солнечных лучей
Растительные пигменты. Хлорофилл.
Влияние цвета световых лучей на жиз8

1

2—3

4—5

6
7

8—9

10—11

12—13

14—15

недеятельность растений и водорослей
Изучаем хлорофилл в рас- Практическая работа.
тении. Изучаем разнообра- Внутренние строение листа. Хлороплазие пигментов раститель- сты
ных клеток
Многообразие окраски Практические работы «Многооблистьев у комнатных разие окраски листьев у комнатных
растений.
Сравнение растений»,
«Сравнение пестропестролистных
форм листных форм растений, выросших
растений, выросших в в условиях различной освещённоразных условиях осве- сти»
щённости
Как растение использует Крахмал. Фотосинтез
энергию солнечных лучей
Космическая роль зелёных Вещества органические и неорганичерастений на планете
ские. Отличие органических веществ от
минеральных
Экскурсия на луг
Экскурсия на луг. Взаимосвязи между
различными компонентами экосистемы
луга. Влияние хозяйственной деятельности человека на разнообразие организмов луга
Экскурсия в лес
Экскурсия в лес. Экосистема леса. Леса
— хвойные, лиственные и смешанные.
Ярусность
Проект «Используем энер- Использование солнечного света в солгию Солнца»
нечных печах. Проект «Используем
энергию Солнца»
Итоговое обобщение
Задания на формирование функциоСохраняем энергию. Кла- нальной грамотности
довые солнца: леса и болота Подмосковья. Основные
причины
экологических
проблем лесных зон. Защита растений.

2

2

1
1

2

2

2

2

Модуль 2. Учимся у природы безотходному производству (14 ч)
16
17

18—19
20—21
22

23

Природа — пример безотходного производства
Бытовые отходы как экологическая проблема

Круговорот веществ в природе. Загрязнение окружающей среды. Отходы
Бытовые отходы. Сроки разложения
отходов в природе. Степень опасности
разных отходов для окружающей среды
Социологический опрос Социологический опрос населения
по проблеме мусора
по проблеме мусора
Исследование содержимого Исследование состава бытовых отходов.
мусорной корзины
Практическая работа
Способы переработки и Проблемы ликвидации мусора. Спосоутилизации отходов
бы утилизации твёрдых коммунальных
отходов
Раздельный сбор мусора
Правила сортировки отходов. Обозначения на контейнерах для сбора твёр9

1
1

2
2
1

1

24—25

26—27

28—29

дых коммунальных отходов
Практические работы «О чём рассказывает упаковка товара», «Исследование упаковок товаров, приобретённых
семьёй за неделю»
Экскурсия «Продовольственный магазин. Как стать экологически грамотным
покупателем»

О чём рассказывает упаковка товара. Исследование
упаковок товаров, приобретённых семьёй за неделю
Экскурсия в продовольственный магазин. Как
стать экологически грамотным покупателем
Итоговое обобщение
Задания на формирование функциоБытовые отходы — миро- нальной грамотности
вая проблема. Стратегия
решения проблемы ТКО в
России.

2

2

2

Раздел «Экологическая грамотность» 7—8 классы
7 КЛАСС
34 ч, из них 2 ч — резервное время
Модуль 1. Сохраняем биоразнообразие (12 ч)
Кол-во часов
Теоре- Практитических ческих

№ п/п

Название темы

Основное содержание

1

Сохранение биоразнообразия — сохранение устойчивости биосферы
Особо охраняемые природные территории

Биологическое разнообразие. Мониторинговые исследования

1

Особо охраняемые природные территории (ООПТ): государственные природные заповедники, национальные парки,
природные парки, государственные
природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады
Проект «Создаём мини- Проект «Создаём свою миниООПТ»
ООПТ»
Деловая игра «История де- Деловая игра «История деревни Боб-

1

2

3—4
5—6

ревни Бобровки»
7—8

9—10

11—12

2
2

ровки»

Охрана и привлечение Гнёзда птиц. Правила изготовления исптиц. Искусственные гнез- кусственных гнездовий. Практическая
довья
работа «Изготовления гнездовий для
птиц»
Экскурсия по особо охраня- Экскурсия по особо охраняемой приемой природной террито- родной территории
рии
Итоговое обобщение
Задания на формирование функциоСохранение биоразнообра- нальной грамотности
зия планеты.
10

2

2

2

Модуль 2. Сохраняем почву (12 ч)
13

14
15—16

17—18

19—20

21—22

23—24

Почва — поверхностный Почвоведение. Обитатели почвы. Сослой земной коры
став и особенности почвы. Плодородие
почвы. Роль животных в образовании
почвы
Экологические проблемы Почвообразование. Причины разрушесохранения почвы
ние почвы
Экскурсия «Исследуем Механический состав почвы. Влажпочву»
ность почвы. Окраска почвы. Сложение почвы. Экскурсия «Исследуем почву»
Определяем
кислотность Кислотность почвы. Закисления почв.
почвы
Практическая работа «Исследование
кислотности почвы»
Значение плодородия поч- Практические работы «Значение пловы. Определяем механиче- дородия почвы», «Определение мехаский состав почвы и содер- нического состава почвы», «Определежание гумуса в почве
ние содержания гумуса в почве»
Влияние
вытаптывания Практическая работа «Определение
почвы на растительность
влияния вытаптывания почвы на растительность»
Итоговое обобщение
Задания на формирование функциоОсновные причины дегра- нальной грамотности
дации почв. Защита почв.

1

1
2

2

2

2

2

Модуль 3. Сберегаем энергию (8 ч)
25

26

27—28

29—30

31—32

Экологические проблемы Использование энергии живыми оргаиспользования энергии
низмами. Использование энергии человеком
Выясняем мощность, по- Использование электроэнергии в быту.
требляемую электробыто- Бытовые электрические приборы, класвыми приборами и учимся сы энергоэффективности. Практичеэкономить электроэнергию ская работа «Исследование энергопотребления бытовых приборов»
Анализируем
затраты Анализируем затраты электроэнерэлектроэнергии и учимся гии и учимся экономить, создавать
экономить
комфортные условия и затрачивая
минимум электроэнергии. Практическая работа «Исследование потребления электроэнергии»
Проект
«Экологическое Проект «Экологическое просвещение
просвещение по проблеме по проблеме энергосбережения»
энергосбережения»
Итоговое обобщение
Задания на формирование функциоСберегаем энергию в нальной грамотности
своём доме

8 КЛАСС
11

1

1

2

2

2

34 ч. из них 2 ч — резервное время
Модуль 1. Сберегаем воду (12 ч)
1

2

3
4—5

6—7

8—9

10—11

12—13

Самое распространённое на Проблемы сбережения воды. Свойства
Земле вещество
воды. Использование воды в разных
сферах: промышленности, энергетики и
сельского хозяйства
Проблема сохранения вод- Самоочищение водоёмов. Экосистема
ных ресурсов
водоёма. Различные виды загрязнений
воды
Сохранение воды
Очистка сточных вод. Способы
очистки воды. Экономия воды
Способы очистки воды в Практические работы «Очистка воды
фильтрованием», «Разделение жидколаборатории
стей с помощи делительной воронки»
Экскурсия на водоём
Экскурсия на водоём. Практическая
работа
«Оценка мутности и прозрачности воды»
Лабораторное исследование Практическая работа «Определение
воды из природного водоё- прозрачности и мутности воды из водома. Биоиндикация и биоте- ёма и сравнение её с водопроводной
стирование
водой». Биоиндикация. Биотестирование. Лабораторные работы «Использование лука репчатого для биотестирования воды», «Использование семян
гороха для биотестирования воды»
Проект
«Экологическое Проект «Экологическое просвещение
просвещение по проблеме по проблеме рационального использорационального использова- вания воды»
ния воды»
Итоговое обобщение
Задания на формирование функциоЗначение воды. Охрана нальной грамотности
воды. Вода — стратегический запас

1

1

1
2

2

2

2

2

Модуль 5. Сберегаем атмосферу (13 ч)
14

15—16

17—18

Проблема
атмосферы

загрязнения Виды загрязнений. Источники загрязнения атмосферы: естественные (природные) и искусственные (антропогенные)

Проект «Экологическое
просвещение по проблеме рационального использования транспорта»
Биоиндикация загрязнения воздуха

Влияние транспорта на атмосферу.
Проект «Экологическое просвещение по проблеме рационального использования транспорта»
Биоиндикация. Лишайники как
биоиндикаторы чистоты воздуха.
Лихеноиндикация. Практические
работы «Оценка чистоты воздуха
методом
лихеноиндикации»,
12

1

2

2

19—20
21—22

23—24
25—26

Изучение потока автомобилей на улице
Исследуем влияние деревьев и кустарников на
количество пыли в воздухе
Оценка состояния зелёных насаждений
Итоговое обобщение
Экологические проблемы
атмосферы. Охрана атмосферы

«Определение чистоты воздуха по
хвое сосны»
Практическая работа «Изучение потока автомобилей на улице»
Запылённость воздуха. Болезни, вызываемые загрязнением воздуха.
Практическая работа «Влияние
деревьев и кустарников на количество пыли в воздухе»
Практическая работа «Оценка состояния зелёных насаждений»
Задания на формирование функциональной грамотности

2
2

2
2

Модуль 6. Мыслим глобально — действуем локально (6 ч)
27—28

29—30

31—32

Глобальные проблемы современного мира. Глобальные экологические риски
Концепция устойчивого
развития

Пути решения глобальных проблем.
Задания на формирование функциональной грамотности
Концепция перехода Российской
Федерации к устойчивому развитию
Задания на формирование функциональной грамотности
Моя страна: мечтай, Экологический рейтинг регионов
узнавай, действуй!
России. Путь к устойчивому развитию. Экологические угрозы.
Задания на формирование функциональной грамотности

2
2

2

Раздел «Экологическая безопасность» 9 класс
9 КЛАСС - 33 ч
МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА И ОХРАНЫ ТЕРРИТОРИЙ (8 Ч)
№
Кол-во
п/п
Тема
Основное содержание
часов
ТеореПрактичетических
ских
1

Экологическая безопасность

Понятие «экологическая безопасность».
Обеспечение экологической безопасности. Экологическая угроза (экологическая опасность) и её составляющие. Объекты экологической безопасности. Источники экологической опасности.
Внешние и внутренние экологические
угрозы. Нормативно-правовые документы РФ в сфере экологической безопасно13

1

сти
2
Экологический
монито- Понятие об экологическом мониторинге
ринг. Виды и подсистемы (мониторинге окружающей среды). Цели
экологического
монито- и задачи экологического мониторинга.
ринга
Объекты экологического мониторинга.
Программа экологического мониторинга.
Классификация видов экологического
мониторинга. Подсистемы экологического мониторинга. Уровни мониторинга.
Объекты наблюдения и показатели
3
Методы
экологического Методы исследования. Биологический
мониторинга
мониторинг как метод исследования:
этапы и содержание. Преимущества живых индикаторов. Мониторинг состояния
природных ресурсов в России
4
Биоиндикация и её виды
Понятие о биоиндикации. Классификация и характеристика видов биоиндикации
5
Картирование загрязнён- Проведение картирования загрязнённых
ных участков
участков: этапы работы и их содержание.
Физико-географические и экономикогеографические характеристики территории обследования
6
Фитоиндикация как со- Фитоиндикация как один из методов
ставная часть экологиче- оценки качества окружающей среды. Поского мониторинга
нятие о фитоиндикации и фитоиндикаторах. Организмы-регистраторы и организмы-накопители.
Морфологические изменения растений,
используемые в биоиндикации.
Основные растения-индикаторы загрязнения атмосферного воздуха
7
ООПТ как основа сохра- Понятие об ООПТ. Роль ООПТ в сохранения биологического и нении ландшафтов территории и видоволандшафтного разнообра- го разнообразия экосистем. Основы оргазия
низации ООПТ. Категории ООПТ
МОДУЛЬ 2. МОНИТОРИНГ ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА
8
Общая
характеристика Основные источники загрязнения атмоэкологического состояния сферы региона. Основные веществаатмосферного воздуха
загрязнители воздушной среды и их влияние на организм человека. Программа
мониторинга воздуха. География загрязнений воздушного бассейна
9
Мониторинг радиацион- Радиационные опасные и ядерноопасные
ной обстановки
производства на территории региона. Источники ионизирующего излучения.
Влияние ионизирующего излучения на
организм. Краткий обзор катастроф. Современная радиационная обстановка
10
Лихеноиндикация как ме- Лишайники как определители загрязнетод мониторинга загрязне- ния воздушной среды. Строение лишайния атмосферного воздуха ников. Влияние химических веществ на
лишайники Методы учёта лишайников
11
Определение связей водо- Определение прочности связей водоросросли и гриба в составе ли и гриба в составе лишайника, возможлишайника. Лабораторная ность их раздельного существования
14

1

1

1

1

1

1

(11 ч)
1

1

1

1

12

13

14

15

16

17

18

19

работа
Оценка состояния среды
на основе метода флуктуирующей асимметрии

Асимметрия листового аппарата как показатель наличия стрессовых факторов.
Требования к видам-биоиндикаторам.
Методы оценки стрессового воздействия
на растения
Изучение флуктуирующей Отбор материала для исследования и раасимметрии у растений как бота с ним. Обработка данных, по оценке
показателя качества среды стабильности развития с использованием
обитания. Исследователь- мерных признаков. Оценка качества среская работа
ды по значению интегрального показателя стабильности развития
Оценка состояния древо- Проведение инвентаризации древесных
стоя парка.
Исследова- насаждений изучаемой территории (клютельская работа
чевого участка). Изучение основных параметров древостоя исследуемой площадки. Формула древостоя. Определение
состояния древостоя парка с использованием простейшей шкалы
Газочувствительность
и Влияние загрязнителей на клетки растегазоустойчивость растений ний. Внешние признаки повреждения
растений токсичными веществами. Адаптация растений к действию газов. Механизмы устойчивости к неблагоприятным
факторам. Группы устойчивости растений
Изучение состояния расти- Определение видового состава древеснотельности и разработка кустарниковых пород, повреждений и
проекта озеленения своего заболеваний. Влияние загрязнения на сомикрорайона. Проектно- стояние древесных пород. Составление
исследовательская работа карты
газоустойчивости
древеснокустарниковой растительности. Разработка проекта озеленения своего микрорайона
Снежный покров как ин- Снежный покров как индикатор процесдикатор загрязнения при- сов закисления природных сред. Этапы
родной среды. Исследова- загрязнения снежного покрова. Методика
тельская работа
работы со снежными пробами.
Изучение физических и химических параметров снега
МОДУЛЬ 3. МОНИТОРИНГ ВОДНОЙ СРЕДЫ (6 ч)
Общая
характеристика Основные определяемые показатели фиэкологического состояния зико-химического состава поверхностводных объектов. Методы ных вод при мониторинге. Основные исгидробиологического ана- точники загрязнения водотоков региона.
лиза
Качество воды водотоков и водоёмов региона. Гидробиологический анализ как
биологический метод оценки качества
воды. Показатели степени загрязнения.
Расчётные индексы в экологическом мониторинге. Преимущества и недостатки
биологических методов оценки загрязнения вод.
Сапробность организмов
Понятие о сапробности, сапробности вида, системе сапробности. Зоны сапробности, их характеристика. Факторы, влия15

1

1

1

1

1

1

1

1

20
21

22

ющие на сапробность водоёма
Методика работы с проба- Сбор проб, фиксация, этикетирование,
ми зообентоса
объём пробы, обработка проб
Изучение антропогенной Составление паспорта характеризуемого
нагрузки на водный био- водоёма. Описание основных экологичегеоценоз. Исследователь- ских особенностей водоема. Выявление
ская работа
степени антропогенной нагрузки на водный биогеоценоз методов зооиндикации
и фитоиндикации
Изучение качества воды из Определение физических показателей
различных пресных водо- образцов воды: запаха, цвета, прозрачноёмов. Практическая ра- сти. Определение химических показатебота
лей образцов воды: наличия катионов
железа, свинца, хлорид-ионов, нитратов и
нитритов, жёсткости воды, анионов кислотных осадков

1
1

1

МОДУЛЬ 4. МОНИТОРИНГ ПОЧВ (11 Ч)
23

24

25

26

27

Общая
характеристика
экологического состояния
почв

Основные типы почв. Экологическое состояние сельскохозяйственных угодий
региона. Основные источники загрязнения и вещества-загрязнители. География
загрязнений
Биоиндикация загрязнения Обоснование важности мониторинга
почвенной среды
почв. Специфика городских почв. Последствия загрязнения почвы для здоровья человека. Роль почвенных организмов в круговороте вещества и энергии в
биосфере. Роль живых организмов при
осуществлении мониторинга почв
Структура
животного Почва как многокомпонентная среда.
населения почвы и факто- Влияние параметров почвы на распредеры его разнообразия
ление организмов в ней. Основные группы животных по степени связи с почвой:
Влияние природных факторов на структуру и численность почвы
Фаунистическая биоинди- Изменение видового состава и количекация
ства почвенных и напочвенных беспозвоночных животных как показатель антропогенного воздействия на окружающую среду. Выбор организмов для диагностики состояния почвенной среды.
Экологические группы почвенных организмов, характеристика групп
Влияние
физико- Определение физических характеристик
химических свойств почвы почвы изучаемого участка. Установление
на численность и видовое взаимосвязи между видовым и численразнообразие организмов. ным составом растительности и физичеПрактическая работа
скими свойствами почвы. Установление
зависимости между физико-химическими
свойствами почвы и численностью беспозвоночных. Выявление зависимости
между численностью организмов и степенью уплотненности почвы; между количеством червей в почве и её плодородием. Определение роли дождевых чер16

1

1

1

1

1

28

29

вей в почвообразовательном процессе
опытным путём
Способы
определения Подготовка образцов почвы к работе.
кислотности
почвы. Определение кислотности почвы с поПрактическая работа
мощью универсального индикатора; с
помощью датчика pH цифровой лаборатории «Архимед»; с помощью мелового
раствора
Энергия прорастания се- Влияние степени почвенного и атмомян одуванчика лекар- сферного загрязнения на энергию проственного как показатель растания семян одуванчика: всхожесть,
загрязнения
почвенной изменение морфологических показатесреды. Практическая ра- лей. Закладка опытов, ведение дневника
бота
наблюдений

30

Изучение качества пыльцы
растений как показателя
загрязнения окружающей
среды. Исследовательская
работа

31

Изучение
численности
дождевых червей в различных биоценозах как
показателя стабильности
почвенной среды. Исследовательская работа

32

Почва как показатель состояния окружающей среды изучаемой территории.
Мини-проект

33

Обобщающее занятие

1

1

Методика сбора объектов и проведения
работы. Установление зависимости качества пыльцевых зёрен от уровня физического и химического загрязнения среды

1

Выбор пробной площадки и требования к
ней. Методика проведения раскопок.
Определение условий обитания дождевого червя и влияния среды на численность
и биомассу по почвенным горизонтам на
исследуемых участках

1

Определение основных источников загрязнения почвы на территории пункта
проживания, преобладающих веществзагрязнителей с учётом имеющихся источников загрязнения. Составление описания влияния каждого веществазагрязнителя на объекты, а) живой природы, б) на среды обитания организмов,
в) на человека. Составление плана-карты
исследуемой территории с нанесением
источников загрязнения и представлением информации о них
Задания на формирование функциональной грамотности

1

1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебно-методическая литература
1. Алексашина И. Ю., Лагутенко О. И. Чему природа учит человека? 5—6 классы. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций. — М.: Просвещение, 2019. — 96 с. : ил. — (Внеурочная деятельность).
2. Алексашина И. Ю., Лагутенко О. И. Как сохранить нашу планету? 7—9 классы. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций. — М.: Просвещение, 2019. – 94 с. : ил. — (Внеурочная деятельность).
17

Антоненков А. Г. Мониторинг снежного покрова: Метод. указания.— СПб.: СПбГТИ
(ТУ), 2003.— 16 с.
4. Асланиди К. Б., Вачадзе Д. М. Биомониторинг? Это очень просто! Пущино. — 1996. —
127с.
5. Бакка С. В., Киселева Н. Ю. Пути и методы сохранения биологического разнообразия.
Методическон пособие. Изд.2-е, доп. — Н. Новгород, 2011. — 36 с.
6. Биоиндикация загрязнений наземных экосистем / Под ред. Р. Шуберта Пер. с нем. Г. И.
Лойдиной, В. А. Турчаниновой. — Под ред. Д. А. Криволуцкого. — М.: Мир. — 1988. —
348 с.
7. Биологический контроль окружающей среды: биоиндикация и биотестирование / О. П.
Мелехова, Е. И. Егорова, Т. И. Евсеева и др. — Академия Москва, 2007. — С. 288.
8. Буйволов Ю. А. Физико-химические методы изучения качества природных вод. — М.:
Экосистема, 1997. — 17 с.
9. Бязров, Л. Г. Лишайники в экологическом мониторинге. М., Изд-во «Научный Мир»,
2002, 336 с.
10. Вебстер К., Жевлакова М. А., Кириллов П. Н., Корякина Н. И. От экологического образования к образованию для устойчивого развития. — СПб.: Наука, Сага, 2005. — 137 с.
11. Воробьёв Г. А. Исследуем малые реки. — Вологда: ВГПУ, изд-во «Русь», 1997. — 116 с.
12. Гиляров, М.С. Зоологический метод диагностики почв / М.С. Гиляров — М.: Наука,
1965. — 278 с.
13. Горышина Т. К., Игнатьева М. Е. Ботанические экскурсии по городу. — СПб.: Химиздат,
2000. — 152 с.: ил.
14. Добровольский Г. В. Почва, город, экология. М.: Фонд За экономическую грамотность,
1997. — 310 с.
15. Евгеньев И. Е., Каримов Б. Б. Автомобильные дороги в окружающей среде. — М.: Трансдорнаука, 1997. — 285 с.
16. Захаров В. М., Чубинишвили А. Т., Дмитриев С. Г. и др. Здоровье среды: практика оценки. М.: Центр экологической политики России, 2000. — 320 с.
17. Исследование экологического состояния водных объектов: Руководство по применению
ранцевой полевой лаборатории «НКВ-Р» / Под ред. К.х.н. А.Г. Муравьева. — СПб.:
«Крисмас+», 2012. — 232 с.
18. Кабата-Пендиас А., Пендиас X. Микроэлементы в почвах и растениях. — М.: Мир, 1989.
— 243 с.
19. Красинский, Н. П. Теоретические основы построения ассортиментов газоустойчивых
растений / Н. П. Красинский. — В кн.: Дымоустойчивость растений и дымоустойчивые
ассортименты. — Москва-Горький, 1950. — 160 с.
20. Криволуцкий, Д. А. Почвенная фауна в экологическом контроле / Д. А. Криволуцкий —
М.: Наука, 1994. — 272 с.
21. Кулагин Ю. З. Древесные растения и промышленная среда. М., «Наука», 1974 г. — 123с.
22. Лагутенко, О. И. Исчезающие животные России: иллюстрированный зоологический атлас / О. И. Лагутенко; худож. И. Мошинская. — Санкт-Петербург; Москва: Речь, 2020. —
64 с. : ил.
23. Малевич И. И. Собирание и изучение дождевых червей-почвообразователей. М. — Л.
2003г.
24. Межневский В. Н. Растения-индикаторы. — М.: ООО Издательство ACT; Донецк: Сталкер, 2004г.
25. Муравьев А. Г., Каррыев Б. Б., Ляндзберг А. Р. Оценка экологического состояния почвы.
Практическое руководство / Под ред. А. Г. Муравьева. Изд. 2-е, перераб. и дополн. —
СПб.: Крисмас+, 2008. — 216 с.
26. Перельман Я. И. Занимательная геометрия на вольном воздухе и дома. — М.: Центрполиграф, 2016. — 222с. (Азбука науки для юных гениев)
3.

18

27. Рыжов И.Н., Ягодин Г. А. Школьный экологический мониторинг городской среды: Учеб.
пособие. — М.: Галактика, 2000. — 192 с.
28. Сергейчик С. А., Сергейчик А. А., Сидорович Е.А. Методы фитоконтроля загрязнения
природной среды. — Минск, 1991.
29. Соколов В. А. Природные красители. М.: Просвещения, 1997г.
30. Экологический мониторинг: Методическое пособие / В. В. Снакин, М. А. Малярова, Т.
Ф. Гурова и др. — М. РЭФИА, 1996. — 92 с.
31. Тарасова, В. Н. Лишайники: физиология, экология, лихеноиндикация: учебное пособие /
В. Н. Тарасова, А. В. Сонина, В. И. Андросова. — Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2012.
32. Школьный экологический мониторинг. Под ред. Ашихминой Т. Я. — М.: АГАР, 2000. —
385 с.
33. Экологический мониторинг в школе. / Под ред. Коробейниковой Л. А. — Вологда: Русь,
1998. — 212 с.
Интернет-ресурсы:
1. Вайнерт Э., Вальтер Р., Ветцель Т., Егер Э., Клаустнитцер Б. и др. / Под ред. Р. Шуберта; пер. с нем. — М.: Мир. – 1988. – 348 с. https://www.twirpx.com/file/393307/
2. Красная книга России. Полный сборник живых организмов, внесённых в Красную книгу Российской Федерации. https://redbookrf.ru/
3. Методические рекомендации по выполнению оценки качества среды по состоянию живых существ (оценка стабильности развития живых организмов по уровню асимметрии
морфологических структур) http://docs.cntd.ru/document/901879474
4. Пчелкин А.В. Использование водорослей и лишайников в экологическом мониторинге
и биоиндикационных исследованиях. Экологический центр «Экосистема»
http://www.ecosystema.ru/07referats/pchelkin/monitoring.htm
5. Трофименко Ю.В., Лобиков А.В. Биологические методы снижения автотранспортного
загрязнения природной полосы. Обзорная Информация. База нормативной документации: www.complexdoc.ru
6. Федоров В. А. Руководство по изготовлению искусственных гнездовий и организации
зимней подкормки для птиц. http://oopt.spb.ru/wp-content/uploads/2016/01/gnezd.pdf

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
Приборы:
цифровая лаборатория «Архимед», микроскоп, лупа.
Оборудование демонстрационное:
персональный компьютер, проектор.
Оборудование учебное:
Пробирки, химические стаканы, ступка и пестик, спиртовка, воронка, фильтровальная
бумага, штативы, стеклянные палочки, колбы, установка «водяная баня», чашка фарфоровая,
стеклянная палочка с резиновым наконечником, ложечка-дозатор (шпатель), мерный цилиндр
(10мл) или мерная пробирка, универсальная бумага со шкалой значений рН, фильтровальная
бумага, предметные и покровные стекла, препаровальные иглы, пипетки, лопата, совок, рулетка, чашечные весы с разновесами, рамка-палетка, закидная драга, скребок, мерная метровая
линейка, циркуль-измеритель.
Реактивы:
Тиоцианат аммония, азотная кислота, перекись водорода, дистиллированная вода, нитрат серебра, азотная кислота, хлорид калия, хромат калия, гидроксид калия, дифениламин,
серная кислота, уксусная кислота, йод.

19

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
В соответствии с ФГОС ООО планируемые результаты обучения представлены тремя блоками: личностные, предметные и метапредметные.
Личностные результаты освоения программы предполагают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы.
Предметные результаты освоения программы направлены на освоение
обучающимися теоретического материала, а также формирования специфических для данной предметной области умений. Предусматриваются виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, преобразованию и применению этих знаний в учебных, учебно-проектных и социальнопроектных ситуациях. Кроме того, предметные результаты включают формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях,
типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.
Метапредметные результаты подразумевают овладение различными
видами деятельности по получению нового знания (умение добывать информацию из различных источников, обобщать, систематизировать и анализировать,
критически оценивать и интерпретировать, умело применять на практике). Помимо того, метапредметные результаты подразумевают определение проблем и
причин их возникновения; способность формировать и отстаивать собственное
мнение; выявлять причинно-следственные связи различных процессов, принимать решения по их устранению; использование коммуникативных навыков при
20

разработке стратегии решения экологических проблем, умение работать в команде, аргументировать и представлять свою позицию в форме проектов, презентаций и другие.
Планируемые результаты, отнесенные к блоку «Ученик научится», ориентируют на то, какие уровни освоения учебных действий с изучаемым опорным
учебным материалом ожидают от учащегося. В этот блок включён базовый круг
учебных вопросов и задач, овладение которыми необходимо для успешного обучения и социализации и которые могут быть освоены подавляющим большинством обучающихся.
В блоке «Ученик получит возможность научиться» приводятся планируемые результаты повышенного уровня, характеризующие систему учебных
действий в отношении знаний, умений, расширяющих и углубляющих понимание основного учебного материала. Уровень достижений, соответствующий планируемым результатам этой группы, могут продемонстрировать только отдельные наиболее способные и мотивированные на обучение школьники
Личностные результаты освоения курса
Осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его
познаваемости и объяснимости на основе достижений науки экология и смежный с ней наук.
Выстраивание собственного целостного мировоззрения.
Осознание потребности и готовности к самообразованию.
Оценивание жизненных ситуаций с точки зрения сохранения здоровья.
Оценивание экологического риска во взаимоотношениях человека и природы.
Формирование экологического мышления: умения оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей
среды.
Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на
изучение живой природы.
Предметные результаты обучения
Учащимся важно знать/понимать:
Чему учится человек у природы. Что изучает экология. Почему экологические проблемы так сложны.
Что природу можно рассматривать как систему. О взаимосвязи компонентов
природы. Что такое экосистема.
Причины, по которым сокращается богатство флоры и фауны. Зачем нужна
Красная книга, и какие биологические виды в нее занесены. Роль ботанических
садов и зоопарков в деле сохранения растений и животных. Какими путями
можно сохранить многообразие природы. Правила содержания животных.
Какой экологически-чистый источник энергии используют растения. Как
образуются органические вещества в природе. Как можно использовать солнечную энергию.
Почему в природе не образуются отходы. Почему накапливаются отходы в
результате деятельности человека и чем они опасны. Что такое классы опасности
21

отходов и какие они бывают. Какие существуют пути утилизации твердых коммунальных отходов (ТКО), какой из них предпочтительнее и почему. Что такое
экомаркировка.
Что такое биоразнообразие, и для чего его нужно сохранять. Что приводит
снижению биоразнообразия, и какими путями оно сохраняется. Что относится
к особо охраняемым природным территориям.
Что такое почва, из чего она состоит и как она образуется. От чего зависит
плодородие почвы. Какие бывают почвы, и чем они отличаются. Какие опасности угрожают почве и как ее сохранить.
Об экологических проблемах использования тепловой и электрической энергии. О том, какие традиционные и альтернативные источники энергии используются, их достоинствах и недостатках. Сколько и на какие цели затрачивается
электрическая энергия в быту. Как минимизировать экологический вред при использовании тепловой и электрической энергии.
Какие уникальные свойства есть у воды, позволившие стать основой жизни
на Земле. О запасах пресной воды есть на Земле. Сколько мы расходуем воды и
на что. Какие бывают загрязнители воды и как они влияют на живые организмы
и экосистему в целом. Как происходит самоочищение водоемов и почему оно не
всегда может справиться с загрязнением. Как очистить воду и как предотвратить
попадание вредных веществ в воду.
Какие загрязнители атмосферы существуют. Как они влияют на наше здоровье и окружающую среду. Что такое парниковые газы и как они влияют на изменение климата. Как образуются в атмосфере пыль, аэрозоль, смог и чем они
опасны. Какие существуют биоиндикаторы чистоты воздуха. Как повлиять на
сохранение чистоты воздуха.
Значение понятия «экологический мониторинг», его цели, особенности его
организации и проведения, историю развития. Виды и подсистемы экологического мониторинга, принципы классификации видов экологического мониторинга.
Основные методы экологического мониторинга. Методы и методики исследования загрязнения объектов окружающей среды.
Понятие о биоиндикации. Виды биоиндикации. Понятие о фитоиндикации и
фитоиндикаторах. Возможности методов фитоиндикации. Морфологические изменения растений, используемые в биоиндикации.
Виды растений и животных, являющихся индикаторами состояния окружающей
среды. Знать содержание этапов картирования загрязнения.
Понятие о лишайниках и методе лихеноиндикации. Строение лишайника.
Типы лишайников. Влияние химических веществ на лишайники. Изменения на
морфологическом и анатомо-физиологическом уровнях. Методы учёта лишайников. Достоинства и недостатки лихеноиндикации как метода изучения загрязнения окружающей среды.
Понятие о флуктуирующей асимметрии. Асимметрия листового аппарата
как показатель стрессовых факторов. Требования к видам-биоиндикаторам. Ме22

тоды оценки стрессового воздействия на растения: морфологические и физиолого-биохимические. Модельные объекты.
Понятие о газоустойчивости и газочувствительности растений. Адаптация
растений к действию газов. Механизмы устойчивости растений неблагоприятным факторам. Биологическая, анатомо-морфологическая и физиологобиохимическая газоустойчивость. Влияние климатических условиях территории
на газоустойчивость растений. Группы устойчивости растений.
Что снежный покров может выступать индикатором процессов закисления
природных сред. Методика работы со снежными пробами. Количественное и качественное определение загрязняющих веществ.
Понятие о гидробиологическом анализе. Гидробиологический анализ как
биологический метод оценки качества воды. Показатели степени загрязнения.
Расчётные индексы в экологическом мониторинге.
Особенности населения почвы и факторы его разнообразия. Содержание
методики работы с пробами зообентоса. Влияние техногенного загрязнения на
почвенных беспозвоночных. Основы фаунистической биоиндикации.
Учащимся важно уметь:
Осуществлять эколого-просветительские проекты по проблемам энергосбережения, сохранения почв, мусора. Разрабатывать проекты озеленения своего микрорайона. Выполнять практические проекты по озеленению пришкольной территории, сохранению биоразнообразия.
Работать со специальным лабораторным оборудованием. Работать с записями,
отчётами дневников исследований как источниками информации.
Проводить социологические опросы по проблемам содержания домашних животных, твердых коммунальных отходов, рационального использования воды в
быту.
Подсчитывать количество сэкономленных ресурсов и уменьшения количества
выброса вредных веществ при переработке ТКО. Извлекать необходимую информацию из обозначений на упаковке товаров для его дальнейшей утилизации;
Быть экологически грамотным покупателем; Правильно проводить раздельный
сбор ТКО.
Подсчитывать энергопотребленние. Экономить электроэнергию и воду в быту.
Определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризуемых объектов, сред обитания. Определять физико-химические параметры
изучаемых объектов и сред обитания. Проводить картирование загрязнённых
участков.
Оценивать степень загрязненности воды, состояние чистоты воздуха и почвы,
основываясь на состоянии биоиндикаторов. Проводить биоиндикацию чистоты
воздуха с помощью лишайников и сосны
Осуществлять мониторинг загрязнения различных сред обитания (наземновоздушной, водной, почвенной) на основе применения адекватных методов исследования. Исследовать поток автомобилей и оценивать их влияние на количество смога.
23

Проводить оценку состояния среды на основе метода флуктуирующей асимметрии.
Проводить оценку состояния древесной растительности. Осуществлять изучение состояния растительности территории. Составлять карты газоустойчивости
древесно-кустарниковой растительности. Определять возможность деревьев и
кустарников снижать количество пыли в воздухе.
Очищать воду от посторонних примесей. Определять класс качества вод на
основе применения методов фито- и зооиндикации. Использовать методы биоиндикации и биотестирования для определения качества воды. Оценивать экологическое состояние водоёма.
Определять механический состав почвы, её влажность, цвет, сложение. Проводить простейшее химическое исследование почвы. Определять кислотность почвы. Устанавливать зависимость между физико-химическими свойствами почвы и
численностью беспозвоночных. Проводить экспресс-методы оценки токсичности
почвенной среды с помощью биотестов.
Проводить социологические опросы по проблемам содержания домашних животных, твёрдых коммунальных отходов, рационального использования воды в
быту и др.
Метапредметные результаты обучения
Метапредметные результаты, включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Регулятивные универсальные учебные действия включают в себя следующий спектр умений:
1.Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать задачи в учебно-познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Целеполагание — постановка учебной
задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач. Планирование — определение последовательности промежуточных целей
с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий. Прогнозирование — предвидение результатов и уровня усвоения знаний,
его временных характеристик.
3.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Контроль — сравнение способов действий и результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае рас24

хождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого
результата самим обучающимся, учителем, товарищами.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения. Оценка — выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что необходимо усвоить, осознание качества и уровня
усвоения.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора. Саморегуляция — способность к мобилизации сил, воли и преодолению препятствий.
Регулятивные УУД
Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

− целеполаганию,

вклю-

− самостоятельно ставить новые учеб-

чая постановку целей, преоб- ные цели и задачи;
разование практических задач в познавательные;

− при планировании достижения целей
самостоятельно, полно и адекватно учиты-

− самостоятельно анали- вать условия и средства их достижения;
зировать условия достижения

− выделять альтернативные способы до-

цели на основе поставленных стижения цели и выбирать наиболее эффекучителем ориентиров выпол- тивный способ;
нения действий при изучении
нового материала;

− осознанно управлять своим поведением и деятельностью, направленной на до-

− планировать пути до- стижение поставленных целей;
стижения целей;

− осуществлять рефлексию в отношении

− устанавливать целевые действий
приоритеты;
− адекватно

по

решению

учебно-

познавательных задач;
самостоя-

− адекватно оценивать свои возможно-

тельно оценивать правиль- сти достижения цели определённой сложноность выполнения действия и сти в различных сферах самостоятельной
вносить необходимые кор- деятельности;
рективы;

− прилагать волевые усилия и преодоле-

− прогнозировать разви- вать трудности на пути достижения наме25

тие процесса.

ченных целей.

Познавательные универсальные учебные действия предполагают формирование таких умений, как:
1. Умение определять понятия, проводить обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить на их основе логические рассуждения, умозаключения (индуктивное, дедуктивное, по
аналогии) и делать выводы.
2. Умение создавать, применять и преобразовывать различные формы представления учебного материала (текст, знаки, символы, модели, схемы и др.) для
решения учебно-познавательных задач.
3. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять
экологические знания в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
4. Владение знаниями поиска информации при работе с различными информационными источниками.
Познавательные УУД
Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

− планировать и выпол-

− ставить проблему, аргументировать её

нять учебное исследование и актуальность;
учебный проект, используя

− самостоятельно проводить исследование

оборудование, модели, мето- на основе применения методов наблюдения
ды и приёмы, адекватные ис- и эксперимента;
следуемой проблеме;

− выдвигать гипотезы о связях и законо-

− проводить наблюдение мерностях событий, процессов, объектов;
и эксперимент под руководством учителя;
− осуществлять

− организовывать исследование с целью
проверки гипотез;

выбор

− делать умозаключения (индуктивное и

наиболее эффективных спо- по аналогии) и выводы на основе аргумен26

собов решения задач в зави- тации;
симости от конкретных условий;

− самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование,

− обобщать понятия — учебный и социальный проект;
осуществлять

логическую

− осуществлять самостоятельный поиск

операцию перехода от поня- необходимой информации в различных истия с меньшим объёмом к точниках
понятию с большим объёмом; литературе,
− выбирать

(нормативно-регламентирующей
справочниках,

научно-

источники популярных изданиях, ресурсах Интернета и

информации (статистические, др. источниках) и применять ее при проветекстовые, видео- и фото- дении собственных исследований;
изображения, компьютерные
базы

данных),

− осознавать свою ответственность за до-

адекватные стоверность полученных знаний, за качество

решаемым задачам.

выполненного проекта.

Коммуникативные универсальные учебные действия
1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. Планирование учебного сотрудничества с
учителем и одноклассниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия. Постановка вопросов — инициативное сотрудничество в
поиске и сборе информации.
2. Работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов друг друга. Разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка
альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация. Управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его
действий.
3. Формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
4. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для плани27

рования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью,
монологической контекстной речью.
5. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Коммуникативные УУД
Выпускник научится

Ученик

получит

возможность

научиться
− устанавливать и сравнивать

− учитывать разные мнения, интересы

разные точки зрения при выборе и обосновывать собственную позицию;
решения;

формулировать

соб-

− понимать относительность мнений и

ственное мнение и позицию, ар- подходов к решению проблемы;
гументировать и координировать

− брать на себя инициативу в органи-

её с позициями партнёров в со- зации совместного действия (деловое
трудничестве при выработке об- лидерство);
щего решения в совместной деятельности;
− организовывать и планиро-

− оказывать поддержку и содействие
партнёрам по совместной деятельности;
− продуктивно разрешать конфликты

вать учебное сотрудничество с на основе учёта интересов и позиций
учителем и сверстниками, опре- всех участников, осуществлять поиск
делять цели и функции участни- альтернативных способов разрешения
ков, способы

взаимодействия; конфликтов; договариваться и приходить
планировать общие способы ра- к общему решению в совместной деяботы;

тельности, в том числе в ситуации
столкновения интересов;

− задавать вопросы, необходи-

− осуществлять коммуникативную ре-

мые для организации собствен- флексию как осознание оснований собной деятельности и сотрудниче- ственных действий и действий партнёра;
ства с партнёром;

− в процессе коммуникации достаточ-

− осуществлять взаимный кон- но точно, последовательно и полно пере28

троль и оказывать в сотрудниче- давать партнёру необходимую информастве

необходимую

взаимопо- цию как ориентир для построения дей-

мощь;

ствия;

− адекватно использовать ре-

− следовать

морально-этическим

и

чевые средства для решения раз- психологическим принципам общения и
личных коммуникативных задач; сотрудничества на основе уважительного
владеть устной и письменной ре- отношения к партнёрам, внимания к
чью;

строить

монологическое личности другого, адекватного межлич-

контекстное высказывание;

ностного восприятия, готовности оказы-

− осуществлять контроль, кор- вать помощь и эмоциональную поддержрекцию, оценку действий парт- ку партнёрам в процессе достижения
нёра, уметь убеждать;
− основам

общей цели совместной деятельности.

коммуникативной

рефлексии.

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 Р.П.
МОКШАН, Швецов Андрей Валериевич, Директор

29
02.10.23 15:22 (MSK)

Сертификат 495A6F30B98F12AC5D694D77013B73D2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».