Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 р.п. Мокшан РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО на педагогическом совете директором школы Протокол №1 от «30» августа 2023 г. Швецов А.В. Приказ №50 от «31» августа 2023 г. ________________________ Рабочая программа внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» модуль «Математическая грамотность» 11 класс Учитель математики- Паркина Н.И. 2023-2024 учебный год Данная программа внеурочной деятельности по математике подготовлена для учащихся 11 классов. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2-го поколения. В рамках реализации ФГОС под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы НОО и ООО: личностных, предметных и метапредметных. Среди предметов, формирующих интеллект, математика занимает первое место. Неоценим вклад математики в создание научных методов познания действительности. Осуществление внеурочной деятельности в условиях ФГОС предполагает акцентировать внимание на деятельностной и практической составляющих содержания программы, на применении творческих форм организации внеурочной деятельности, способных привить интерес к математике, развить мотивацию к определенному виду математической деятельности, включить учащегося в самостоятельную поисковую и исследовательскую деятельность. Курс рассчитан на 34 часа. Формируемые универсальные учебные действия полностью отвечают задачам основной образовательной программы по основной школе, ФГОС. Программа построена с учетом возраста и психологических особенностей учащихся. Режим занятий: в 1 час в неделю Планируемые результаты освоения курса Результаты первого уровня (достигаются во взаимодействии с педагогом): - приобретение учащимися знаний, умений и навыков по решению нестандартных задач; - приобретение знаний об интеллектуальной деятельности, о способах и средствах выполнения заданий; - формирование мотивации к учению через внеурочную деятельность. Результаты второго уровня (достигаются в дружественной детской среде (коллективе)): - самостоятельное или во взаимодействии с педагогом выполнение задания данного типа, для данного возраста; - умение высказывать мнение, обобщать, классифицировать, обсуждать. Результаты третьего уровня (достигаются во взаимодействии с социальными субъектами) - умение самостоятельно применять изученные способы, аргументировать свою позицию, оценивать ситуацию и полученный результат; - приобретение опыта исследовательской деятельности; - приобретение опыта организации совместной деятельности в группах и опыта публичного выступления. Содержание программы: Содержание программы курса внеурочной деятельности связано с программой по предмету «Математика» и спланировано с учетом прохождения программы 10 класса. Программа курса предполагает изучение таких вопросов, которые не входят в школьный курс математики, но необходимы при дальнейшем ее изучении, при сдаче экзамена за курс среднего общего образования (особенно в форме ЕГЭ). Появление задач, решаемых нестандартными методами на экзаменах далеко не случайно, т.к. с их помощью проверяется на экзаменах далеко не случайно, т.к. с их помощью проверяется техника владения формулами элементарной математики, методами решения уравнений и неравенств, умение выстраивать логическую цепочку рассуждений, уровень логического мышления учащихся и их математической культуры. При отборе содержания и структурирования программы курса использованы принципы: доступности, преемственности, перспективности, развивающей направленности, учёта индивидуальных способностей, органического сочетания обучения и воспитания, практической направленности и посильности. Формы/методы организации деятельности: индивидуальная, парная, групповая работа, эвристическая беседа, практическая работа. При проведении занятий применяются личностно-ориентированные технологии обучения, такие как: технология полного усвоения знаний, когда все обучаемые способны полностью усвоить необходимый учебный материал при рациональной организации учебного процесса; необходимый учебный материал при рациональной организации учебного процесса; технология разноуровневого обучения, технология коммуникативного обучения, которая позволяет плодотворно развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативные умения. Основные виды деятельности учащихся: знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой; поисковая деятельность (поиск информации); самостоятельная работа; работа в парах, в группах; творческие работы; составление презентаций; подготовка и проведение мероприятий, позволяющих повысить интерес к математике у учащихся. Содержание курса внеурочной деятельности Введение 1 ч. На занятии учащимся сообщаются цели и задачи данного факультативного курса. Выявляются и систематизируются их знания за счет вводного тестирования. Определяется понятийный аппарат, круг доступных задач, предоставляется дополнительная информация для расширения возможностей учащихся. Метод интервалов 4 ч. В учебниках этот материал излагается недостаточно полно, ограничивается простыми примерами. В этом разделе предложены более сложные примеры на применение метода интервалов. Занятия позволят закрепить знания и умения по исследованию неравенства. Освоить алгоритм метода интервалов и сформировать у учащихся умения решать сложные неравенства, и на этой базе использовать возможности метода интервалов без дополнительных пояснений. Текстовые задачи на смеси, сплавы, растворы 4 ч. Рассматриваются подходы к решению текстовых задач на смеси, сплавы, растворы. Решение таких задач обычно вызывает наибольшие трудности у учащихся старших классов, требует много времени на выработку навыка решения. Основное содержание занятий составляют задачи разного уровня сложности, от стандартных задач на последовательные изменения до сложных, комбинированных. Математика в экономике 10 ч. Понимание процентов и умение производить процентные расчеты в настоящее время необходимо каждому человеку. Основное содержание занятий составляют задачи разного уровня сложности, сюжеты которых непосредственно взяты из действительности, окружающей современного человека – платежи, налоги, прибыли, демография, экология, социологические опросы. Задачи с параметрами 10 ч. Основное содержание занятий составляют задачи разного уровня сложности, содержащиепараметры. В учебниках для средней школы практически не содержится материал, позволяющий научить школьников решать подобные задачи, программа курса восполняет этот недостаток математического образования. Обучающимся будет представлен алгоритм решения заданий с параметром и основные типы задач данной темы, подходы к их решению. Нестандартные приемы решения задач 5 ч. Основное содержание занятий составляют задачи разного уровня сложности, требующие нестандартных подходов к решению. Именно такие подходы зачастую дают более простое и менее трудоемкое решение. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности Дата п/№ Количество часов Формы работы Тема теория практика 1 2 3 4 5 Введение (1 час) Проверка владения базовыми 05 умениями. Постановка задач курса Метод интервалов 4 ч. 0,5 Беседа, тестирование Алгоритм метода интервалов. 0,5 0,5 Беседа, Проверка владения базовыми тестирование умениями. Решение неравенств, отличных от 1 Практикум линейных Применение метода интервалов 1 Лекция прираскрытии модулей Применение метода интервалов 1 Тренажер при раскрытии модулей Текстовые задачи на смеси, сплавы, растворы 4 ч 6 Текстовые задачи на смеси. 0,5 7 Текстовые задачи на сплавы. 0,5 8 Текстовые задачи на растворы. 9 Задачи, предлагавшиеся на экзаменах 0,5 0,5 1 0,5 Традиционный урок Традиционный урок Тренажер 0,5 Беседа, практикум 0,5 Традиционный урок Математика в экономике 10 ч. 10 Первоначальные 0,5 сведения.Простейш ие задачи на проценты. 11 Процентные отношения 12 Последовательные изменения 13 Решение задач на тему «Процентные отношения. Последовательные изменения» Формула сложных процентов 0,5 Государственные краткосрочные облигации, доходность, ценные вклады. Принцип непрерывности 0,5 14 15 16 17 18 19 1 Практикум тестирования Лекция 0, 5 Традиционный урок 1 Лекция 1 0, 5 Лекция 1 Решение задач на тему «Сложные проценты» Решение задач на тему «Сложные проценты» Решение задач на тему «Сложные проценты» Задачи с параметрами 10 ч. Традиционный урок 1 Тренажер 1 Тренажер 1 Тренажер Линейные уравнения с параметром 1 Решение задач на тему 0,5 0, «Линейные 5 уравнения с параметром» Линейные неравенства с параметром 1 Решение задач на тему 0,5 0, 5 «Линейныенеравенства с параметром» Системы линейных уравнений 1 параметром Решение задач на тему «Системы 1 линейных уравнений с параметром» Квадратные уравнения с параметром 1 Решение задач на тему 0,5 0, 5 «Квадратныеуравнения с параметром» Задачи, предлагавшиеся экзаменах 1 Задачи, предлагавшиеся на экзаменах 1 Нестандартные приемы решения задач 5ч Лекция Традиционный урок 30 Применение свойств функции 31 Применение графиков 1 Традиционный урок Работа в группах 32 33 Освобождение от знака модуля Отбор корней тригонометрического уравнения Особенности решения систем уравнений 1 0, 5 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 34 0,5 0,5 0, 5 1 Лекция Традиционный урок Лекция Семинар, практикум Лекция Традиционный урок Тренажер Практикум Работа в парах Практикум, тестирование Работа в группах ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 Р.П. МОКШАН, Швецов Андрей Валериевич, Директор 14.11.23 11:19 (MSK) Сертификат 495A6F30B98F12AC5D694D77013B73D2