Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Спортивные игры»

Министерство образования Пензенской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 р.п. Мокшан
ОДОБРЕНО
педагогическим советом
МБОУ СОШ №1
р.п. Мокшан
Протокол №1
« 30 »августа 2023 г

УТВЕРЖДАЮ
Директор
МБОУ СОШ №1 р.п. Мокшан
_________ Швецов А.В.
Приказ № 50
« 31 » августа 2023 г

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Спортивные игры»

Мокшан, 2023

Содержание:

1. Планируемые результаты изучения курса…………………2
2. Содержание учебного курса..……………………………….6
3. Тематическое планирование……………………………….11

Программа внеурочной деятельности по спортивно - оздоровительному
направлению

«Спортивные игры» предназначена для обучающихся 9-11 классов.

Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями
обучающихся и рассчитана на 2 года обучения, 2 час в неделю, всего 68 часов в год.

Формы проведения занятий и виды деятельности
Однонаправленные занятия - посвящены только одному из компонентов
подготовки игрока: техники, тактики или общефизической подготовке.
Комбинированные занятия

- включают два-три компонента в различных

сочетаниях: техническая и физическая подготовка; техническая и тактическая
подготовка; техническая, физическая и тактическая подготовка.
Целостно-игровые занятия - Построены на учебной двухсторонней игре по
упрощенным правилам, с соблюдением основных правил.
Контрольные занятия - Прием нормативов у занимающихся, выполнению
контрольных упражнений (двигательных заданий) с целью получения данных об
уровне технико-тактической и физической подготовленности занимающихся.

Планируемые
результаты
освоения
программы внеурочной деятельности

обучающимися

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в
значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового

образа

жизни,

культуры здоровья у обучающихся формируются личностные, метапредметные и
предметные результаты.
Личностные результаты обеспечиваются через формирование базовых
национальных ценностей; предметные – через формирование основных элементов
научного знания, а метапредметные результаты – через универсальные учебные
действия (далее УУД).

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных
свойствах обучающихся:
- формирование культуры здоровья – отношения к здоровью как высшей ценности
человека;
- развитие личностных качеств, обеспечивающих осознанный выбор поведения,
снижающего или исключающего воздействие факторов, способных нанести вред
физическому и психическому здоровью;
- формирование потребности ответственного отношения к окружающим и
осознания ценности человеческой жизни.

Метапредметные результаты:
- способность выделять ценность здоровья, здорового и безопасного образа жизни
как

целевой

приоритет

при

организации

собственной

жизнедеятельности,

взаимодействии с людьми;
- умение адекватно использовать знания о позитивных и негативных факторах,
влияющих на здоровье;
- способность рационально организовать физическую и интеллектуальную
деятельность;
- умение противостоять негативным факторам, приводящим к ухудшению здоровья;
- формирование умений позитивного коммуникативного общения с окружающими.

Оздоровительные

результаты

программы

внеурочной

деятельности:
- осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки
форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а
значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет
увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и
спортивно-оздоровительные мероприятия;
- социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта
взаимодействия с окружающим миром.

Первостепенным

результатом

реализации

программы

внеурочной

деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному
здоровью.

Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести
обучающиеся в процессе

реализации программы внеурочной

деятельности
Предметные результаты: Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и
способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении
практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных
занятий физической культурой.
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивнооздоровительному направлению «Спортивные игры» обучающиеся должны знать:
- особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
- правила оказания первой помощи;
- способы сохранения и укрепление здоровья;
- свои права и права других людей;
- влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
- значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
должны уметь:
- составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
- выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
- заботиться о своем здоровье;
- применять коммуникативные и презентационные навыки;
- оказывать первую медицинскую помощь при травмах;
- находить выход из стрессовых ситуаций;
- принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и
улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
- адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
- отвечать за свои поступки;

- отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивнооздоровительному

направлению

«Спортивные

игры»

обучающиеся

в

физических

смогут

получить знания:
-

значение

спортивных

игр

развитии

способностей

и

совершенствовании функциональных возможностей организма занимающихся;
- правила безопасного поведения во время занятий спортивными играми;
- названия разучиваемых технических приёмов игр и основы правильной техники;
- наиболее типичные ошибки при выполнении технических приёмов и тактических
действий;
- упражнения для развития физических способностей (скоростных, скоростносиловых, координационных, выносливости, гибкости);
- контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценки физической и
технической подготовленности и требования к технике и правилам их выполнения;
- основное содержание правил соревнований по спортивным играм;
- жесты судьи спортивных игр;
- игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами спортивных игр;
могут научиться:
- соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на занятиях
спортивными играми;
- выполнять технические приёмы и тактические действия;
- контролировать своё самочувствие (функциональное состояние организма) на
занятиях спортивными играми;
- играть в спортивные игры с соблюдением основных правил;
- демонстрировать жесты судьи спортивных игр;
- проводить судейство спортивных игр.

Основной
стабильность

показатель
состава

реализации

занимающихся,

программы
динамика

«Спортивные

прироста

игры»

-

индивидуальных

показателей выполнения программных требований по уровню подготовленности
занимающихся, выраженных в количественных показателях физического развития,
физической, технической, тактической, интегральной и теоретической подготовки
(по истечении каждого года), результаты участия в соревнованиях.

Содержание программы
Первый год обучения
Общая физическая подготовка
Упражнения для формирования осанки. Общеукрепляющие упражнения с
предметами и без предметов. Бег с ускорением на 30, 40, 50 метров. Бег с
высокого старта на 60 - 100 метров. Бег с преодолением препятствий. Челночный
бег 3х10 метров, 6х10 метров, длительный бег 10-12 минут. Опорные прыжки, со
скакалкой, в длину с места и с разбега, в высоту с разбега, напрыгивание и
прыжки в глубину. Метание малого мяча на дальность и в цель, метание на
дальность отскока от стены, щита. Броски набивного мяча 1 кг. Силовые
упражнения: лазание, подтягивание сериями, переворот в упор. Акробатическая
комбинация. Упражнения с гантелями. Длинные кувырки через препятствия
высотой 60 см.

Баскетбол
1.Основы

знаний.

Взаимосвязь

регулярной

физической

активности

и

индивидуальных здоровых привычек. Аэробная и анаэробная работоспособность.
Физическая

подготовка

и

её

связь

с

развитием

систем

дыхания

и

кровообращения.
2. Специальная подготовка. Повороты на месте. Остановка прыжком и в два
шага в различных упражнениях и подвижных играх. Ведение мяча с изменением

направления, скорости и высоты отскока. Челночное ведение. Передача одной
рукой от плеча после ведения при встречном движении. Броски в движении
после двух шагов. Учебная игра.

Волейбол
1.Основы знаний. Физические качества человека и их развитие. Приёмы силовой
подготовки. Основные способы регулирования физической нагрузки: по скорости
и

продолжительности

выполнения

упражнений.

2.Специальная подготовка. Приём мяча снизу двумя руками. Передача мяча
сверху двумя руками через сетку. Передача мяча с собственным подбрасыванием
на месте после небольших перемещений. Нижняя прямая подача. Подвижные
игры: «Не давай мяча водящему», «Пионербол».

Футбол
1.Основы знаний. Правила самостоятельного выполнения скоростных и силовых
упражнений. Правила соревнований по футболу: поле для игры, число игроков,
обмундирование футболистов. Составные части ЗОЖ.
2. Специальная подготовка. Удар ногой с разбега по неподвижному и катящемуся
мячу в горизонтальную (полоса шириной 1,5 метра, длиной до 7-8 метров) и
вертикальную (полоса шириной 2 метра, длиной 5-6 метров) мишень. Ведение мяча
между предметами и с обводкой предметов. Эстафеты с ведением мяча, с
передачей мяча партнёру. Игра в футбол по упрощённым правилам (минифутбол).

Второй год обучения
Общая физическая подготовка

Упражнения для рук и плечевого пояса; для мышц шеи; для туловища, для
ног. Упражнения с сопротивлением: упражнения в парах – повороты, наклоны,
сгибание и разгибание рук, переталкивание, приседания с партнером,
переноска партнера на спине и на плечах, элементы борьбы в стойке, игры с
элементами сопротивления. Акробатические упражнения. Кувырки, полет –
кувырок вперед с места и с разбега, перевороты. Подвижные игры и
упражнения.
Игры с мячом; игры с бегом, с элементами сопротивления, с прыжками, с
метанием; эстафеты встречные и круговые с преодолением полосы
препятствий из гимнастических снарядов, метание в цель, бросками и ловлей
мяча, прыжками и бегом в различных сочетаниях перечисленных элементов.
Легкоатлетические упражнения. Бег на 30, 60, 100, 200 м; на 400, 500, 800, 1500
м. Кроссы от 1 до 3 км. Прыжки в длину и в высоту с места и с разбега.

Баскетбол
1.Основы

знаний.

Взаимосвязь

регулярной

физической

активности

и

индивидуальных здоровых привычек. Аэробная и анаэробная работоспособность.
Физическая

подготовка

и

её

связь

с

развитием

систем

дыхания

и

кровообращения.
2. Специальная подготовка. Повороты на месте. Остановка прыжком и в два
шага в различных упражнениях и подвижных играх. Ведение мяча с изменением
направления, скорости и высоты отскока. Челночное ведение. Передача одной
рукой от плеча после ведения при встречном движении. Броски в движении
после двух шагов. Учебная игра.

Волейбол
1.Основы знаний. Приёмы силовой подготовки. Основные способы регулирования
физической нагрузки: по скорости и продолжительности выполнения упражнений.
2.Специальная подготовка.
Верхняя передача двумя руками в прыжке. Прямой нападающий удар. Верхняя,
нижняя передача двумя руками назад. Совершенствование приема мяча с подачи и в

защите. Двусторонняя учебная игра. Одиночное блокирование и страховка.
Командные тактические действия в нападении и защите. Подвижные игры.

Футбол
1.Основы знаний.
Правила игры в футбол. Роль команды и значение взаимопонимания для игры.
Роль капитана команды, его права и обязанности.
Пояснения к правилам игры в футбол. Обязанности судей. Выбор места судей
при различных игровых ситуациях. Замечание, предупреждение и удаление игроков
с полей.
Планирование

спортивной

тренировки.

Методы

развития

спортивной

работоспособности футболистов.
Виды соревнований.

Система

розыгрыша.

Правила

соревнований,

их

организация и проведение.
2.Специальная подготовка
Упражнения для развития силы. Приседания с отягощением с последующим
быстрым выпрямлением подскоки и прыжки после приседания без отягощения и с
отягощением. Приседание на одной ноге с последующим подскоком вверх. Лежа на
животе сгибание ног в коленях с сопротивлением партнера или резинового
амортизатора. Броски набивного мяча ногой на дальность за счет энергичного маха
ногой вперед. Удары по футбольному мячу ногами и головой на дальность.
Вбрасывание футбольного и набивного мяча на дальность. Толчки плечом партнера.
Борьба за мяч.
Для вратаря: из упора стоя у стены одновременное и попеременное сгибание
рук в лучезапястных суставах. То же, но отталкиваясь от стены ладонями и пальцами.
В упоре лежа передвижение на руках вправо (влево) по кругу (носки ног на месте). В
упоре лежа хлопки ладонями. Упражнения для кистей рук с гантелями и кистевыми
амортизаторами.

Сжимание

теннисного

(резинового)

мяча.

Многократное

повторение упражнений в ловле и бросках набивного мяча от груди двумя руками.

Броски футбольного и набивного мячей одной рукой на дальность. Ловля набивных
мячей, направляемых 2 –3 партнерами с разных сторон, с последующими бросками.
Упражнения для развития быстроты. Повторное пробегание коротких отрезков
(10 – 30 м) из различных исходных положений. Бег с изменениями (до 180*). Бег
прыжками. Эстафетный бег. Бег с изменением скорости. Челночный бег лицом и
спиной вперед. Бег боком и спиной вперед (10 – 20 м) наперегонки. Бег «змейкой»
между расставленными в различном положении стойками. Бег с быстрым
изменением способа передвижения. Ускорения и рывки с мячом (до 30 м). Обводка
препятствий (на скорость). Рывки к мячу с последующим ударам по воротам.
Упражнения для развития ловкости. Прыжки с разбега толчком одной и двух
ног, стараясь достать высоко подвешенный мяч головой, ногой, рукой (для вратарей);
те же, выполняя в прыжке поворот на 90 – 180*. Прыжки вперед с поворотом и
имитацией ударов головой и ногами. Прыжки с места и с разбега с ударом головой
по мячам, подвешенным на разной высоте. Кувырки вперед и назад, в сторону.
Жонглирование мячом в воздухе, чередуя удары различными частями стопы, бедром,
головой. Ведение мяча головой. Подвижные игры.
Упражнения для развития специальной выносливости. Переменный и
поворотный бег с мячом. Двусторонние игры. Игровые упражнения с мячом (трое
против трех, двое против двух и т.д.) большой интенсивности. Комплексные задания:
ведение и обводка стоек, передачи и удары по воротам, выполняемые в течении 3 –
10 мин.
Упражнения для формирования умения двигаться без мяча.
Бег: обычный, спиной вперед; скрестным и приставным шагом, изменяя ритм за счет
различной длины шагов и скорости движения. Цикличный бег (с поворотным
скачком на одной ноге). Прыжки: вверх, верх – вперед, вверх – назад, вверх – вправо,
вверх – влево, толчком двух ног с места и толчком на одной и двух ногах с разбега.
Для вратарей: прыжки в сторону с падением перекатом. Повороты во время бега
переступая и на одной ноге. Остановки во время бега – выпадом, прыжком,
переступанием.

Тематическое планирование.
Учебно-тематический план на учебный год в 9 - 10 классах

№

Спортивные
игры

Количество часов
Всего

Теория

Практика

1

Баскетбол

24

4

20

2

Волейбол

24

4

20

3

Футбол

20

4

16

ИТОГО

68

12

56

п/п

Тематическое планирование 9 класс
№

1

2

3

4

Кол-во
часов

Тема
Баскетбол
Технические действия:
Стойки игрока. Перемещение в
стойке приставными шагами боком,
Стойки и перемещения
лицом и спиной вперед. Остановка
двумя руками и прыжком. Повороты
без мяча и с мячом. Комбинация из
основных
элементов
техники
передвижений
(перемещение
в
стойке,
остановка,
поворот,
Остановки баскетболиста ускорение).

Передачи мяча

Ловля и передача мяча двумя руками
от груди и одной рукой от плеча на
месте
и
в
движении
без
сопротивления
защитника,
с
пассивным
сопротивлением
защитника.

Ловля мяча

5
Ведение мяча

24

2

2

2

2
Ведение мяча в низкой, средней и
высокой стойке на месте, в движении
по
прямой,
с
изменением
направления движения и скорости.
Ведение без сопротивления и с
пассивным
сопротивлением
защитника ведущей и не ведущей
рукой.

2

Броски одной и двумя руками с
места, в движении (после ведения,
после ловли) и в прыжке с

6
Броски в кольцо

2

противодействием. Максимальное
расстояние до корзины 4,80 метра.
Тактические действия:

7

Выравнивание и выбивание мяча.
Перехват мяча. Комбинация из
освоенных
элементов
техники
перемещений и владения мячом.

Игра в защите

2

Комбинация
из
освоенных
элементов: ловля, передача, ведение,
бросок.
Тактика свободного нападения.
Позиционное нападение в игровых
взаимодействиях 2:2, 3:3, 4:4, 5:5 на
одну корзину.

8
Игра в нападении

2

Нападение быстрым прорывом(3:2).
Взаимодействие двух игроков в
нападение и защите через «заслон».

9

Диагностирование и
тестирование

Тестирование
уровня
развития
двигательных способностей, уровня
сформированности
технических
умений и навыков.

2

Участие в соревнованиях

Игра по правилам мини- баскетбола.

6

10

Участие в соревнованиях.

Волейбол
Передача мяча у сетке и в прыжке
через сетку. Передача мяча сверху,
стоя спиной к цели. Игры и игровые
задания с ограниченным числом
игроков (2:2, 3:2 3:3)

1

Совершенствование
техники верхней, нижней
передачи

2

Прямой нападающий удар Прямой нападающий удар после
подбрасывания мяча партнером.

24

4

4

3
4

Совершенствование
верхней прямой подачи
Совершенствование
приема мяча с подачи и в
защите

5

Двусторонняя учебная
игра

6

Одиночное блокирование

7

Страховка при
блокировании

Верхняя прямая подача в заданную
зону площадки.
Приема мяча с подачи. Комбинации
из освоенных элементов: прием,
передача, блокирование.
Игры и игровые задания по
упрощенным
правилам,
с
ограничением пространства и с
ограниченным количеством игроков.
Взаимодействие
игроков
на
площадке в нападении и защите.
Игра по правилам.
Прием мяча, отраженного сеткой.
Одиночное
блокирование
и
страховка. Действия и размещение
игроков в защите. «Доигрывание»
мяча.

Футбол

Удар по мячу

4

2
2

катящегося,

и

летящего

Удар головой (по летящему мячу).
Удар по летящему мячу внутренней
стороной стопы и средней частью
подъёма.

1

4

20

Удары
по
неподвижному
катящемуся мячу.
Остановка
мяча.

4

Удары по воротам указанными
способами на точность (меткость)
попадания мячом в цель. Удары
ногой с разбега по неподвижному
и
катящемуся
мячу
в
горизонтальную (полоса шириной
1,5 метра, длиной до 7-8 метров)
мишень внутренней стороной стопы
и средней частью подъёма. Удар

4

2

3

4

Ведение мяча между
предметами и с
обводкой предметов.

ногой с разбега по неподвижному
и катящемуся мячу в вертикальную
(полоса шириной 2 метра, длиной 56 метров) мишень
Ведение мяча по прямой с
изменением направления движения и
скорости ведения без сопротивления
защитника, с пассивным и активным
сопротивлением
защитника.
ведущей и не ведущей ногой.
Ложные движения.

Игра в футбол по
упрощённым правилам
(мини-футбол)

Игра по упрощенным правилам на
площадках разных размеров. Игра по
правилам.

Участие в соревнованиях

4

8

Правила организация и проведения
соревнований,
участие
в
соревнованиях различного уровня.

4

Физическая подготовка
в процессе занятий

Итого

68

Тематическое планирование 10 класс
№

Кол-во
часов

Тема

Баскетбол

1

2

Технические действия:
Стойки игрока. Перемещение в
стойке приставными шагами боком,
Стойки и перемещения
лицом и спиной вперед. Остановка
двумя руками и прыжком. Повороты
без мяча и с мячом. Комбинация из
основных
элементов
техники

24

2

Остановки баскетболиста

3

Передача и ловля мяча

4
Ведение мяча

5
Броски в кольцо

передвижений
(перемещение
в
стойке,
остановка,
поворот,
ускорение).
Ловля и передача мяча на месте и в
движении без сопротивления, с
пассивным
и
активным
сопротивлением защитника.
Ведение мяча в низкой , средней и
высокой стойке на месте, в движении
по
прямой,
с
изменением
направления движения и скорости.
Ведение без сопротивления, с
пассивным и активным защитника
ведущей и не ведущей рукой.
Броски одной и двумя руками с места
и в движении (после ведения, после
ловли), в прыжке, без сопротивления
защитника, с противодействием.

2

2

2

2

Тактические действия:
Выравнивание и выбивание мяча.
7

Игра в защите

8

Игра в нападении

9

Перехват
мяча.
Позиционное
нападение без изменения позиций
игроков, с изменением позиций,
личная
защита
в
игровых
взаимодействиях 2:2, 3:3, 4:4, 5:5 на
одну корзину. Тактические действия
в нападении. Взаимодействие двух
игроков «отдай мяч и выйди».
Взаимодействие двух, трех игроков в
нападение и защите через «заслон».
Взаимодействие игроков (тройка и
малая восьмерка).
Тестирование
уровня
развития
двигательных способностей, уровня

2

2

2

Диагностирование и
тестирование

сформированности
умений и навыков.

10

Двухсторонняя игра

Игра по правилам баскетбола.

2

Игра по правилам с привлечением
учащихся к судейству.

2

11

Судейство и организация
соревнований

12

Участие в соревнованиях

технических

Правила организация и проведения
соревнований,
участие
в
соревнованиях различного уровня.

Волейбол
1
2

Верхняя передача двумя
руками в прыжке
Передача двумя руками
назад

4

24

Передача мяча у сетке и в прыжке
через сетку. Передача мяча сверху,
стоя спиной к цели.

2
2

Прямой нападающий удар после
подбрасывания мяча партнером.
3

Прямой нападающий удар Прямой нападающий
встречных передачах.

удар

при

2

4

Совершенствование
приема мяча с подачи и в
защите

Комбинации
из
элементов:
прием,
блокирование.

освоенных
передача,

4

5

Одиночное блокирование
и страховка

6

Двусторонняя учебная
игра

Одиночное
блокирование
и
страховка
Игры и игровые задания по
упрощенным правилам. Игра по
правилам. Взаимодействие игроков
линии защиты и нападения.
Взаимодействие
игроков
на
площадке в нападении и защите.
Игры и игровые задания по
усложненным
правилам,
с
ограничением пространства и с
ограниченным количеством игроков.
Игра по правилам с привлечением
учащихся к судейству. Жесты судьй.

7

8

Командные тактические
действия в нападении и
защите
Судейская практика

2

4

4

2

Соревнования
9

Правила организация и проведения
соревнований,
участие
в
соревнованиях различного уровня.

Футбол

1

2

3

4

Техника игры:
Удары по воротам указанными
способами на точность (меткость)
Удары по мячу, остановка попадания
мячом
в
цель.
мяча
Комбинации
из
освоенных
элементов техники перемещений и
владения мячом.
Ведение мяча по прямой с
изменением направления движения и
скорости ведения без сопротивления
защитника, с пассивным и активным
Ведение мяча, ложные
сопротивлением
защитника.
движения (финты)
ведущей и не ведущей ногой.
Ложные движения.

2

2

Перехват, выбивание мяча.

Вбрасывание мяча

Вбрасывание мяча из-за боковой
линии с места и с шагом.

2

Игра вратаря
Тактика игры:
Комбинации
из
освоенных
элементов техники перемещений и
владения
мячом.
Командные
действия.
Взаимодействие
защитников и вратаря.

2

Тактика игры в нападении Нападения и защита в игровых
заданиях с атакой и без атаки ворот.
и защите
Игра по правилам.

2

Судейская практика

2

Техника игры вратаря

6

Тактические действия,
тактика вратаря

8

20

Отбор мяча, перехват
мяча

5

7

2

2

Удар (пас), прием мяча, остановка.

Игра по правилам с привлечением
учащихся к судейству.

2

9

Соревнования

Правила организация и проведения
соревнований,
участие
в
соревнованиях различного уровня.

4

Физическая подготовка
в процессе занятий

Итого

68

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 Р.П.
МОКШАН, Швецов Андрей Валериевич, Директор

14.11.23 11:17 (MSK)

Сертификат 495A6F30B98F12AC5D694D77013B73D2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».