Рабочая программа внеурочной деятельности «Вокал»

Управление образованием администрации Мокшанского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 р.п. Мокшан

СОГЛАСОВАНО
на педагогическом совете
МБОУ СОШ №1 р.п.Мокшан
Протокол №1
от 30 августа 2023 г.

«УТВЕРЖДАЮ»
директор МБОУ СОШ №1
р.п.Мокшан
_________/ Швецов А.В. /
Приказ № 50 от 31 августа 2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
общекультурного направления

«Вокал»

Учитель: Лысова Ю.А.

Мокшан, 2023

Содержание
1. Предполагаемые результаты………………………………3
2. Содержание учебного курса……………………………….5
3. Тематическое планирование………………………………6

Рабочая учебная программа по внеурочной деятельности «Вокал» для учащихся 5 -8
классов общеобразовательной школы, разработана и составлена на основе примерной
программы по внеурочной деятельности Федерального компонента государственного
образовательного стандарта второго поколения начального и основного общего
образования 2011 года, на основе программ для внешкольных учреждений и
общеобразовательных школ: «Хор» Т.Н. Овчинниковой /М., Просвещение, 1986, с.68-98/.
Разделы: вокально-хоровая работа; пение произведений, учебно-тренировочного
материала и импровизаций; слушание музыки; примерные требования к
учащимся.«Вокально-инструментальный ансамбль» /ВИА/ С.С. Кугелевой /М.,
Просвещение, 1986, с.366-389/. Разделы: постановка голоса; основы музыкальной грамоты
и сольфеджио; основы сценического движения и сценическое оформление номеров.
Программа «Вокал» - приобщает детей к музыкальному искусству через пение, самый
доступный для всех детей, активный вид музыкальной деятельности. Нет сомнений, что
наряду с эстетической важностью и художественной ценностью, пение является одним из
факторов психического, физического и духовного исцеления детей, а значит, помогает
решить задачу охраны здоровья детей. Ведущее место в этом процессе принадлежит
ансамблевому пению и пению в сольном исполнении, что поможет приобщить ребят в
вокальному искусству.
Программа предназначена для работы с учащимися среднего возраста
общеобразовательной школы (5-8 классы). Содержание материала программы дано по
годам обучения:
5 класс-1 час в неделю, 34 часа в год;
6 класс-1 час в неделю, 34 часа в год;
7 класс-1 час в неделю, 34 часа в год;
8 класс-1 час в неделю, 34 часов в год.
1. Предполагаемые результаты

Результаты первого уровня:
• строение артикуляционного аппарата;
• особенности и возможности певческого голоса;
• гигиену певческого голоса;
• понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;
Результаты 2 уровня:
-развитие ценностного отношения школьников к культуре, труду, воспитание чувства
сопереживания к товарищам;
- развитие потребности вокального пения как основы здорового образа жизни.
- гармонизация развития учащихся, расширение рамок культурного и исторического образования
детей: углубление и расширение средствами пения познавательных возможностей учащихся в
области истории, географии, литературы, фольклора;
Результаты 3 уровня:
-приобретение опыта публичного выступления;
-зная об общих закономерностях отражения действительности в вокальном искусстве,
конкретно выражающихся в связи форм и линий движений с жизненным содержанием, смыслом,
чувством и настроением музыки, дети сами смогут разобраться в том вокальном материале,
который может встретиться в их жизненной практике,
- приобретение умения переносить культуру поведения и общения в пении на межличностное
общение в повседневной жизни;

Уровень знаний и умений учащихся демонстрируется во время проведения праздников,
конкурсов и концертов.
В содержание программы по вокалу входят такие формы организации и виды ее
деятельности, как:
проведение открытых уроков для родителей;
организация вокальных конкурсов;
участие в праздничных программах, концертах;
участие в вокальных конкурсах;
проведение итогового занятия в конце учебного года.
Формы занятий:
Занятия могут проходить со всем коллективом, индивидуально с отдельным ребенком и
по подгруппам.
Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются
поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями,
видеоматериалами.
Практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни
композиторов-классиков, современных композиторов.
Занятие-постановка, репетиция - отрабатываются концертные номера, развиваются
актерские способности детей.
Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих
детей, педагогов, гостей.
Выездное занятие – посещение выставок, музеев, концертов, праздников, конкурсов,
фестивалей.
Одним из ведущих приёмов обучения пению детей является демонстрация педагогом
академической манеры пения.
Основная форма образовательной работы с детьми: музыкально-тренировочные
занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и
всестороннее воспитание и формирование музыкальных и танцевальных способностей
каждого ребенка.






Виды деятельности










музыкально-ритмические упражнения и игры,
слушание музыки,
тренировочные упражнения,
вокальные элементы и движения,
творческие задания.

проведение открытых уроков для родителей;
организация вокальных конкурсов;
участие в праздничных программах, концертах;
проведение итогового занятия в конце учебного года.

Содержание учебного курса

Основной формой работы вокального объединения являются групповые занятия. В
них, как правило, поют все дети независимо от качества голоса.
В формировании навыка многоголосного пения особое значение имеет
развитие гармонического слуха с помощью специальных упражнений по
двух-трехголосным созвучиям: каноны (2-3-хголосные), гармонические

последовательности:
1. Продолжать работу по совершенствованию певческих навыков:
пение на «цепном дыхании» от широкой кантилены до легкого стаккато.
2. Развивать дикционные навыки в быстрых и медленных темпах.
3. Исполнять двухголосные каноны.
Уметь оценивать качество своего пения.
1. Петь без сопровождения.
2. Вырабатывать певческое вибрато.
3. Формировать механизм прикрытия звука.
4. Управлять голосовыми регистрами.
5. Владеть навыками многоголосного пения.
6. Выразительно исполнять классическую, народную, современную
музыку.
7. Совершенствовать строй и ансамбль в произведениях различного
склада изложения.
8. Сознательно отвечать на все указания педагога, касающиеся
художественно-исполнительского плана произведения.
Песенный репертуар подобран с учетом традиционных дней, тематических праздников и
других мероприятий по совместному плану воспитательной направленности
общеобразовательной школы.
Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать
творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений,
совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.

Тематическое планирование курса «Вокал»
5 класс

№
п/п
1

2

Тема

Теория

Всего
(кол-во часов)

Практика

Вводное занятие. Ансамблевое и
сольное пение

Певческое дыхание.

0,5

0,5

1

2

3

Единая певческая позиция

1

2

4

Звукообразование.
Формирование гласных звуков.

1

3

Звуковедение. Фразировка.

1

2

5

1

3
3
4
3

6

Дикция.

1

2

7

Штрихи впении. Пенис legato,
staccato.

1

1

8

Динамические оттенки в пении.

1

1

9

Ансамбль. Единое ансамблевое
звучание.

1

2

10

Строй в ансамбле. Выстраивание
унисона с мелодической линией
в аккомпанементе.

1

2

Особенности драматургического
развития. Художественный
образ.

1

1

12

Работа с микрофоном. Пение под
фонограмму.

1

2

13

Подведение итогов.

1

1

11

3
2
2
3

3
2

3
2

Итого: 34 часа
Тематическое планирование курса «Вокал»
6 класс
Тема
Вводное занятие. Знакомство с
детской эстрадной музыкой 20
века.

Теория

Практика

Всего
(кол-во часов)

1

1

1

1

1

2

1

2

Дикция. Преодоление
дикционных трудностей.

1

2

Штрихивпении. Пение legato,
staccato, non legatо

1

1

Различные динамические
оттенки. Крещендо, диминуэндо.

1

1

Певческое дыхание.
Единая певческая позиция
Звукообразование. Фразировка.

2
2
3
3
3
2
2

Разнообразные темпы пения.
Преодоление темповых
трудностей.

1

1

2

Единое ансамблевое звучание.

1

2

3

Строй в ансамбле. Пение в
унисон с поддерживающим
аккомпанементом. Введение
элементов двухголосия.

1

2

Создание художественного
образа музыкального
произведения. Работа над
мимикой и движением.

1

2

Работа с микрофоном. Пение под
фонограмму.

1

3

Подведение итогов.

1

1

3

3

4
2

Итого: 34 часа
Тематическое планирование курса «Вокал»
7 класс
№
п/п
1

Тема
Вводное занятие. Певческое
дыхание.

Теория

Практика

Всего
(кол-во часов)

1

1

2

Звукообразование. Свободное
овладение различными видами
атаки звука.

1

2

3

3

Звуковедение. Фразировка.

1

2

3

4

Дикция. Самостоятельное
осмысление и преодоление
дикционных трудностей.

1

2

3

5

Совершенствование единой
певческой позиции.

1

1

6

Пение legatо, staccato, non legatо,
marcato. Комбинирование
различных видов штрихов.

1

1

2

2

2

7

Взаимосвязь динамики и
музыкального образа в
произведении.

2
2

8

Разнообразные темпы пения.
Чередование различных темпов.

1

2

9

Строй. Работа над 2-х голосием.

1

2

10

Совершенствование единого
ансамблевого звучания.

1

1

11

Создание художественного
образа произведения. Работа над
мимикой.

1

2

3

12

Пение под фонограмму.

1

3

4

13

Подведение итогов.

2

2

3
3
2

Итого: 34 часа

Тематическое планирование курса «Вокал»
8 класс
№
п/п
1

2
3

4
5

6

Тема

Теория

Практика

Всего
(кол-во часов)

Введение. Владение голосовым
аппаратом. Использование
певческих навыков.

0,5

0,5

Теоретические основы. Гигиена
певческого голоса

0,5

0,5

Теоретические основы.
Психологическая готовность к
выступлению.

0,5

0,5

Теоретические основы. Нотная
грамота.

1

1

Дыхание. Типы певческого
дыхания. Работа над певческим
дыханием. Цепное дыхание.

2

2

Развитие звуковысотного и
динамического диапазона.

2

2

1

1
1

2
4

4

7

Распевание. Работа над тембром.

1

2

8

Распевание. Работа над
подвижностью голосов.

1

2

9

Дикция. Работа над согласными

1

1

10

Дикция. Работа над гласными.

1

1

11

Дикция. Работа над
выразительностью слов в пении.

2

3

12

Использование элементов
ритмики, сценической культуры.
Движения под музыку.
Постановка танцевальных
движений.

13

Подведение итогов.

Итого: 34 часа

1

3
3
2
2
5

3
4

1

1

2

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 Р.П.
МОКШАН, Швецов Андрей Валериевич, Директор

14.11.23 11:17 (MSK)

Сертификат 495A6F30B98F12AC5D694D77013B73D2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».