Рабочая программа внеурочной деятельности «Жизненные навыки»

Министерство образования Пензенской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 р.п. Мокшан
Одобрено
педагогическим советом
МБОУ СОШ № 1
р.п. Мокшан

Утверждаю
Директор
МБОУ СОШ №1р.п.Мокшан
_______ Швецов А.В.

Протокол № 1
«30» августа 2023 года

Приказ № 50
«31» августа 2023 года

Рабочая программа
внеурочной деятельности
социального направления
«Жизненные навыки»

Учитель: Шилов А.А

Мокшан – 2023г.

Содержание
1.Планируемые результаты……………………………………………...2
2.Содержание программы.….……………………………………………5
3.Тематическое планирование…………………………………………...7

Программа внеурочной деятельности «Жизненные навыки» для 5-6 класса
составлена на основе программы Кривцовой С.В., Рязановой Д.В., Ероновой
О.И. «Тренинговые занятия с младшими подростками. Жизненные навыки»
Рабочая программа «Жизненные навыки» рассчитана для учащихся 5-6
класса . Срок реализации два года обучения.
Занятия в каждом классе проводятся 1 раз в неделю.
5 класс- 1 час в неделю,34 часа в год;
6 класс- 1 час в неделю,34 часа в год;
Планируемые результаты освоения основной
общеобразовательной программы среднего общего образования
Личностные универсальные учебные действия (УУД)
Общая характеристика: обеспечивают ценностно-смысловую
ориентацию обучающихся и ориентацию в социальных ролях,
межличностных отношениях:
Виды личностных УУД:
1. Личностное и жизненное самоопределение.
2. Смыслообразование — поиск и установление личностного смысла
учения (т.е. «значения для себя»), понимание границ того, «что я знаю» и «что
я не знаю», стремление к преодолению разрыва между этими областями.
3. Нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание
усваиваемого содержания исходя из социальных и личностных ценностей.
У младших подростков будут сформированы:
•
позиция групповой сплоченности, нахождение для каждого места
в группе;
•
способность к оценке своей деятельности;
•
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности,
в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия
результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и
оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая
социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и
способам решения новой задачи;
• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
• ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных
поступков, так и поступков окружающих людей;
• этические чувства — стыда, вины, совести как регуляторов морального
поведения;
• эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Коммуникативные УУД

Общая характеристика: обеспечивают социальную компетентность и
учет позиции других людей – партнеров по общению или деятельности;
2
умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном
обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить
продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и
взрослыми.
Виды коммуникативных УУД:
1. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками —
определение цели, функций участников, способов взаимодействия.
2.Постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе
информации.
3.Разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы,
поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие
решения и его реализация.
4.Управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его
действий.
5.Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в
соответствии с задачами и условиями коммуникации;
6. Умение слушать и слышать другого, делать так, чтобы слышали тебя;
В этой связи младший подросток научится:
• адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных
задач,
строить
монологическое
высказывание, владеть диалогической формой речи;
• допускать возможность существования у людей различных точек
зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и
ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что
партнер знает и видит, а что нет;
• задавать вопросы;
• контролировать действия партнера;
• использовать речь для регуляции своего действия.
Регулятивные УУД
Общая характеристика: обеспечивают обучающимся организацию
своей учебной деятельности.;
Виды регулятивных УУД:

1.
Целеполагание как постановка учебной задачи на основе
соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще
неизвестно.
2.
Планирование
—
определение
последовательности
промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и
последовательности действий.
3. Прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения
3
знаний, его временных характеристик.
4. Контроль — сличение способа действия и его результата с заданным
эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
5. Коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план
и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его
результата с учетом оценки этого результата самим обучающимся, учителем,
товарищами.
6. Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и
что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка
результатов работы.
7. Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к
волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и
преодолению препятствий.
В этой связи младший подросток научится:
• принимать и сохранять учебную задачу;
• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на
основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать
предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата,
использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов
решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном
языках;
• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной
задачи и задачной области;
• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей,
родителей и других людей.

Познавательные УУД
Общая характеристика: обеспечивают возможность познания
предметного и социального мира; включают общеучебные, логические УУД,
а также УУД, связанные с постановкой и решением проблемы.
Виды познавательных УУД:

1. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных,
несущественных).
2. Синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное
достраивание с восполнением недостающих компонентов.
3. Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации
объектов.
4. Подведение под понятие, выведение следствий.
5. Установление причинно-следственных связей, представление цепочек
объектов и явлений.
4
6. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности
утверждений.
7. Доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.
8. Формулирование проблемы.
9. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и
поискового характера.
В этой связи младший подросток научится:
•анализировать свои чувства и чувства окружающих;
• осуществлять грамотно процесс общения с другими на основе синтеза
полученных знаний;
• проводить сравнение различных выходов и решений конфликтных
ситуаций;
• анализировать взаимодействие со старшими – родителями и учителями;
• устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге
явлений;
• строить рассуждения об умении брать ответственность и снимать её, если
невозможно нести, а также умение поставить цель и довести до конца задуманное
дело.

Содержание программы
Содержанием программы «Жизненные навыки» являются основные
жизненные проблемы младших подростков: адаптация к средней школе,
общение, разрешение конфликтных ситуаций, обхождение с чувствами,
проблемы взросления, самопознания и толерантности. Работа с учащимися
осуществляется в групповой, индивидуальной и наглядно-информационной
форме. Групповые формы работы наиболее распространены. Это совместные
мероприятия педагога-психолога с учащимися, а иногда и с родителями. К
индивидуальным формам работы можно отнести индивидуальные
психологические консультации и беседы, чаще всего это проблемы адаптации
ребенка к условиям школы, проблемы поведения, внутрисемейные

конфликты. Со школьниками группы риска используются такие методы в
работе, как создание благоприятного психологического микроклимата в
учреждении, повышение адаптивных способностей у обучающихся,
первичная профилактика выявленных отклонений в процессе обучения,
формирование ценностных ориентаций и социальных навыков, развитие
мотивации обучения.
Из наглядно- информационных форм используются памятки и буклеты
для родителей.
На занятиях применяются такие виды работы, как: рассказ, беседа, ролевая
игра, выполнение тестов, дискуссии и тренинги.
В программу «Жизненные навыки» входят восемь основных разделов:
5
1.Я – ты – группа.
Формирование групповой сплоченности, нахождение для каждого места в
группе, его собственной неповторимой роли. Внимание к себе и к своим
чувствам. Умение обратиться с просьбой к другому. Формирование
адекватной самооценки.
2.Учимся общаться.
Общение «снизу», «сверху», «на равных». Доверие. Взаимодействие. Умение
слушать и слышать другого, делать так, чтобы слышали тебя.
3.Конфликты: конкуренция или сотрудничество.
Понимание интересов разных сторон в конфликте. Наши чувства в
конфликте. Стратегии поведения в конфликтных ситуациях. Причины
конфликтов. Конструктивное поведение в конфликте.
4.«Другие». Подростковая толерантность.
Как принять другого человека, непохожего на меня? Что делать, если я не
похож на других? Как найти понимание с «не нашей» КОМПАНИЕЙ?
5.«Мои друзья».
Доверие- недоверие в дружбе. Ревность, зависть. «Треугольники» появление третьего в парных отношениях. Умение прекратить
уничтожающие отношения. Умение сказать «нет».
6.Я – взрослый?
Ценности и трудности мира взрослых. В чем я уже взрослый, а в чем – ещё
нет? Умение поставить цель и довести до конца задуманное дело. Проблемы
выбора и умение его сделать.
7.Наши сильные чувства.
Умение опираться на свои чувства: осознавать, что чувствуешь, принимать
свои чувства, выражать их, не причиняя вреда себе и окружающим. Умение

справляться с гневом и страхом. Умение расшифровывать послания, которые
несут в себе чувства.
8.Кто я?
Мои особенности, сильные и слабые стороны, достоинства и недостатки.
Мои способности и склонности. Я – глазами других людей. Умение
опираться на себя. Нахождение собственных ресурсов.

6
Тематическое планирование 5 класс

№

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23

Наименование тем

Тема 1 Я – ты- группа.
Правила и безопасность
Продолжаем знакомиться.
Наши чувства.
Говорим о своих чувствах.
Говорим о своих чувствах. Релаксация.
Личное пространство.
Тема 2 «Мы – пятиклассники!»
Нравиться- не нравиться в школе.
Мы – исследователи!
День пятиклассника.
Необычный день пятиклассника.
Такие разные школы.
Тема 3 Учимся общаться.
Начинаем общаться.
Я и Ты – действуем вместе.
Общаемся без слов.
Доверие и взаимодействие в группе.
Мы – команда?
Даем место другому и отстаиваем свое.
Просто скажи: «Нет!»
Тема4 Конкуренция или сотрудничество?
Что такое конфликт?
Причины конфликтов.
Наши чувства в конфликте.
Стратегии поведения в конфликте.
Конструктивное поведение в конфликте.

Всего
часов

6
1
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
7
1
1
1
1
1
1
1
7
1
1
1
1
1

В том числе
Теоре
тические
занятия

Практиче
ские
занятия

4
1
1
1
1

2

2
1

1
1
3
1
1
1

1
4
1
1

3

1
1
1
1
4
1
1
1

1
3

1
1

24
25

26
27
28
29
30
31
32
33
34

Конфликт? Отлично!
Конфликты проходят, отношения остаются.
Тема 5. «Другие». Проблемы подростковой
толерантности.
Уникальность и различия.
«Другие» в нашей жизни.
«Странные» люди.
Разные нормы и правила.
«Можно ли доверять себе?»
Ярлыки и стереотипы.
Стереотипы и предрассудки.
Как жить в мире различий.
Итоговое занятие

1
1
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1

7

1
1
2

1
1
1
1
1
1
1
1
1

7
Тематическое планирование 6 класс

№

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20

Наименование тем

Тема 1 Мои друзья
Начинаем говорить о друзьях. Знакомство.
Отношение в паре.
Понимаем друг друга.
Третий-лишний?
Обида. Умение сочувствовать.
Я один, но я не одинок. Ресурс одиночества.
Здорово быть друзьями!
Тема 2 Я – взрослый?
Мир взрослых
Ярмарка. Умение проявлять инициативу.
Умение принимать на себя ответственность.
Мой взрослый мир.
Мое место в разных мирах.
Я в ответе за свое будущее.
Ответственность и принятие решений.
Завершение. «Взрослый мир».
Тема 3 Наши сильные чувства
Зачем нам чувства?
Как я выражаю свои чувства?
Способы выражения чувств.
Ресурсы тревоги.
Наши страхи.

Всего
часов

7
1
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
9
1
1
1
1
1

В том числе
Теоре
тические
занятия

Практиче
ские
занятия

6
1
1
1

1

1
1
1
1
4
1

4
1

1
1
1
1

6
1

1
1
3
1

1
1
1

21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Умение справляться со страхами.
«Зонт от стресса».
Печаль.
Радость.
Тема4 Кто я ?
Какой бывает характер?
Какой я?
«Дерево как образ человека».
Я настоящий. Я идеальный.
Мое имя и мой характер.
Я глазами других. Мои ресурсы.
Вопрос для поиска ресурса.
Метафоры моего характера.
Учимся ценить себя.
Итоговое занятие

1
1
1
1
10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
8

1
1
1
1
5
1

5
1
1
1

1
1
1
1
1
1

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 Р.П.
МОКШАН, Швецов Андрей Валериевич, Директор

14.11.23 11:16 (MSK)

Сертификат 495A6F30B98F12AC5D694D77013B73D2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».