Министерство образования Пензенской области Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 р.п. Мокшан Одобрено педагогическим советом МБОУ СОШ № 1 р.п. Мокшан Утверждаю Директор МБОУ СОШ №1р.п.Мокшан _______ Швецов А.В. Протокол № 1 «30» августа 2023 года Приказ № 50 «31» августа 2023 года Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления «Жизненные навыки» Учитель: Шилов А.А Мокшан – 2023г. Содержание 1.Планируемые результаты……………………………………………...2 2.Содержание программы.….……………………………………………5 3.Тематическое планирование…………………………………………...7 Программа внеурочной деятельности «Жизненные навыки» для 5-6 класса составлена на основе программы Кривцовой С.В., Рязановой Д.В., Ероновой О.И. «Тренинговые занятия с младшими подростками. Жизненные навыки» Рабочая программа «Жизненные навыки» рассчитана для учащихся 5-6 класса . Срок реализации два года обучения. Занятия в каждом классе проводятся 1 раз в неделю. 5 класс- 1 час в неделю,34 часа в год; 6 класс- 1 час в неделю,34 часа в год; Планируемые результаты освоения основной общеобразовательной программы среднего общего образования Личностные универсальные учебные действия (УУД) Общая характеристика: обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся и ориентацию в социальных ролях, межличностных отношениях: Виды личностных УУД: 1. Личностное и жизненное самоопределение. 2. Смыслообразование — поиск и установление личностного смысла учения (т.е. «значения для себя»), понимание границ того, «что я знаю» и «что я не знаю», стремление к преодолению разрыва между этими областями. 3. Нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания исходя из социальных и личностных ценностей. У младших подростков будут сформированы: • позиция групповой сплоченности, нахождение для каждого места в группе; • способность к оценке своей деятельности; • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; • ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; • этические чувства — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им. Коммуникативные УУД Общая характеристика: обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей – партнеров по общению или деятельности; 2 умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Виды коммуникативных УУД: 1. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия. 2.Постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. 3.Разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация. 4.Управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий. 5.Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; 6. Умение слушать и слышать другого, делать так, чтобы слышали тебя; В этой связи младший подросток научится: • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; • формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; • строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; • задавать вопросы; • контролировать действия партнера; • использовать речь для регуляции своего действия. Регулятивные УУД Общая характеристика: обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.; Виды регулятивных УУД: 1. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно. 2. Планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий. 3. Прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения 3 знаний, его временных характеристик. 4. Контроль — сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. 5. Коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учетом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами. 6. Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы. 7. Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий. В этой связи младший подросток научится: • принимать и сохранять учебную задачу; • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках; • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области; • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. Познавательные УУД Общая характеристика: обеспечивают возможность познания предметного и социального мира; включают общеучебные, логические УУД, а также УУД, связанные с постановкой и решением проблемы. Виды познавательных УУД: 1. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). 2. Синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов. 3. Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов. 4. Подведение под понятие, выведение следствий. 5. Установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений. 4 6. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. 7. Доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование. 8. Формулирование проблемы. 9. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. В этой связи младший подросток научится: •анализировать свои чувства и чувства окружающих; • осуществлять грамотно процесс общения с другими на основе синтеза полученных знаний; • проводить сравнение различных выходов и решений конфликтных ситуаций; • анализировать взаимодействие со старшими – родителями и учителями; • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; • строить рассуждения об умении брать ответственность и снимать её, если невозможно нести, а также умение поставить цель и довести до конца задуманное дело. Содержание программы Содержанием программы «Жизненные навыки» являются основные жизненные проблемы младших подростков: адаптация к средней школе, общение, разрешение конфликтных ситуаций, обхождение с чувствами, проблемы взросления, самопознания и толерантности. Работа с учащимися осуществляется в групповой, индивидуальной и наглядно-информационной форме. Групповые формы работы наиболее распространены. Это совместные мероприятия педагога-психолога с учащимися, а иногда и с родителями. К индивидуальным формам работы можно отнести индивидуальные психологические консультации и беседы, чаще всего это проблемы адаптации ребенка к условиям школы, проблемы поведения, внутрисемейные конфликты. Со школьниками группы риска используются такие методы в работе, как создание благоприятного психологического микроклимата в учреждении, повышение адаптивных способностей у обучающихся, первичная профилактика выявленных отклонений в процессе обучения, формирование ценностных ориентаций и социальных навыков, развитие мотивации обучения. Из наглядно- информационных форм используются памятки и буклеты для родителей. На занятиях применяются такие виды работы, как: рассказ, беседа, ролевая игра, выполнение тестов, дискуссии и тренинги. В программу «Жизненные навыки» входят восемь основных разделов: 5 1.Я – ты – группа. Формирование групповой сплоченности, нахождение для каждого места в группе, его собственной неповторимой роли. Внимание к себе и к своим чувствам. Умение обратиться с просьбой к другому. Формирование адекватной самооценки. 2.Учимся общаться. Общение «снизу», «сверху», «на равных». Доверие. Взаимодействие. Умение слушать и слышать другого, делать так, чтобы слышали тебя. 3.Конфликты: конкуренция или сотрудничество. Понимание интересов разных сторон в конфликте. Наши чувства в конфликте. Стратегии поведения в конфликтных ситуациях. Причины конфликтов. Конструктивное поведение в конфликте. 4.«Другие». Подростковая толерантность. Как принять другого человека, непохожего на меня? Что делать, если я не похож на других? Как найти понимание с «не нашей» КОМПАНИЕЙ? 5.«Мои друзья». Доверие- недоверие в дружбе. Ревность, зависть. «Треугольники» появление третьего в парных отношениях. Умение прекратить уничтожающие отношения. Умение сказать «нет». 6.Я – взрослый? Ценности и трудности мира взрослых. В чем я уже взрослый, а в чем – ещё нет? Умение поставить цель и довести до конца задуманное дело. Проблемы выбора и умение его сделать. 7.Наши сильные чувства. Умение опираться на свои чувства: осознавать, что чувствуешь, принимать свои чувства, выражать их, не причиняя вреда себе и окружающим. Умение справляться с гневом и страхом. Умение расшифровывать послания, которые несут в себе чувства. 8.Кто я? Мои особенности, сильные и слабые стороны, достоинства и недостатки. Мои способности и склонности. Я – глазами других людей. Умение опираться на себя. Нахождение собственных ресурсов. 6 Тематическое планирование 5 класс № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 Наименование тем Тема 1 Я – ты- группа. Правила и безопасность Продолжаем знакомиться. Наши чувства. Говорим о своих чувствах. Говорим о своих чувствах. Релаксация. Личное пространство. Тема 2 «Мы – пятиклассники!» Нравиться- не нравиться в школе. Мы – исследователи! День пятиклассника. Необычный день пятиклассника. Такие разные школы. Тема 3 Учимся общаться. Начинаем общаться. Я и Ты – действуем вместе. Общаемся без слов. Доверие и взаимодействие в группе. Мы – команда? Даем место другому и отстаиваем свое. Просто скажи: «Нет!» Тема4 Конкуренция или сотрудничество? Что такое конфликт? Причины конфликтов. Наши чувства в конфликте. Стратегии поведения в конфликте. Конструктивное поведение в конфликте. Всего часов 6 1 1 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 7 1 1 1 1 1 1 1 7 1 1 1 1 1 В том числе Теоре тические занятия Практиче ские занятия 4 1 1 1 1 2 2 1 1 1 3 1 1 1 1 4 1 1 3 1 1 1 1 4 1 1 1 1 3 1 1 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Конфликт? Отлично! Конфликты проходят, отношения остаются. Тема 5. «Другие». Проблемы подростковой толерантности. Уникальность и различия. «Другие» в нашей жизни. «Странные» люди. Разные нормы и правила. «Можно ли доверять себе?» Ярлыки и стереотипы. Стереотипы и предрассудки. Как жить в мире различий. Итоговое занятие 1 1 9 1 1 1 1 1 1 1 1 1 7 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 7 Тематическое планирование 6 класс № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Наименование тем Тема 1 Мои друзья Начинаем говорить о друзьях. Знакомство. Отношение в паре. Понимаем друг друга. Третий-лишний? Обида. Умение сочувствовать. Я один, но я не одинок. Ресурс одиночества. Здорово быть друзьями! Тема 2 Я – взрослый? Мир взрослых Ярмарка. Умение проявлять инициативу. Умение принимать на себя ответственность. Мой взрослый мир. Мое место в разных мирах. Я в ответе за свое будущее. Ответственность и принятие решений. Завершение. «Взрослый мир». Тема 3 Наши сильные чувства Зачем нам чувства? Как я выражаю свои чувства? Способы выражения чувств. Ресурсы тревоги. Наши страхи. Всего часов 7 1 1 1 1 1 1 1 8 1 1 1 1 1 1 1 1 9 1 1 1 1 1 В том числе Теоре тические занятия Практиче ские занятия 6 1 1 1 1 1 1 1 1 4 1 4 1 1 1 1 1 6 1 1 1 3 1 1 1 1 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Умение справляться со страхами. «Зонт от стресса». Печаль. Радость. Тема4 Кто я ? Какой бывает характер? Какой я? «Дерево как образ человека». Я настоящий. Я идеальный. Мое имя и мой характер. Я глазами других. Мои ресурсы. Вопрос для поиска ресурса. Метафоры моего характера. Учимся ценить себя. Итоговое занятие 1 1 1 1 10 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 8 1 1 1 1 5 1 5 1 1 1 1 1 1 1 1 1 ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 Р.П. МОКШАН, Швецов Андрей Валериевич, Директор 14.11.23 11:16 (MSK) Сертификат 495A6F30B98F12AC5D694D77013B73D2