Рабочая программа внеурочной деятельности «Краеведение»

Министерство образования Пензенской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 р.п. Мокшан
ОДОБРЕНО
педагогическим советом
МБОУ СОШ №1
р.п. Мокшан
Протокол №1
«30 » августа 2023 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор
МБОУ СОШ №1р.п.
Мокшан
_________ Швецов
А.В.
Приказ № 50
« 31»августа 2023г

Рабочая программа
внеурочной деятельности
социального направления
«Краеведение» (кружок)

Учитель: Бузырева К.А.

Мокшан 2023

Содержание
1. Планируемые результаты освоения курса…………….. …………………… 2
2. Содержание курса……………..……………………………………………… 5
3. Формы организации и виды деятельности ………………………………….. 6
4. Тематическое планирование занятий……………….……………………….. 6

Рабочая программа разработана в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации";
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897;
- Учебным планом МБОУ СОШ №1 р. п. Мокшан Пензенской области
- Уставом МБОУ СОШ №1 р. п. Мокшан Пензенской области
Социальное проектирование является одним из множества видов деятельности
подростка, которое пронизывает другие ее виды. В ходе учебной деятельности
обучающихся социальное проектирование можно рассматривать как мотивационную
основу, как методический прием организации обучения. Неотъемлемой составляющей
проектирования представляется межличностное общение.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому
и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед
Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость
использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение
личностной сопричастности судьбе российского народа).
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и
построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его
мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции.
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах.
7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация
правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на
дорогах.

8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной
рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
У учащихся будут сформированы:
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые
задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
ее решения;
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной;
Познавательные УУД
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
Смысловое чтение;
Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации;

Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других
поисковых систем;
Коммуникативные УУД
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
Формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий.
Предметные результаты:
Формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной
самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта истории родного края
как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного
российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и
взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
Овладение базовыми знаниями по истории родного края, а также представлениями о
закономерностях развития человеческого общества в социальной, экономической,
политической, научной и культурной сферах;
Приобретение опыта историко-культурного, цивилизованного подхода к оценке
социальных явлений, современных глобальных процессов;
Формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности
современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном,
полиэтническом и многоконфессиональном мире;
Формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской,
этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности,
миропонимания и познания современного общества на основе изучения истории родного
края;
Развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в
различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего,
способностей определять и аргументировать свое отношение к ней;

Воспитание уважения к историческому наследию родного края, восприятие традиций
исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтническом и
многоконфессиональном Российском государстве.

Содержание курса внеурочной деятельности
( 34 часа в год, 1 час в неделю)
7 класс
Культурно-историческое наследие Пензенского края (10 часов)
Городская культура и быт дворянских усадеб (8 часов).
Дворянские усадьбы – уклад жизни. Дворянские усадьбы – памятники архитектуры.
Расположение усадеб на территории области. Хозяева усадеб, их деятельность.
Сохранность усадеб в настоящее время. Становление городского быта. Памятники
православной культуры. Монастыри, соборы, церкви. История их возникновения.
Проект (2 часа).
Подготовка интерактивной презентации, видеоролика «Под сенью древних куполов».
Природа Пензенской области (14 часов)
Введение (1 час).
Географическое положение Пензенской области.
Геологическое строение и рельеф (2 часа).
Виды полезных ископаемых и их происхождение. Основные месторождения.
Водные богатства области (7 часа).
Состав вод суши на территории области. Реки. Озера. Водохранилища. Искусственные
водоемы. Река Сура. Река Мокша.
Проект (2 часа).
Подготовка интерактивной презентации, видеоролика «Река как символ края».
Климатические условия (1 час).
Климат и погода. Климатообразующие факторы.

Природные комплексы (6 часов).
Лесостепь – растительный и животный мир. Лес – растительный и животный мир.
Животный и растительный мир болот и озер. Животный и растительный мир рек. Меры
по охране природы. Красная книга области.
Заповедные и охраняемы территории (2 часа).
Заповедник Приволжская лесостепь. Природные парки Пензенской области.
Земляки-ученые и их деятельность (1 час).
Жаков С.И.,Лопатин И.А., Татаринов А.А. Их деятельность, открытия.
Проект (2 часа).
Проекты по созданию виртуальной экскурсии по Пензенскому краю: «Край родной – я
тебя воспеваю», «Здесь родины моей начало»

Формы организации и виды деятельности








лекция
консультация
практико-обучающие занятия
дискуссия
деловая игра
групповая работа
семинар

Тематическое планирование учебного материала

№

Тема

Кол-во
часов

Виды деятельности,
формы контроля

Городская культура и быт дворянских усадеб

8

1

Дворянские усадьбы – уклад жизни

1

лекция

2

Дворянские усадьбы – памятники архитектуры

1

лекция

3

Расположение усадеб на территории области

1

семинар

4

Хозяева усадеб, их деятельность

1

практикообучающие занятия

5

Сохранность усадеб в настоящее время

1

групповая работа

6

Становление городского быта

1

практикообучающие занятия

7

Памятники православной культуры

1

групповая работа

8

Монастыри, соборы, церкви. История их возникновения

1

групповая работа

Проект

1

Подготовка интерактивной презентации, видеоролика
«Под сенью древних куполов»

1

Природа Пензенской области

14

Географическое положение Пензенской области

1

Геологическое строение и рельеф

2

12

Виды полезных ископаемых и их происхождение

1

семинар

13

Основные месторождения

1

групповая работа

Водные богатства области

7

14

Состав вод суши на территории области

1

практикообучающие занятия

15

Реки

1

групповая работа

16

Озера

1

групповая работа

17

Водохранилища

1

групповая работа

18

Искусственные водоемы

1

групповая работа

19

Река Сура

1

лекция

20

Река Мокша

1

групповая работа

10

11

групповая работа

групповая работа

Проект

1

Подготовка интерактивной презентации, видеоролика
«Река как символ края»
Климатические условия

1

Климат и погода. Климатообразующие факторы

1

Природные комплексы

6

23

Лесостепь – растительный и животный мир

1

практикообучающие занятия

24

Лес – растительный и животный мир

1

дискуссия

25

Животный и растительный мир болот и озер

1

лекция

26

Животный и растительный мир рек.

1

семинар

27
28

Меры по охране природы
Красная книга области

1
1

семинар
практикообучающие занятия

Заповедные и охраняемы территории
Заповедник «Приволжская лесостепь»
Природные парки Пензенской области
Земляки-ученые и их деятельность
Жаков С.И.,Лопатин И.А., Татаринов А.А. Их
деятельность, открытия
Проект

2
1
1
1
1

21

22

29
30
31

32- Проекты по созданию виртуальной экскурсии по
34 Пензенскому краю: «Край родной – я тебя воспеваю»,
«Здесь родины моей начало»

групповая работа

1

3

семинар

групповая работа
групповая работа
семинар
групповая работа

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 Р.П.
МОКШАН, Швецов Андрей Валериевич, Директор

14.11.23 11:14 (MSK)

Сертификат 495A6F30B98F12AC5D694D77013B73D2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».