Министерство образования Пензенской области Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 р. п. Мокшан ОДОБРЕНО Педагогическим советом МБОУ СОШ №1 р. п. Мокшан Протокол №1 «30» августа 2023 г. УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ №1 р. п. Мокшан ____________ /Швецов А. В./ «31» августа 2023 г. Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления час общения «Функциональная грамотность» Учитель: _Пахомова А.В. Мокшан, 2023 Содержание 1. Содержание учебного курса «Функциональная грамотность. Занимательная математика»…………………………………………………..3 2. Планируемые образовательные результаты…………………………………5 3. Тематическое планирование…………………………………………………..7 2 Содержание учебного курса «Функциональная грамотность. Занимательная математика» 1.Как возникло слово «математика». Счёт у первобытных людей.(Теория и практика) 2.Приёмы устного счёта.(Теория и практика) 3.Числа.Чётность и нечётность. (Теория и практика) 4.Задачи на переливание.(Теория и практика) 5.Задачи на взвешивание. (Практика) 6.Составление выражений.(Практика) 7.Головоломки и числовые ребусы.(Практика) 8.Метрическая система мер.( Практика) 9.Логические задачи. (Практика) 10.Задачи на уравнение. (Практика) 11.Задачи на части.(Практика) 12.Задачи на составление уравнений. (Практика) 13. Задачи на движение.(Теория и практика) 14.Принцип Дирихле. ( Теория и практика) 15.Задачи-шутки. ( Теория и практика) 16.Решение олимпиадных задач. ( Теория и практика) 17.Простейшие геометрические фигуры. (Теория и практика) 18.Геометрия клетчатой бумаги. (Теория и практика) 19.Куб и его свойства. (Теория и практика) 20.Параллелограммы и параллелепипеды.( Практика) 21.Задачи на разрезание и складывание фигур. ( Теория и практика) 22.Треугольник. ( Теория и практика) 23.Правильные многоугольники и правильные многогранники.(Теория и практика) 24.Окружность.(Теория и практика) 25.Вычисление длины, площади и объёма. (Теория и практика) 26.Вычисление длины, площади и объёма. (Теория и практика) 27.Параллельность и перпендикулярность. (Теория и практика) 28.Координаты.(Теория и практика) 29.Оригами. (Теория и практика) 30.Оригами. (Теория и практика) 31.Задачи со спичками. (Практика) 32.Геометрические головоломки. (Практика) 33.Симметрия.Орнаменты. (Теория и практика) 3 34.Итоговое занятие «Праздник математики». Планируемые образовательные результаты Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений: Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений. Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов. Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные. Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере). Личностными результатами изучения курса являются формирование следующих умений. Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру. Целостное восприятие окружающего мира. Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими. Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат Метапредметными результатами изучения курса являются формирование универсальных учебных действий (УУД). Способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления. Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера. Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата. Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач. 4 Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. Проверка результатов проходит в форме: игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.), собеседования (индивидуальное и групповое), опросников, тестирования, проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др. Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной. Итогом реализации программы являются: успешные выступления кружковцев на олимпиадах всех уровней, математических конкурсах, международной математической игре-конкурсе «Кенгуру», а также проведения «Праздника математики», проектные работы учащихся. 5 Тематическое планирование. Номер урока 1 Разделы, темы Количество часов Как возникло слово 1 «математика». Счёт у первобытных людей Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне универсальных учебных действий) Групповая – обсуждение Фронтальная – ответы на вопросы Индивидуальная – самостоятельное решение Планируемые результаты Дата проведения (план) Дата проведе -ния (факт) Делать краткую математическую запись условия, заданного словесно (рисунком, таблицей). (П) Давать позитивную самооценку результатам деятельности, понимать причины успеха в своей учебной деятельности, проявлять познавательный интерес к изучению предмета. (Л) Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (рег); делать предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи (позн); уметь слушать других, принимать другую точку зрения, изменять свою точку зрения (ком). (М) 2 Приёмы устного счёта 1 Фронтальная– ответы на вопросы, составление выражения для решения задачи Научатся новым приёмам устного счёта(умножение двузначных чисел на 11;деление на 5,50,25). (П) Объяснять самому себе свои наиболее Индивидуальная – решение заметные достижения, проявлять устойчивый и широкий интерес к задач способам решения познавательных 6 задач, оценивать свою учебную деятельность. (Л) 3 Числа.Чётность нечётность и 1 Фронтальная– устные решение несложных задач Групповая – обсуждение и составление алгоритма решения задач. Индивидуальная – самостоятельная работа Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера (рег); делать предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи (позн); уметь принимать точку зрения другого, слушать друг друга (ком). (М) Изучать свойства чётных чисел. Решать задачи практического характера на применение данных свойств. (П) Проявлять интерес к способам решения новых учебных задач, понимать причины успеха в учебной деятельности, давать положительную оценку и самооценку результатов учебной деятельности. (Л) Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации (рег); делать предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи (позн); уметь оформлять мысли в устной и письменной речи с учетом речевых ситуаций (ком). (М) 4 Задачи на переливание 1 Фронтальная– устные вычисления, решение задач Индивидуальная – Строить рассуждения.(П) 7 самостоятельное решение задач Объяснять самому себе свои наиболее заметные достижения. (Л) Определять цель учебной деятельности, осуществлять поиск средства её достижения (рег); передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде (позн); уметь понимать точку зрения другого (ком). (М) 5 6 Задачи на взвешивание Составление выражений 1 1 Фронтальная- устные вычисления, решение задач. Индивидуальная – решение задачи Фронтальная– устное решение несложных задач. Групповая – обсуждение задач. Индивидуальная – самостоятельная работа Строить рассуждения. (П) Объяснять самому себе свои наиболее заметные достижения, проявлять устойчивый и широкий интерес к способам решения познавательных задач, оценивать свою учебную деятельность. (Л) Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера (рег); делать предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи (позн); уметь принимать точку зрения другого, слушать друг друга (ком). (М) Самостоятельно конструировать выражения.(П) Проявлять интерес к способам решения новых учебных задач, понимать причины успеха в учебной деятельности, давать положительную оценку и 8 самооценку результатов учебной деятельности. (Л) Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации (рег); делать предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи (позн); уметь оформлять мысли в устной и письменной речи с учетом речевых ситуаций (ком). (М) 7 Головоломки и числовые 1 ребусы Фронтальная– ответы на вопросы; выделение главного в задаче. Индивидуальная – самостоятельное решение задач. Развивать логическое мышление, уметь анализировать условие. (П) Давать адекватную оценку результатам своей учебной деятельности, проявлять познавательный интерес к изучению предмета, к способам решения познавательных задач. (Л) Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, сопоставлять и отбирать информацию, полученную из разных источников (справочники, Интернет) (позн); уметь понимать точку зрения другого, слушать (ком). (М) 8 Метрическая система мер 1 Фронтальная– ответы на вопросы; выделение главного в задаче. Решение задач практического содержания. (П) Объяснять самому себе свои наиболее заметные достижения. 9 Индивидуальная – решение олимпиадных задач Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации (рег); делать предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи (позн); уметь критично относиться к своему мнению (ком). (М) 9 Логические задачи 1 Фронтальная– составление выражения для нахождения неизвестного. Индивидуальная – решение задач арифметическим способом. Уметь анализировать условие, находить альтернативные пути решения. (П) Проявлять положительное отношение к урокам математики, к способам решения познавательных задач, оценивать свою учебную деятельность, применять правила делового сотрудничества. (Л) Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера (рег); делать предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи (позн);уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договориться с людьми, имеющими другую точку зрения (ком). (М) 10 Задачи на уравнение. 1 Фронтальная– составление выражения для нахождения неизвестного. Моделировать разнообразные ситуации при решении задач. (П) 10 Индивидуальная – решение задач. Проявлять положительное отношение к урокам математики, к способам решения познавательных задач, оценивать свою учебную деятельность, применять правила делового сотрудничества. (Л) Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера (рег); делать предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи (позн); уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договориться с людьми, имеющими другую точку зрения (ком). (М) 11 Задачи на части. 1 Групповая – обсуждение задач. Развить навыки анализа условия задачи. Фронтальная– устные решение несложных задач. Проявлять интерес к способам решения новых учебных задач, понимать причины успеха в учебной деятельности, давать положительную оценку и самооценку результатов учебной деятельности. (Л) Индивидуальная – самостоятельная работа (П) Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации (рег); делать предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи (позн); уметь оформлять мысли в устной 11 и письменной речи с учетом речевых ситуаций (ком). (М) 12 Задачи на уравнений составление 1 Фронтальная– устные вычисления, решение задач разными способами Индивидуальная – самостоятельное решение задач Решать задачи способом составления уравнения (П) Объяснять самому себе свои наиболее заметные достижения. (Л) Определять цель учебной деятельности, осуществлять поиск средства её достижения (рег); передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде (позн); уметь понимать точку зрения другого (ком). (М) 13 Задачи на движение 1 Групповая – подбор задач. Решать основные типы задач на Индивидуальная – создание движение. (П) презентации Проявлять положительное отношение к урокам математики, к способам решения познавательных задач, оценивать свою учебную деятельность, применять правила делового сотрудничества. (Л) Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера (рег); делать предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи (позн); 12 14 Принцип Дирихле 1 Групповая – обсуждение задач. Фронтальная– устные решение несложных задач. Индивидуальная – самостоятельная работа уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договориться с людьми, имеющими другую точку зрения (ком). (М) Научится анализировать условие, проводить рассуждения и находить логические связи в задаче. (П) Проявлять интерес к способам решения новых учебных задач, понимать причины успеха в учебной деятельности, давать положительную оценку и самооценку результатов учебной деятельности. (Л) Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации (рег); делать предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи (позн); уметь оформлять мысли в устной и письменной речи с учетом речевых ситуаций (ком). (М) 15 Задачи-шутки 1 Фронтальная– устные решение несложных задач. Индивидуальная – самостоятельная работа Развивать мышление, улавливать смысловые несоответствия в словах задачи. (П) Объяснять отличия в оценках одной и той же ситуации разными людьми. Работать по составленному плану, использовать наряду с основными и 13 дополнительные средства (справочная литература, средства ИКТ) (рег); делать предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи (позн); уметь слушать других, принимать другую точку зрения, изменять свою точку зрения (ком). (М) 16 Решение задач. олимпиадных 1 Фронтальная – ответы на вопросы. Моделировать разнообразные ситуации при решении задач(П) Групповая – обсуждение задачи способов решения. Объяснять отличия в оценках одной и той же ситуации разными людьми. Индивидуальная – самостоятельное решение Работать по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, средства ИКТ) (рег); делать предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи (позн); уметь слушать других, принимать другую точку зрения, изменять свою точку зрения (ком). (М) 17 Простейшие геометрические фигуры. 1 Фронтальная– повторение обозначения и свойств. Ознакомить с функциональными возможностями основных геометрических инструментов. (П) 14 Индивидуальная – решение задач. Проявлять положительное отношение к урокам математики, к способам решения познавательных задач, оценивать свою учебную деятельность, применять правила делового сотрудничества. (Л) Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера (рег); делать предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи (позн); уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договориться с людьми, имеющими другую точку зрения (ком). (М) 18 Геометрия бумаги. клетчатой 1 Фронтальная–обсуждение способов построения. Показать возможности клетчатой бумаги. (П) Индивидуальная – решение задач. Объяснять отличия в оценках одной и той же ситуации разными людьми. Работать по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, средства ИКТ) (рег); делать предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи (позн); 15 уметь слушать других, принимать другую точку зрения, изменять свою точку зрения (ком). (М) 19 Куб и его свойства. 1 Фронтальная –проведение исследовательской работы. Изучить свойства куба и решения практических задач. (П) Индивидуальная – самостоятельная работа Проявлять положительное отношение к урокам математики, к способам решения познавательных задач, оценивать свою учебную деятельность, применять правила делового сотрудничества. (Л) Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера (рег); делать предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи (позн); 20 Параллелограммы параллелепипеды. и 1 Фронтальная –проведение исследовательской работы. Индивидуальная – самостоятельная работа уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договориться с людьми, имеющими другую точку зрения (ком). (М) Изучить свойства параллелепипеда и решения практических задач.. (П) Проявлять положительное отношение к урокам математики, к способам решения познавательных задач, оценивать свою учебную деятельность, применять правила делового сотрудничества. (Л) 16 Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера (рег); делать предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи (позн); 21 Задачи на разрезание и 1 складывание фигур. Фронтальная –проведение исследовательской работы. Индивидуальная – самостоятельная работа уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договориться с людьми, имеющими другую точку зрения (ком). (М) Развить логическое мышление и умение анализировать ситуацию..(П) Проявлять интерес к способам решения новых учебных задач, понимать причины успеха в учебной деятельности, давать положительную оценку и самооценку результатов учебной деятельности. (Л) Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации (рег); делать предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи (позн); уметь оформлять мысли в устной и письменной речи с учетом речевых ситуаций (ком). (М) 17 22 Треугольник. 1 Фронтальная –проведение исследовательской работы. Изучить вопрос построения треугольников..(П) Индивидуальная – Объяснять самому себе свои наиболее заметные достижения. (Л) самостоятельная работа Определять цель учебной деятельности, осуществлять поиск средства её достижения (рег); передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде (позн); уметь понимать точку зрения другого (ком). (М) 23 Правильные многоугольники правильные многогранники. 1 и Фронтальная– устное решение несложных задач. Групповая – обсуждение задач и выявление способа решения. Индивидуальная – самостоятельная работа Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.(П) Объяснять самому себе свои наиболее заметные достижения. (Л) Определять цель учебной деятельности, осуществлять поиск средства её достижения (рег); 24 Окружность. 1 Групповая – обсуждение задач. передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде (позн); уметь понимать точку зрения другого (ком). (М) Приобрести умение работы с циркулем. Изучить свойства окружности. (П) Проявлять интерес к способам решения новых учебных задач, понимать 18 Фронтальная– устные решение несложных задач. Индивидуальная – самостоятельная работа причины успеха в учебной деятельности, давать положительную оценку и самооценку результатов учебной деятельности. (Л) Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации (рег); делать предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи (позн); уметь оформлять мысли в устной и письменной речи с учетом речевых ситуаций (ком). (М) 25 Вычисление длины, 1 площади и объёма. Фронтальная– ответы на вопросы; выделение главного в задаче.. Использовать формулы для решения вычислительных задач и задач практического содержания.. (П) Давать адекватную оценку результатам Индивидуальная – решение своей учебной деятельности, проявлять задач. познавательный интерес к изучению предмета, к способам решения познавательных задач. (Л) Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, сопоставлять и отбирать информацию, полученную из разных источников (справочники, Интернет) (позн); уметь понимать точку зрения другого, слушать (ком). (М) 19 26 Вычисление длины, 1 площади и объёма. Фронтальная– ответы на вопросы; выделение главного в задаче.. Использовать различные приёмы решения задач. (П) Объяснять самому себе свои наиболее заметные достижения. Индивидуальная – решение задач. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации (рег); делать предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи (позн); уметь критично относиться к своему мнению (ком). (М) 27 Параллельность перпендикулярность. и 1 Фронтальная– устное решение несложных геометрических задач. Групповая – исследование геометрических фигур. Индивидуальная – самостоятельная работа Изучить свойства прямых. (П) Проявлять положительное отношение к урокам математики, к способам решения познавательных задач, оценивать свою учебную деятельность, применять правила делового сотрудничества. (Л) Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера (рег); делать предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи (позн); уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договориться с людьми, 20 имеющими другую точку зрения (ком). (М) 28 Координаты. 1 Фронтальная– устное решение несложных геометрических задач. Групповая – исследование геометрических фигур. Индивидуальная – самостоятельная работа Познакомить с координатной прямой. (П) Объяснять отличия в оценках одной и той же ситуации разными людьми. Работать по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, средства ИКТ) (рег); делать предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи (позн); уметь слушать других, принимать другую точку зрения, изменять свою точку зрения (ком). (М) 29 Оригами. 1 Индивидуальная представление собственных заданий. – Развить внимательность, аккуратность, коммуникативные способности.. (П) Объяснять самому себе свои наиболее заметные достижения, проявлять устойчивый и широкий интерес к способам решения познавательных задач, оценивать свою учебную деятельность. (Л) Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера (рег); делать 21 30 31 Оригами. Задачи со спичками. 1 1 Индивидуальная – представление собственных заданий. Фронтальная–ответы на вопросы «соседа». Групповая – исследование геометрических фигур. Индивидуальная – самостоятельная работа предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи (позн); уметь принимать точку зрения другого, слушать друг друга (ком). (М) Развить внимательность, аккуратность, коммуникативные способности...(П) Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.(Л) Овладет базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.(М) Развить пространственное воображение и логическое мышление .(П) Делать установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.(Л) Использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.(М) 32 Геометрические головоломки. 1 Групповая – представление проектов. Развить воображение и умение предвидеть результат.(П) Развивать мотивацию учебной деятельности и личностного смысла 22 учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.(Л) Овладеть способами выполнения заданий творческого и поискового характера.(М) 33 Симметрия. Орнаменты. 1 Фронтальная–ответы на вопросы «соседа». Групповая – исследование геометрических фигур. Индивидуальная – самостоятельная работа 34 Итоговое занятие 1 «Праздник математики». Фронтальная – обсуждение вопроса о математике. Исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры.(П) Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.(Л) Использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебнопознавательных и практических задач.(М) Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.(П) Давать адекватную оценку результатам своей учебной деятельности, проявлять познавательный интерес к изучению предмета, к способам решения познавательных задач. (Л) 23 Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, сопоставлять и отбирать информацию, полученную из разных источников (справочники, Интернет) (позн); уметь понимать точку зрения другого, слушать (ком). (М) 24 Материально – техническое обеспечение программы Фарков А.В. Математические кружки в школе Математический кружок 5 класс/Гусев А.А.,М.: издательство Мнемозина 2019г. Математика. Внеурочные занятия 5-6 класы/ Т.Б. Анфимова,М: издательство ИЛЕКСА, 2018г. Математика. Организация познавательной деятельности 5-6 классы/ Г.М. Киселева, Волгоград, Учитель, 2020 В царстве смекалки./ Е.И. Игнатьев.-М.:Наука. Главная редакция Ф-М литературы 2019г. Тысяча и одна задача по математике: Кн.: для учащихся 5-7 кл./ А.В.Спивак.-М.: Просвещения,2020г. Математические олимпиады в школе, 5-8 кл./А.В.Фарков.-М.: Айрис-пресс,2020г. Интернет-ресурсы: - http://pedsovet.su/load/18 - http://planuroka.ru/ - http://schoolthree.ru/ - http://www.proshkolu.ru/ - http://nsportal.ru/ - http://www.openlesson.ru/ - http://nsportal.ru/lozhkina-olga-ivanovna/ 25 26 ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 Р.П. МОКШАН, Швецов Андрей Валериевич, Директор 14.11.23 11:16 (MSK) Сертификат 495A6F30B98F12AC5D694D77013B73D2