Рабочая программа внеурочной деятельности «Школа безопасности ЮИД»

Министерство образования Пензенской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №1 р. п. Мокшан
ОДОБРЕНО
Педагогическим советом
МБОУ СОШ №1 р. п. Мокшан
Протокол №1
« 30 » августа 2022 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор
МБОУ СОШ №1 р. п. Мокшан
____________ /Швецов А. В./
«31» сентября 2022 г.

Рабочая программа
внеурочной деятельности
социального направления
«Школа безопасности ЮИД»

Учитель: _Пахомова А.В.

Мокшан, 2023
1

Содержание
1. Содержание учебного курса «Школа безопасности ЮИД» ……………………..4
2. Планируемые образовательные результаты………………………………………6
3. Тематическое планирование……………………………………………………….9

2

Содержание учебного курса (6 класс)
Тема 1. Введение в образовательную программу Теория.
История детского объединения юных инспекторов движения; цели и задачи
объединения ЮИД; ЮИД и ГАИ-ГИБДД - надежные друзья.
Знакомство с положением об городских отрядах ЮИД. Решение организационных
вопросов (структура отряда, выборы командира, его заместителя, связного,
пропагандистов, редакторов стенной газеты, агитационного листка, оформителя дневника
отряда; выбор названия, девиза, речевки, песни).
Тема 2. История правил дорожного движения Теория.
История и развитие Правил дорожного движения. Информация о первом светофоре,
автотранспорте — легковом, грузовом, общественном, о велосипеде в России, о первых
дорожных знаках, жезлах, разметке.
Практика.
Изготовление макетов первого светофора, автомобиля, знака. Оформить собранную
информацию в дневник отряда.
Тема 3. Изучение правил дорожного движения Теория.
Правила дорожного движения в России (утвержденные Постановлением Совета министров
- Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года №1090 с изменениями и
дополнениями от 28 июня 2002 года №472). Общие положения. Обязанности пешеходов,
водителей, велосипедистов и пассажиров. Проблемы безо-пасности движения, причины
дорожно-транспортных происшествий.
ПДД для пешеходов — правостороннее движение, правила перехода дороги, места перехода
проезжей части дороги. Обход стоящего транспорта у обочины. Движение пеших групп и
колонн. Регулируемые и нерегулируемые перекрестки. Средства регулирования движения.
ПДД для пассажиров — виды общественного транспорта, посадочные площадки
и
дорожные знаки, правила поведения в салоне транспорта, перевоз грузов.
Взаимовежливые отношения пассажиров и водителя. Психодиагностика.
ПДД для велосипедистов — техническое состояние велосипеда, дорожные знаки, движение
групп велосипедистов. Тормозной и остановочные пути. Разметка проезжей части дороги.
Остановка и стоянка транспортных средств. Влияние погодных условий на движение
транспортных средств.
Практика.
рабочей тетради и в дневнике отряда сделать подборку светофоров, соответствующих дорожных
знаков, автомобилей (отечественных и зарубежных). Оформить красочно места перехода проезжей
части дороги. Нарисовать схемы остановочного и тормозного путей автомобиля. Проверить
теоретические и практические знания велосипедистов. С помощью схем и зарисовок провести
беседы в начальных классах о недопустимости перехода проезжей части дороги в

неустановленном месте и перед приближающемся транспортом.
Тема 4. Дорожные знаки
Теория.
Дорожные знаки и их группы (предупреждающие, запрещающие, предписывающие,
информационно-указательные, приоритета, сервиса, дополнительной информации).
Значение отдельных дорожных знаков. Установка дорожных знаков.
Практика.
3

В рабочей тетради сделать зарисовки дорожных знаков, написать их название. В младших
классах провести занятие «Сами не видят, а другим говорят».
Тема 5. Экскурсии по улицам города
Практика.
Во время экскурсии провести наблюдение работы светофора и регулировщика. Оценить
дорожную ситуацию на перекрестке, предвидеть скрытую опасность. Научиться оценивать
скорость и направление движения машин. Из участников дорожного движения выделить
«образцовых и нарушителей».
Тема 6. Конкурсные встречи
Практика.
Составление сценарных планов мероприятия. Подбор информации и составление
дидактического материала с использованием знания ПДД и навыков работы с профильной
литературой. Езда по полосе препятствия на велосипеде. Психологический тренинг на
общение. Овладение навыками вождения велосипеда, езды по указаниям дорожных знаков.
Провести рейд «Юный велосипедист». Провести беседы, игры, соревнования, зачетные
занятия в младшей, средней и старшей параллелях образовательного учреждения.
Тема 7. Традиционно-массовые мероприятия
Практика.
Подготовка и оформление материала для включения в сценарий традиционного городского
мероприятия. Оформление площадок для проведения мероприятия. Поиск материала о
ветеранах и сотрудниках ГАИ-ГИБДД, поощренных правительственными наградами —
«Верны традициям доблестной милиции». Провести встречи с сотрудниками ГИБДД в
отрядах.
Тема 8. Организация и выступление агитотряда в младших классах
Практика.
Организация и выступление агитотряда в младших классах. Психологический тренинг
«Давать и получать».
Тема 9. Подведение итогов.
Финальные встречи «Юных инспекторов дорожного движения»
Практика.
Конкурс на знание ПДД для пешеходов, пассажиров, велосипедистов; дорожных знаков и их
серий, средств регулирования движением. Разводка автотранспорта на макете перекрестка;
разбор дорожных ситуаций. Визитная карточка отряда «Знакомьтесь - наш отряд!». Защита
агитационного плаката.
Содержание программы (6 класс)
Тема 1. ЮИД и ГАИ-ГИБДД - надежные друзья.
Теория Развитие детского дорожного движения в Иркутской области.
Знакомство с целями и задачами отрядов ЮИД второго года обучения.
Тема 2. Агитация и пропаганда Правил дорожного движения.
Теория Подготовка приветствия, визитной карточки «Знакомьтесь – наш отряд»,
театрализованных тем с отражением поведения пассажиров, пешеходов, велосипедистов.
Оформление агитационных плакатов, памяток-закладок, дневника отряда. Сбор материалов
4

по ПДД вопросах и ответах, картинках, загадках, стихах, песнях по теме «Перекрёсток у
школы». Изучение основ оказания первой помощи.
Практика Оформление собранного материала на стенде «Правила дорожные Правила
надёжные». Оказание первой помощи пострадавшему в аварии, показ старшими детьми.
Психологический тренинг «Превращения».
Тема 3. «Правила дорожные - компас взрослых и ребят».
Теория Разбор дорожных ситуаций в картинках, макете, словесно. Разбор причин
ДТП, использование фильмов, сказок и пр.
Практика Нарисовать схему маршрута «Дом – школа – дом», развод автотранспорта и
пешеходов, внести в дневник. Пантомима «Пассажир». Работа с книгой, поиск загадок,
поговорок по словам «движение», «дорога», «транспорт».
Тема 4. Дорожные знаки.
Теория Дорожные знаки и их группы, значение отдельных дорожных знаков.
Установка дорожных знаков вдоль дороги и на транспортных средствах.
Практика В рабочей тетради сделать зарисовки дорожных знаков и записать их названия.
Провести в 5-7 классах викторину «Знатоки дорожного движения». Провести конкурс «Знак,
которого нет в ПДД».
Тема 5. Экскурсии пешие по улицам города.
Практика Во время проведения экскурсии провести наблюдение работы светофора,
оценить дорожную ситуацию на перекрёстке, предвидеть скрытую опасность. Научиться
оценивать скорость и направление движения машин. Из участников дорожного движения
выделить «образцовых» и «нарушителей». Провести конкурс рисунков в школе «Улицы
нашего города».
Тема 6. «Стихи и песни сочиняем - Правила движенья изучаем». Теория
Прослушивание песен и стихов о ПДД, просмотр фильмов. Практика Составление
рифмы по заданным словам, теме. Подготовка к
конкурсу «Музыкальный перекрёсток». Придумать и записать игры по ПДД.
Тема 7. Традиционно-массовые мероприятия.
Практика Подготовка и оформление материала для театрализованного представления для
1-2 классов «Посвящение в пешеходы», для 3-5 классов – «Зелёный
огонёк», для 6-9 классов - площадка «Формула безопасности» со встречами с
сотрудниками ГИБДД.
Тема 8. Подведение итогов.
Практика Подготовка к муниципальному конкурсу «Безопасное колесо».
Проведение психологического тренинга «Я помогаю другим».

5

Планируемые образовательные результаты.







Развитие и совершенствование навыков поведения на дороге, оказания первой
доврачебной помощи;
Формирование интереса к регулярным занятиям велоспортом, повышение
спортивного мастерства;
Формирование совокупности устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном
транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций;
Формирование глубоких теоретических знаний правил дорожного движения;
Формирование у детей желание вести работу по профилактике ДДТТ и навыков
пропагандисткой работы;
Сокращение детского дорожно-транспортного травматизма по вине детей и
подростков. работать с правилами дорожного движения, выделять нужную
информацию;

Личностные результаты:





выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями
своего поведения как участника движения;
объяснять значение и функции конкретного знака;
находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций;
раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения;

разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход,
пассажир, сотрудник ГИБДД), передавать особенности их поведения в
зависимости от ситуации.
Метапредметные результаты:














умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;
формирование способности оценивать свое поведение со стороны;
формирование рефлексивных умений — предвидение возможных опасностей в
реальной обстановке;
формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения.
научатся осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью
учителя;
строить речевые высказывания в устной форме;
оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения;
включаться в познавательную деятельность под руководством учителя.
задавать вопросы;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Предметные результаты:
Учащиеся 5,6-го класса научатся:
 определять опасные места вокруг школы, дома, в микрорайоне, на улицах и
дорогах;
 избегать безопасные участки улиц и дорог в микрорайоне;

6

 предвидеть типичные ошибки поведения в дорожной среде, приводящие к
несчастным случаям и авариям;
 ориентироваться на улицах и дорогах, связанные с погодными условиями и
освещением;
 определять места, где можно и нельзя играть, кататься на велосипеде,
роликовых коньках, самокатных средствах, санках и т.п.;
 переходить улицы и дороги по сигналам светофора;
 переходить улицы и дороги по пешеходным переходам;
 переходить проезжею часть дороги при отсутствии пешеходных переходов и
светофоров в зоне видимости;
 воздержаться от перехода дорог и улиц при приближении транспортных средств
с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым
сигналом;
 движению по тротуару, пешеходной дорожке (а при их отсутствии — по
обочине и краю проезжей части со взрослыми);
 движению группы детей в сопровождении взрослых;
 этичного, вежливого и безопасного поведения в транспорте, находясь со
взрослыми;
 безопасному поведению при езде на велосипеде и возрасту, с которого можно
выезжать на улицы и дороги.

Учащиеся 5-го класса научатся:

 правильно вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуаре, при движении
группой, в транспорте, при езде на велосипеде.
 переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;
 переходить проезжею часть с односторонним и двусторонним движением
транспорта и трамвайными путями.
 переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;
 обращаться за помощью к взрослым в сложных дорожных условиях;
при посадке и высадке из общественного транспорта;
 ориентироваться в дорожной обстановке: не выходить из-за препятствий и
сооружений; не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и
спиной к ней;
 не создавать помех движению транспорта;
 определять опасные и безопасные участки дорог и улиц;
 дисциплинированно вести себя на посадочных площадках, при входе, выходе и
в салоне общественного транспорта.
Учащиеся 5 класса получат возможность научиться:
 Истории детского объединения юных инспекторов движения;
 Истории и развитие Правил дорожного движения.
7

 Информации о первом светофоре, автотранспорте — легковом, грузовом, общественном, о
велосипеде в России, о первых дорожных знаках, жезлах, разметке.

 оценивать дорожную ситуацию;
 проявлять взаимную поддержку и выручку во время проведения конкурсных
мероприятий.

Учащиеся 6 класса, кроме перечисленного для 6-го класса, научатся:
 что такое остановочный и тормозной путь, как он изменяется и от каких
факторов зависит;
 переходить дорогу с двусторонним и односторонним движением;
 переходить улицу и дорогу при высадке из общественного транспорта;
 ориентироваться в дорожной обстановке при переходе улиц и дорог с
двусторонним и односторонним движением, наличием трамвайных путей;
 переходить железнодорожные пути;
 переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;
 осуществлять посадку и высадку из общественного транспорта.
 понимать, осмысливать и осознавать опасные и безопасные действия на улицах
и дорогах, в транспорте; способность самостоятельно их анализировать и
оценивать;
 самоконтролю, само регуляции и самоорганизации право послушного и
безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.
Учащиеся 6 класса получат возможность научиться:
 истории детского объединения ЮИД, службы ГИБДД;
 истории развития правил дорожного движения;
 истории появления первых светофоров; истории развития легкового, грузового и
общественного транспорта, велосипеда; серии дорожных знаков;
 оценивать дорожную ситуацию;
 проявлять взаимную поддержку и выручку во время проведения конкурсных
мероприятий.

8

Тематическое планирование
6 класс
№ п/п

Наименование темы
1. Введение в образовательную программу

1.1

Кол-во часов
1ч

Введение в образовательную программу

1

2. История правил дорожного движения

6ч

2.1

Изучение правил дорожного движения. Теория

1

2.2

Информация о первом светофоре.

1

2.3

История появления первого автотранспорта
(легковой, грузовой, общественный)

1

2.4

История появления первого велосипеда в России.

1

2.5

Изготовление макетов первого светофора, знака.

1

2.6

Изготовление макета автомобиля. Оформление
собранной информации в дневник отряда.

1

3. Изучение правил дорожного движения

6ч

Правила дорожного движения в России в
документах.
Общие обязанности пешеходов, водителей,
велосипедистов и пассажиров.

1

3.3

Проблемы безопасности движения, причины
дорожно-транспортных происшествий.

1

3.4

Собирание подборки светофоров,
соответствующих дорожных знаков, автомобилей
(отечественных и зарубежных).
Изготовление схем остановочного и тормозного
путей автомобиля.

1

Проведение беседы в начальных классах о
недопустимости перехода проезжей части
дороги в не положенном месте и перед
приближающимся транспортом.

1

3.1
3.2

3.5
3.6

4. Дорожные знаки
4.1

Дорожные знаки и их группы (предупреждающие,
запрещающие, предписывающие).

1

1

6ч

1

9

4.2

Дорожные знаки и их группы (информационноуказательные, приоритета, сервиса,
дополнительной информации).

1

4.3

Значение отдельных дорожных знаков.

1

4.4

Установка дорожных знаков.

1

4.5

Выполнение в рабочей тетради зарисовок дорожных
знаков с названием.
В младших классах провести занятие «Сами не видят,
а другим говорят».

1

4.6

5.Экскурсии по улицам
5.1
5.2

Наблюдение работы светофора и оценивание
дорожной ситуации на перекрестке
Выделение «образцовых и нарушителей».

6. Конкурсные встречи

1
2ч

1
1
5ч

6.1

Составление сценарных планов мероприятия.

1

6.2

Сбор дидактического материала по ПДД.

1

6.3

Провести игры в младшей параллели.

1

6.4

Провести игры в младшей параллели.

1

6.5

Провести игры в младшей параллели.

1

7. Традиционно-массовые мероприятия

4ч

7.1

«Верны традициям доблестной милиции».

1

7.2

«Верны традициям доблестной милиции».

1

7.3

Подготовка к агитбригаде.

1

7.4

Проведение встречи с сотрудниками ГИБДД.

1

8. Организация и выступление агитотряда

2ч

8.1

Организация выступления агитотряда в младших
классах.

1

8.2

Психологический тренинг «Давать и получать».

1

9. Подведение итогов

2ч

10

9.1
9.2

ИТОГО

Конкурс на знание ПДД: для пешеходов, пассажиров,
велосипедистов; дорожных знаков и их серий,
средств регулирования движением.
Разводка автотранспорта на макете перекрестка;
разбор дорожных ситуаций.

1
1

34 ч

11

12
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 Р.П.
МОКШАН, Швецов Андрей Валериевич, Директор

14.11.23 11:18 (MSK)

Сертификат 495A6F30B98F12AC5D694D77013B73D2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».