Рабочая программа внеурочной деятельности «Юные друзья пожарных»

Министерство образования Пензенской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 р.п. Мокшан
ОДОБРЕНО
педагогическим советом
МБОУ СОШ №1
р.п. Мокшан
Протокол № 1
« » августа 2023 г

УТВЕРЖДАЮ
Директор
МБОУ СОШ №1 р.п.
Мокшан
_________ Швецов А.В.
Приказ № 43
« » августа 2023 г

Рабочая программа
внеурочной деятельности
социального направления
объединение «Юные друзья пожарных»

Учитель: Тарасова О.В.

Мокшан, 2023

Содержание
Планируемые результаты изучения курса
Содержание учебного курса

5

Тематическое планирование

10

3

Программа внеурочной деятельности «Юные друзья пожарных»
составлена на основе программы для дополнительного образования «Юные
друзья пожарных» С. В. Виноградовой. – Волгоград: Учитель, 2007.
Программа рассчитана для учащихся 6-9 классов на 4 года обучения, 136
часов, 1 час в неделю.
Планируемые результаты изучения курса
В результате реализации программы планируется достичь следующих
результатов:
Личностные результаты:
• развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств,
обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от
внешних и внутренних угроз;
• формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни,
осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
• воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей
природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной
ценности.
Метапредметные результаты:
• овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности;
анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций;
обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций;
выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на
безопасность жизнедеятельности человека;
• овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и
задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных
опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства

реализации

поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении
личной безопасности;

• формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию,
моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности
в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации
в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных
источников и новых информационных технологий;
• развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника,
понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное
мнение;
• освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях
природного, техногенного и социального характера;
• формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять
различные социальные роли во время и при ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций.
Предметные результаты:
1. В познавательной сфере:
• знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на
безопасность личности, общества и государства; о государственной системе
обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации
подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных
ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи
при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области
пожарной безопасности.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным
признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации,
получаемой из различных источников;
• умения применять полученные теоретические знания на практике —
принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в

конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки
и индивидуальных возможностей;
• умения анализировать явления и события природного, техногенного и
социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные
последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.
3. В коммуникативной сфере:
• умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в
дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение
в различных ситуациях.
Содержание учебного курса
5 класс
Раздел 1. Организация работы ОДО - 4 часа
Вводное

занятие.

Планирование

работы.

Распределение

поручений.

Ознакомление с законом о Полиции. Права и обязанности кружковцев. Устав
отряда ЮДП. Знакомство с целями, задачами, формой работы кружка ЮДП.
Раздел 2. Личная безопасность в повседневной жизни– 9 часов
Источники и зоны повышенной опасности в современном городе. Различные
службы помощи. Источники опасности в жилище и их характеристика.
Возможные аварийные и опасные ситуации в жилище. Пожары. Затопления.
Правила безопасности при обращении с электрическими и электронными
приборами.
Правила безопасного поведения при обнаружении запаха газа в квартире,
доме.

Правила

безопасности

при

употреблении

лекарств.

Правила

безопасности при пользовании средствами бытовой химии. Причины
отравления продуктами питания и меры профилактики. Причины, последствия
взрыва, правила безопасного поведения..
Раздел 3. Безопасность на дорогах и на транспорте - 6 часов
Дорожное движение и его участники: пешеходы, пассажиры, водители. Дорога
и

ее

составные

части.

Основные

причины

дорожно-транспортных

происшествий. Средства безопасности на дороге. Правила безопасного

поведения пешеходов на дороге. Правила перехода проезжей части. Правила
безопасного поведения пассажиров городского общественного транспорта.
Правила безопасного поведения в автобусе (в случае аварии), троллейбусе и
трамвае (при нахождении под током). Опасные зоны железнодорожного
транспорта. Правила поведения на железнодорожном транспорте.
Правила безопасного поведения на авиационном транспорте. Правила
безопасного поведения авиапассажиров при вынужденной посадке, при
разгерметизации салона, при пожаре в самолете, при аварийной посадке на
воду. Правила эвакуации с судна. Индивидуальные и групповые средства
спасения на водном транспорте. Правила пользования спасательным жилетом.
Раздел 4. Опасные ситуации социального характера – 5 часов
Язык жестов, уверенность и спокойствие как способ самозащиты. Настрой на
самозащиту. Действия в опасных ситуациях: что нужно делать, а чего не
следует. Меры по повышению безопасности жилища. Правила безопасного
поведения при возникновении криминогенной ситуации.

Понятие о

заложнике. Возможные места и причины (террористическая акция, выкуп)
захвата. Меры по предотвращению захвата в заложники. Правила безопасного
поведения при захвате в заложники.
Раздел 5. Средства индивидуальной защиты органов дыхания – 2 часа
Назначение фильтрующих гражданских противогазов. Определение размера
противогаза и подготовка его к эксплуатации. Правила пользования
противогазом.
Раздел 6. Основы медицинских знаний - 3 часа
Причины ранений. Понятие о ране. Признаки закрытых повреждений.
Правила оказания первой помощи при различных видах ран. Виды
кровотечений. Основные способы временной остановки кровотечения.
Первая помощь при кровотечении из носа.
Раздел 7. Основы здорового образа жизни– 5 часов
Благоприятное воздействие движения на организм человека. Различные виды
нарушения осанки и причины их возникновения. Профилактика нарушений

осанки. Влияние компьютера и телевизора на здоровье детей. Развитие
человеческого организма.
Подведение итогов работы Отряда ЮДП. Анализ работы Отряда ЮДП,
составление плана на учебный год.
6 класс
Раздел 1. Организация работы ОДО - 4 часа
Вводное

занятие.

Планирование

работы.

Распределение

поручений.

Ознакомление с законом о Полиции. Права и обязанности кружковцев. Устав
отряда ЮДП. Знакомство с целями, задачами, формой работы кружка ЮДП.
Раздел 2. Правила поведения -13 часов
Правила поведения в школе. Организация и проведение рейдов по
соблюдению правил поведения учащимися в школе. Устав школы. Выявление
учащихся, склонных к совершению правонарушений и проведение с ними
бесед.
Раздел 3. Права ребенка - 9 часов
Изготовление и распространение листовок «Права ребенка».

«Права

человека». Что мы знаем об этом?» Закон и его назначение. Конвенция о
правах ребенка.
Раздел 4. Административная ответственность - 5 часов
Административная

ответственность за правонарушения, совершенные

несовершеннолетними.
Раздел 5. Обучение жизненно важным навыкам - 3 часа
Обучение жизненно важным навыкам поведения на улице, в сети интернет.
Подведение итогов работы Отряда ЮДП. Анализ работы Отряда ЮДП,
составление плана на учебный год.

7 класс
Раздел 1. Организация работы ОДО - 4 часа

Вводное

занятие.

Планирование

работы.

Распределение

поручений.

Ознакомление с законом о Полиции. Права и обязанности кружковцев. Устав
отряда ЮДП. Знакомство с целями, задачами, формой работы кружка ЮДП.
Раздел 2. Правовая подготовка – 16 часов
История развития правоохранительных органов. Административный и
Уголовный кодекс РФ. Ответственность за правонарушения и преступления
несовершеннолетних. Специальные учебно-воспитательные учреждения для
несовершеннолетних.

Мошенничество.

Вандализм.

Подростковые

антиобщественные группировки.
Раздел 3. Правила дорожного движения – 5 часов
История развития автотранспорта и проблемы безопасности движения.
Велосипед

и дорожное

движение.

Общие

требования

к водителям

велосипедов. Скрытые опасности на дороге.
Раздел4. Организация личной безопасности -3 часа
Терроризм как реальная угроза безопасности в современном мире. Правила
безопасного поведения при террористическом акте.
Раздел 5. Основы медицинских знаний – 2 часа
Характеристика ожогов. Первая доврачебная помощь при ожогах. Первая
помощь при ранах.
Раздел 6. Обучение жизненно важным навыкам - 4 часа
Как не стать жертвой преступления. Как обращаться за помощью в случае
необходимости.

Куда обращаться за помощью в случае необходимости.

Безопасное поведение в каникулярное время.
Подведение итогов работы Отряда ЮДП. Анализ работы Отряда ЮДП,
составление плана на учебный год.
8 класс
Раздел 1. Организация работы ОДО - 4 часа

Вводное

занятие.

Планирование

работы.

Распределение

поручений.

Ознакомление с законом о Полиции. Права и обязанности кружковцев. Устав
отряда ЮДП. Знакомство с целями, задачами, формой работы кружка ЮДП.
Раздел 2. Правовая подготовка – 19 часов
Конституция Российской Федерации как базовый закон общества и
государства. Понятие и признаки права. Система органов внутренних дел.
Понятие административного правонарушения. Состав административного
правонарушения и его основные элементы. Основания и порядок постановки
на учет несовершеннолетних правонарушителей. Основания и порядок снятия
с учета несовершеннолетних правонарушителей. Защита семьи государством.
Понятие

преступления. Признаки

преступления.

Понятие состава

преступления, его основные виды. Категории преступлений. Необходимая
оборона.
Раздел 3. Правила дорожного движения – 6 часов
Движение

по

тротуару.

Движение

организованных

пеших

колонн.

Пересечение проезжей части. Движение по пешеходным переходам. Меры
безопасности при движении транспортного средства и высадки пассажиров.
Дополнительные требования к безопасности пассажиров мопедов, скутеров.
Виды перекрёстков. Составные части дороги (городской и загородной).
Светофоры. Сигналы светофоров. Сигналы регулировщика.
Раздел 4. Основы личной безопасности -2 часа
Борьба с терроризмом. Правила личного поведения при захвате заложников,
при

угрозе захвата

в

заложники.

Меры личной безопасности при

обнаружении взрывных устройств. Навыки выживания. Психопатологические
последствия чрезвычайных ситуаций.
Раздел 5. Основы медицинских знаний – 3 часа
Овладение методами и навыками оказания первой медицинской помощи.
Ушибы, растяжения, переломы, вывихи.
Подведение итогов работы Отряда ЮДП. Анализ работы Отряда ЮДП,
составление плана на учебный год.

Тематическое планирование
5 класс
№
темы

Наименование темы

Количество
часов

1.

Цели и задачи юных пожарных.

1

2.

История создания пожарной охраны в России

1

3.

Экскурсия в пожарную часть.

4.

Огонь. Физико-химические основы горения.

1

5.

Источники воспламенения.

1

6.

Виды строительных материалов.

1

7.

Виды горючих веществ.

1

8.

Треугольник огня.

1

9.

Причины пожаров в быту.

1

10. Причины лесных пожаров.

1

11. Роль детей в возникновении пожаров.

1

12.

План эвакуации школы, система оповещения
при пожаре.

1

13.

Что делать в случае пожара в школе.

1

14.

Правила поведения при пожаре (общие).

1

15.

Правила поведения при пожаре в квартире.

1

16.

Правила поведения при пожаре в доме.

1

17.

Правила поведения при пожаре в общественных
зданиях.

1

18.

Правила поведения при лесных пожарах.

1

19.

Как вызвать пожарную охрану.

1

Дата
занятия

20.

Потенциальные опасности на кухне.

1

21.

Потенциальные опасности спальной комнате.

1

22.

Потенциальные опасности в общей комнате.

1

23.

Будь самостоятельным, но осторожным и
внимательным.

1

24.

Что делать, если на тебе загорелась одежда.

1

25.

Чем тушат пожары.

1

26.

Виды огнетушителей.

1

27.

Виды костров.

1

28. Правила разведения костра.

1

29. Знаки безопасности

1

30.

Система автоматического пожаротушения и
пожарной сигнализации. Обслуживание АПС.

31. Экскурсия на пульт пожарной охраны.

1
1

32.

Оборудование, используемое при пожарах,
пожарный щит, автомобили пожарных.

1

33.

Как оформить памятку по правилам пожарной
безопасности.

1

34.

Проведение игровой программы «Умелые
пожарные»

1

6 класс
№
темы
1.

Наименование темы
Знакомство с работой ОДО. Цели и задачи
отряда ЮДП.

Количество
часов
1

Дата
занятия
2.09

2.
3.
4.
5.
6.
7.

Общее понятие опасности и чрезвычайной
ситуации.
Профилактика опасных ситуаций.

1

9.09

1

16.09

Знакомство с профессией пожарного.

1

23.09

1

30.09

1

7.10

1

14.10

1

21.10

Как себя вести, когда ты дома один.
Возможные опасности и опасные ситуации,
которые могут возникнуть дома.
Причина возникновения пожаров в доме
(помещении).

8.

Электричество
как источник
Просмотр
тематических
фильмов.
опасности.

9.

Газ как источник возможной опасности.

1

28.10

10.

Встреча с работниками Пожарной части № 32

1

11.11

11Создание буклета
13
безопасности
14.

по

возможной

противопожарной

Беседа – занятие «Новый год. Как не испортить
праздник».

Пожар в общественных местах (школа,
15. кинотеатр), причина пожаров. Экскурсия по
школе.
Правила поведения при возникновении пожара
16. в общественных местах. Пути эвакуации.
17. Первичные средства пожаротушения.

3

1

1

1
1

18.

Возникновение пожара в общественном
транспорте, правила поведения.

1

19.

Беседа «Страх, навыки безопасного поведения»

1

20- Создание презентации по противопожарной
22 безопасности
Основные виды травм у детей младшего
23. школьного возраста. Просмотр тематического
фильма
Ожоги. Практическое занятие «Правильное
24. оказание помощи при ожоге»

3
1

1

Дым и опасность. Беседа «Первая медицинская
25. помощь при отравлении газами».

1

Причины отравления газообразными или
26. вдыхаемыми токсическими веществами.
Профилактика отравлений.
Практические занятия по отработке навыков
27. оказания первой медицинской помощи.

1

Лесные пожары. Действия школьников по их
28. предупреждению.

1

29- Выпуск номера газеты «Лесные пожары»
31

3

1

Костер. Меры пожарной безопасности при
32. разведении костра.

1

33- Создание презентации «Берегите лес от огня»
34

2

7 класс
№
темы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.

Количество
часов

Наименование темы
Знакомство с работой ОДО. Цели и задачи
отряда ЮДП.
История пожарной охраны
Пожарная
Подробнее:охрана, её значение и задачи
https://www.uchmag.ru/estore/e46636/?admitad_ui
Права и обязанности граждан по соблюдению
d=aea798efb3fd500d0394954858f0271eситуации.
ППБ
Зарождение пожарного добровольчества
России
Экскурсия в пожарно – спасательную часть
Безопасный
дом.
Основы
безопасности
Как вызвать пожарную охрану

в

пожарной

Опасные факторы пожаров
Наиболее частые причины пожаров
От чего происходят пожары (просмотр в/ф)

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Дата
занятия

Потенциальные опасности в доме
12.
13.
14.

1
Новый год. Горит огнями новогодняя ёлка
Безопасный Новый год (просмотр в/ф)

15- Безопасный Новый год – изготовление буклета
17
18. Беседа с учащимися начальных классов
«Безопасный Новый год»
Противопожарный режим в школе

19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.

Просмотр в/ф
Рейд по школе (практическая часть)
Правила и способы эвакуации
Правила и способы эвакуации (просмотр в/ф)
Рейд
Первичные средства тушения пожара
Огнетушители
Огнетушители (практическая часть)
Рейд по школе (практическая часть)
Назначение и оборудование пожарного щита
Что делать, если на тебе загорелась одежда
Оказание помощи при ожогах

1
1
3
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Оказание помощи при отравлении угарным и
31. бытовым газом

1

32- Создание памятки «Что делать в случае пожара
34 в вашей школе»

3

8 класс
№
темы
1.

Наименование темы
Знакомство с работой ОДО. Цели и задачи
отряда ЮДП.

Количество
часов
1

Дата
занятия

2.

Обязанности и права юного пожарного

1

3.

Пожарная охрана и ее задачи

1

4.

Подвиги пожарных

1

5.

Знаки пожарной безопасности

1

6.

Система автоматического пожаротушения и
пожарной сигнализации

1

7.

Назначение охранно-пожарной сигнализации.

1

8.

Пожарный автомобиль и
оборудование

1

9.

Боевая одежда, снаряжение защиты органов
дыхания пожарного

противопожарное

Электричество как источник возможной
опасности.
11. Газ как источник возможной опасности.
10.

прекращения горения веществ и
материалов
Возникновение пожара в общественном

1
1
1

12. Способы

1

13. транспорте, правила поведения.

1

14.
15.
16.
17.
18.

1921
22.
23.

Просмотр тематического фильма
Правила поведения людей, которым угрожает
опасность пожара,
Действия юного пожарного при обнаружении
пожара
Способы прекращения горения веществ и
материалов
Небрежность - основная причина возникновения
пожаров
Создание презентации «Твои действия при
пожаре»
Беседа с учащимися начальных классов «Твои
действия при пожаре»
Оказание первой помощи пострадавшим при
травмах

Оказание первой помощи пострадавшим при
термических поражениях
Оказание первой помощи пострадавшим при
25.
электротравмах
Противопожарный режим в школе
24.

26.
27.

Противопожарные требования к территории и
помещениям школы

1
1
1
1
1
3
1
1
1
1
1
1

28.
29.
30.
31.

Меры предосторожности при проведении
массовых мероприятий
Лесные пожары.
Действия школьников по их предупреждению
лесных пожаров.
Костер. Меры пожарной безопасности при
разведении костра.
Создание буклета «Береги лес!»

3233
34 Беседа с учащимися начальных классов «Береги
лес!»

1
1
1
1
2
1

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 Р.П.
МОКШАН, Швецов Андрей Валериевич, Директор

14.11.23 11:18 (MSK)

Сертификат 495A6F30B98F12AC5D694D77013B73D2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».