Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 р.п. Мокшан РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО на педагогическом совете директором школы Протокол №1 от «30» августа 2023 г. Швецов А.В. Приказ №50 от «31» августа 2023 г. ________________________ Рабочая программа внеурочной деятельности «Виртуальная реальность» 7 класс Учитель - Акаев Д. Н. 2023-2024 учебный год Содержание 1. Планируемые результаты освоения курса………………..3 2. Содержание курса………………………………………….7 3. Формы организации и виды деятельности………………8 4. Тематическое планирование………………………...…..10 Рабочая программа разработана в соответствии с: - Фед. законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Федеральными государственным образовательным стандартом основного общего образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897; - Учебным планом МБОУ СОШ № 1 р.п. Мокшан Пензенской области; - Уставом МБОУ СОШ № 1 р.п. Мокшан Пензенской области; Виртуальная и дополненная реальности — особые технологические направления, тесно связанные с другими. Эти технологии включены в список ключевых и оказывают существенное влияние на развитие рынков. Практически для каждой перспективной позиции будущего крайне полезны будут знания из области 3D-моделирования, основ программирования, компьютерного зрения и т. п. Согласно многочисленным исследованиям, VR/AR-рынок развивается по экспоненте — соответственно, ему необходимы компетентные специалисты. В ходе практических занятий по программе вводного модуля обучающиеся познакомятся с виртуальной, дополненной и смешанной реальностями, поймут их особенности и возможности, выявят возможные способы применения, а также определят наиболее интересные направления для дальнейшего углубления, параллельно развивая навыки дизайн-мышления, дизайн-анализа и способность создавать новое и востребованное. Синергия методов и технологий, используемых в направлении «Разработка приложений виртуальной и дополненной реальности», даст обучающемуся уникальные метапредметные компетенции, которые будут полезны в сфере проектирования, моделирования объектов и процессов, разработки приложений и др. Программа даёт необходимые компетенции для дальнейшего углублённого освоения дизайнерских навыков и методик проектирования. Основными направлениями в изучении технологий виртуальной и дополненной реальности, с которыми познакомятся обучающиеся в рамках модуля, станут начальные знания о разработке приложений для различных устройств, основы компьютерного зрения, базовые понятия 3D-моделирования. Через знакомство с технологиями создания собственных устройств и разработки приложений будут развиваться исследовательские, инженерные и проектные компетенции. Освоение этих технологий подразумевает получение ряда базовых компетенций, владение которыми критически необходимо любому специалисту на конкурентном рынке труда в STEAM-профессиях. Планируемые результаты освоения курса Личностные результаты: − критическое отношение к информации и избирательность её восприятия; − осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий; − развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; − развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности; − развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления; − освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; − формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с другими обучающимися. Метапредметные результаты: Регулятивные универсальные учебные действия: − умение принимать и сохранять учебную задачу; − умение планировать последовательность шагов алгоритма для достижения цели; − умение ставить цель (создание творческой работы), планировать достижение этой цели; − умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; − способность адекватно воспринимать оценку наставника и других обучающихся; − умение различать способ и результат действия; − умение вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи на основе её оценки и учёта характера сделанных ошибок; − умение в сотрудничестве ставить новые учебные задачи; − способность проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; − умение осваивать способы решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях; − умение оценивать получающийся творческий продукт и соотносить его с изначальным замыслом, выполнять по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла. Познавательные универсальные учебные действия: − умение осуществлять поиск информации в индивидуальных информационных архивах обучающегося, информационной среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов; − умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач; − умение ориентироваться в разнообразии способов решения задач; − умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; − умение проводить сравнение, классификацию по заданным критериям; − умение строить логические рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; − умение устанавливать аналогии, причинно-следственные связи; − умение моделировать, преобразовывать объект из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая); − умение синтезировать, составлять целое из частей, в том числе самостоятельно достраивать с восполнением недостающих компонентов. Коммуникативные универсальные учебные действия: − умение аргументировать свою точку зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов; − умение выслушивать собеседника и вести диалог; − способность признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою; − умение планировать учебное сотрудничество с наставником и другими обучающимися: определять цели, функции участников, способы взаимодействия; − умение осуществлять постановку вопросов: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; − умение разрешать конфликты: выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; − умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; − владение монологической и диалогической формами речи. Предметные результаты: В результате освоения программы обучающиеся должны знать: − ключевые особенности технологий виртуальной и дополненной реальности; − принципы работы приложений с виртуальной и дополненной реальностью; − перечень современных устройств, используемых для работы с технологиями, и их предназначение; − основной функционал программ для трёхмерного моделирования; − принципы и способы разработки приложений с виртуальной и дополненной реальностью; − основной функционал программных сред для разработки приложений с виртуальной и дополненной реальностью; − особенности разработки графических интерфейсов. уметь: − настраивать и запускать шлем виртуальной реальности; − устанавливать и тестировать приложения виртуальной реальности; − самостоятельно собирать очки виртуальной реальности; − формулировать задачу на проектирование исходя из выявленной проблемы; − уметь пользоваться различными методами генерации идей; − выполнять примитивные операции в программах для трёхмерного моделирования; − выполнять примитивные операции в программных средах для разработки приложений с виртуальной и дополненной реальностью; − компилировать приложение для мобильных устройств компьютеров и размещать его для скачивания пользователями; − разрабатывать графический интерфейс (UX/UI); или персональных − разрабатывать все необходимые графические и видеоматериалы для презентации проекта; − представлять свой проект. владеть: − основной терминологией в области технологий виртуальной и дополненной реальности; − базовыми навыками трёхмерного моделирования; − базовыми навыками разработки приложений с виртуальной и дополненной реальностью; − знаниями по принципам работы и особенностям устройств виртуальной и дополненной реальности. Содержание программы курса Программа предполагает постепенное расширение знаний и их углубление, а также приобретение умений в области проектирования, конструирования и изготовления творческого продукта. В основе образовательного процесса лежит проектный подход. Основная форма подачи теории — интерактивные лекции и пошаговые мастер-классы в группах до 10–15 человек. Практические задания планируется выполнять как индивидуально и в парах, так и в малых группах. Занятия проводятся в виде бесед, семинаров, лекций: для наглядности подаваемого материала используется презентации, видеоролики, приложения пр. различный мультимедийный материал — Формы организации и виды деятельности Формы подведения итогов реализации общеобразовательной программы Подведение итогов реализуется в рамках защиты результатов выполнения Кейса 1 и Кейса 2. Формы демонстрации результатов обучения Представление результатов образовательной деятельности пройдёт в форме публичной презентации решений кейсов командами и последующих ответов выступающих на вопросы наставника и других команд. Формы диагностики результатов обучения Беседа, тестирование, опрос. Содержание тем программы Кейс 1. Проектируем идеальное VR-устройство В рамках первого кейса (17 ч) обучающиеся исследуют существующие модели устройств виртуальной реальности, выявляют ключевые параметры, а затем выполняют проектную задачу — конструируют собственное VR-устройство. Обучающиеся исследуют VR-контроллеры и обобщают возможные принципы управления системами виртуальной реальности. Сравнивают различные типы управления и делают выводы о том, что необходимо для «обмана» мозга и погружения в другой мир. Обучающиеся смогут собрать собственную модель VR-гарнитуры: спроектировать, смоделировать, вырезать/распечатать на 3D-принтере нужные элементы, а затем протестировать самостоятельно разработанное устройство. Кейс 2. Разрабатываем VR/AR-приложения После формирования основных понятий виртуальной реальности, получения навыков работы с VR-оборудованием в первом кейсе (17 ч), обучающиеся переходят к рассмотрению понятий дополненной и смешанной реальности, разбирают их основные отличия от виртуальной. Создаютсобственное AR-приложение (augmentedreality — дополненная реальность), отрабатывая навыки работы с необходимым в дальнейшем программным обеспечением, навыки дизайн-проектирования и дизайн-аналитики. Обучающиеся научатся работать с крупнейшими репозиториями бесплатных трёхмерных моделей, смогут минимально адаптировать модели, имеющиеся в свободном доступе, под свои нужды. Начинается знакомство со структурой интерфейса программы для 3Dмоделирования (по усмотрению наставника — 3ds Max, Blender 3D, Maya), основными командами. Вводятся понятия «полигональность» и «текстура». Кадровые условия реализации программы Требования к кадровым ресурсам: ● укомплектованность образовательного учреждения педагогическими, руководящими и иными работниками; ● уровень квалификации педагогических, руководящих и иных работников образовательного учреждения; ● непрерывность профессионального развития педагогических и руководящих работников образовательного учреждения, реализующего основную образовательную программу. Компетенции педагогического работника, реализующего основную образовательную программу: ● обеспечивать условия для успешной деятельности, позитивной мотивации, а также само мотивирования обучающихся; ● осуществлять самостоятельный поиск и анализ информации с помощью современных информационно-поисковых технологий; ● владение инструментами проектной деятельности; ● умение организовывать и сопровождать учебно-исследовательскую и проектную деятельность обучающихся; ● умение интерпретировать результаты достижений обучающихся; ● базовые навыки работы в программах для трёхмерного моделирования (3ds Max, Blender 3D, Maya и др.); базовые навыки работы в программных средах по разработке приложений с виртуальной и дополненной реальностью (Unity3D, UnrealEngine и др.). Тематическое планирование № п/п Разделы программы учебного курса Всего часов Образовательная часть Кейс 1. Проектируем идеальное VR-устройство 1 Знакомство. Техника безопасности. Вводное занятие («Создавай миры») 1 2 Введение в технологии виртуальной и дополненной реальности 1 3 Знакомство с VR-технологиями на интерактивной вводной лекции 1 4 Тестирование устройства, установка приложений, анализ принципов работы, выявление ключевых характеристик 1 5 Выявление принципов работы шлема виртуальной реальности, поиск, анализ и структурирование информации о других VRустройствах 1 6 Выбор материала и конструкции для собственной гарнитуры, подготовка к сборке устройства 1 7 Сборка собственной гарнитуры, вырезание необходимых деталей 1 8 Сборка собственной гарнитуры, вырезание необходимых деталей, дизайн устройства 1 9 Тестирование и доработка прототипа 1 10 Работа с картой пользовательского опыта: выявление проблем, с которыми можно столкнуться при использовании VR. Фокусировка на одной из них 1 11 Анализ и оценка существующих решений проблемы. Инфографика по решениям 1 12 Генерация идей для решения этих проблем. Описание нескольких идей, экспресс-эскизы. Мини-презентации идей и выбор лучших в проработку 1 13 Изучение понятия «перспектива», окружности в перспективе, штриховки, светотени, падающей тени 1 14 Изучение светотени и падающей тени на примере фигур. Построение быстрого эскиза фигуры в перспективе, передача объёма с помощью карандаша. Техника рисования маркерами 1 15 Освоение навыков работы в ПО для трёхмерного проектирования (на выбор — Rhinoceros 3D, AutodeskFusion 360) 1 16 3D-моделирование разрабатываемого устройства 1 17 Фотореалистичная визуализация 3D-модели. Рендер (KeyShot, AutodeskVred) 1 18 Подготовка графических материалов для презентации проекта (фото, видео, инфографика). Освоение навыков вёрстки презентации 1 19 Представление проектов перед другими обучающимися. Публичная презентация и защита проектов 1 Кейс 2. Разрабатываем VR/AR-приложения 20 Вводная интерактивная лекция по технологиям дополненной и смешанной реальности 1 21 Тестирование существующих принципов работы технологии 2 AR-приложений, определение 22 Выявление проблемной ситуации, в которой помогло бы VR/ARприложение, используя методы дизайн-мышления 1 23 Анализ и оценка существующих решений проблемы. Генерация собственных идей. Разработка сценария приложения 1 24 Разработка сценария приложения: механика функционал, примерный вид интерфейса 1 25 Мини-презентации идей и их доработка по обратной связи 1 26 Последовательное изучение VR/AR-приложений 2 27 Разработка VR/AR-приложения в соответствии со сценарием 2 28 Сбор обратной связи от потенциальных пользователей приложения 1 29 Доработка приложения, учитывая обратную связь пользователя 1 30 Выявление ключевых требований к разработке GUI — графических интерфейсов приложений 1 31 Разработка интерфейса приложения — дизайна и структуры 1 32 Подготовка графических материалов для презентации проекта (фото, видео, инфографика). Освоение навыков вёрстки презентации 1 33 Представление проектов перед другими обучающимися. Публичная презентация и защита проектов 1 Всего часов 34 возможностей взаимодействия, среды разработки Учебно-методическое обеспечение программы 1. Цветкова М.С., Богомолова О.Б. Информатика. Математика. Программы 2. 3. 4. 5. 6. 7. внеурочной деятельности для начальной и основной школы: 3-6 классы. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2013. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ, 2013. Босова Л.Л. Уроки информатики в 5-7 классах.– М.: БИНОМ, 2013. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://schoolcollection.edu.ru/). Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://schoolcollection.edu.ru/) Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/) ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 Р.П. МОКШАН, Швецов Андрей Валериевич, Директор 14.11.23 11:16 (MSK) Сертификат 495A6F30B98F12AC5D694D77013B73D2