Рабочая программа внеурочной деятельности «Виртуальная реальность»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1 р.п. Мокшан

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

на педагогическом
совете

директором школы

Протокол №1
от «30» августа 2023 г.

Швецов А.В.
Приказ №50
от «31» августа 2023 г.

________________________

Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Виртуальная реальность»
7 класс

Учитель - Акаев Д. Н.

2023-2024 учебный год

Содержание

1. Планируемые результаты освоения курса………………..3

2. Содержание курса………………………………………….7

3. Формы организации и виды деятельности………………8

4. Тематическое планирование………………………...…..10

Рабочая программа разработана в соответствии с:
- Фед. законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральными государственным образовательным стандартом основного общего образования,
утв. Приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897;
- Учебным планом МБОУ СОШ № 1 р.п. Мокшан Пензенской области;
- Уставом МБОУ СОШ № 1 р.п. Мокшан Пензенской области;

Виртуальная и дополненная реальности — особые технологические направления, тесно
связанные с другими. Эти технологии включены в список ключевых и оказывают
существенное влияние на развитие рынков. Практически для каждой перспективной
позиции будущего крайне полезны будут знания из области 3D-моделирования, основ
программирования, компьютерного зрения и т. п.
Согласно многочисленным исследованиям, VR/AR-рынок развивается по экспоненте
— соответственно, ему необходимы компетентные специалисты.
В ходе практических занятий по программе вводного модуля обучающиеся познакомятся
с виртуальной, дополненной и смешанной реальностями, поймут их особенности и
возможности, выявят возможные способы применения, а также определят наиболее
интересные направления для дальнейшего углубления, параллельно развивая навыки
дизайн-мышления, дизайн-анализа и способность создавать новое и востребованное.
Синергия методов и технологий, используемых в направлении «Разработка приложений
виртуальной и дополненной реальности», даст обучающемуся уникальные метапредметные
компетенции, которые будут полезны в сфере проектирования, моделирования объектов и
процессов, разработки приложений и др.
Программа даёт необходимые компетенции для дальнейшего углублённого освоения
дизайнерских навыков и методик проектирования. Основными направлениями в изучении
технологий виртуальной и дополненной реальности, с которыми познакомятся
обучающиеся в рамках модуля, станут начальные знания о разработке приложений для
различных устройств, основы компьютерного зрения, базовые понятия 3D-моделирования.
Через знакомство с технологиями создания собственных устройств и разработки
приложений будут развиваться исследовательские, инженерные и проектные компетенции.
Освоение этих технологий подразумевает получение ряда базовых компетенций,
владение которыми критически необходимо любому специалисту на конкурентном рынке
труда в STEAM-профессиях.

Планируемые результаты освоения курса

Личностные результаты:
−

критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;

−

осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий;

−

развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных
заданий проблемного и эвристического характера;

−

развитие

внимательности,

настойчивости,

целеустремлённости,

умения

преодолевать трудности;
−

развитие

самостоятельности

суждений,

независимости

и

нестандартности

мышления;
−

освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах;

−

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с
другими обучающимися.

Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
−

умение принимать и сохранять учебную задачу;

−

умение планировать последовательность шагов алгоритма для достижения цели;

−

умение ставить цель (создание творческой работы), планировать достижение этой
цели;

−

умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

−

способность адекватно воспринимать оценку наставника и других обучающихся;

−

умение различать способ и результат действия;

−

умение вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения
задачи на основе её оценки и учёта характера сделанных ошибок;

−

умение в сотрудничестве ставить новые учебные задачи;

−

способность проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

−

умение осваивать способы решения проблем творческого характера в жизненных
ситуациях;

−

умение оценивать получающийся творческий продукт и соотносить его с
изначальным замыслом, выполнять по необходимости коррекции либо продукта,
либо замысла.

Познавательные универсальные учебные действия:
−

умение осуществлять поиск информации в индивидуальных информационных
архивах обучающегося, информационной среде образовательного учреждения,
федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов;

−

умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий
для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач;

−

умение ориентироваться в разнообразии способов решения задач;

−

умение

осуществлять

анализ

объектов

с

выделением

существенных

и

несущественных признаков;
−

умение проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;

−

умение строить логические рассуждения в форме связи простых суждений об
объекте;

−

умение устанавливать аналогии, причинно-следственные связи;

−

умение моделировать, преобразовывать объект из чувственной формы в модель, где
выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая
или знаково-символическая);

−

умение синтезировать, составлять целое из частей, в том числе самостоятельно
достраивать с восполнением недостающих компонентов.

Коммуникативные универсальные учебные действия:
−

умение аргументировать свою точку зрения на выбор оснований и критериев при
выделении признаков, сравнении и классификации объектов;

−

умение выслушивать собеседника и вести диалог;

−

способность признавать возможность существования различных точек зрения и
право каждого иметь свою;

−

умение

планировать

учебное

сотрудничество

с

наставником

и

другими

обучающимися: определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
−

умение осуществлять постановку вопросов: инициативное сотрудничество в поиске
и сборе информации;

−

умение разрешать конфликты: выявление, идентификация проблемы, поиск и
оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его
реализация;

−

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с
задачами и условиями коммуникации;

−

владение монологической и диалогической формами речи.

Предметные результаты:
В результате освоения программы обучающиеся должны
знать:
−

ключевые особенности технологий виртуальной и дополненной реальности;

−

принципы работы приложений с виртуальной и дополненной реальностью;

−

перечень современных устройств, используемых для работы с технологиями, и их
предназначение;

−

основной функционал программ для трёхмерного моделирования;

−

принципы и способы разработки приложений с виртуальной и дополненной
реальностью;

−

основной функционал программных сред для разработки приложений с виртуальной
и дополненной реальностью;

−

особенности разработки графических интерфейсов.

уметь:
−

настраивать и запускать шлем виртуальной реальности;

−

устанавливать и тестировать приложения виртуальной реальности;

−

самостоятельно собирать очки виртуальной реальности;

−

формулировать задачу на проектирование исходя из выявленной проблемы;

−

уметь пользоваться различными методами генерации идей;

−

выполнять примитивные операции в программах для трёхмерного моделирования;

−

выполнять примитивные операции в программных средах для разработки
приложений с виртуальной и дополненной реальностью;

−

компилировать приложение

для

мобильных

устройств

компьютеров и размещать его для скачивания пользователями;
−

разрабатывать графический интерфейс (UX/UI);

или

персональных

−

разрабатывать все необходимые графические и видеоматериалы для презентации
проекта;

−

представлять свой проект.

владеть:
−

основной терминологией в области технологий виртуальной и дополненной
реальности;

−

базовыми навыками трёхмерного моделирования;

−

базовыми навыками разработки приложений с виртуальной и дополненной
реальностью;

−

знаниями по принципам работы и особенностям устройств виртуальной и
дополненной реальности.

Содержание программы курса

Программа предполагает постепенное расширение знаний и их углубление, а также
приобретение умений в области проектирования, конструирования и изготовления
творческого продукта.
В основе образовательного процесса лежит проектный подход. Основная форма подачи
теории — интерактивные лекции и пошаговые мастер-классы в группах до 10–15 человек.
Практические задания планируется выполнять как индивидуально и в парах, так и в малых
группах. Занятия проводятся в виде бесед, семинаров, лекций: для наглядности
подаваемого материала используется
презентации, видеоролики, приложения пр.

различный мультимедийный материал —

Формы организации и виды деятельности
Формы подведения итогов реализации общеобразовательной программы
Подведение итогов реализуется в рамках защиты результатов выполнения Кейса 1 и
Кейса 2.

Формы демонстрации результатов обучения
Представление результатов образовательной деятельности пройдёт в форме публичной
презентации решений кейсов командами и последующих ответов выступающих на вопросы
наставника и других команд.

Формы диагностики результатов обучения
Беседа, тестирование, опрос.
Содержание тем программы
Кейс 1. Проектируем идеальное VR-устройство
В рамках первого кейса (17 ч) обучающиеся исследуют существующие модели
устройств виртуальной реальности, выявляют ключевые параметры, а затем выполняют
проектную задачу — конструируют собственное VR-устройство. Обучающиеся исследуют
VR-контроллеры и обобщают возможные принципы управления системами виртуальной
реальности. Сравнивают различные типы управления и делают выводы о том, что
необходимо для «обмана» мозга и погружения в другой мир.
Обучающиеся смогут собрать собственную модель VR-гарнитуры: спроектировать,
смоделировать, вырезать/распечатать на 3D-принтере нужные элементы, а затем
протестировать самостоятельно разработанное устройство.
Кейс 2. Разрабатываем VR/AR-приложения
После формирования основных понятий виртуальной реальности, получения
навыков работы с VR-оборудованием в первом кейсе (17 ч), обучающиеся переходят к
рассмотрению понятий дополненной и смешанной реальности, разбирают их основные
отличия от виртуальной. Создаютсобственное AR-приложение (augmentedreality —
дополненная реальность), отрабатывая навыки работы с необходимым в дальнейшем
программным обеспечением, навыки дизайн-проектирования и дизайн-аналитики.

Обучающиеся научатся работать с крупнейшими репозиториями бесплатных трёхмерных
моделей, смогут минимально адаптировать модели, имеющиеся в свободном доступе, под
свои нужды. Начинается знакомство со структурой интерфейса программы для 3Dмоделирования (по усмотрению наставника — 3ds Max, Blender 3D, Maya), основными
командами. Вводятся понятия «полигональность» и «текстура».
Кадровые условия реализации программы
Требования к кадровым ресурсам:
● укомплектованность

образовательного

учреждения

педагогическими,

руководящими и иными работниками;
● уровень квалификации педагогических, руководящих и иных работников
образовательного учреждения;
● непрерывность профессионального развития педагогических и руководящих
работников

образовательного

учреждения,

реализующего

основную

образовательную программу.

Компетенции

педагогического

работника,

реализующего

основную

образовательную программу:
● обеспечивать условия для успешной деятельности, позитивной мотивации, а
также само мотивирования обучающихся;
● осуществлять самостоятельный поиск и анализ информации с помощью
современных информационно-поисковых технологий;
● владение инструментами проектной деятельности;
● умение организовывать и сопровождать учебно-исследовательскую и
проектную деятельность обучающихся;
● умение интерпретировать результаты достижений обучающихся;
● базовые навыки работы в программах для трёхмерного моделирования (3ds
Max, Blender 3D, Maya и др.);
базовые навыки работы в программных средах по разработке приложений с виртуальной и
дополненной реальностью (Unity3D, UnrealEngine и др.).

Тематическое планирование
№
п/п

Разделы программы учебного курса

Всего
часов

Образовательная часть
Кейс 1.
Проектируем идеальное VR-устройство

1

Знакомство. Техника безопасности. Вводное занятие («Создавай
миры»)

1

2

Введение в технологии виртуальной и дополненной реальности

1

3

Знакомство с VR-технологиями на интерактивной вводной лекции

1

4

Тестирование устройства, установка приложений, анализ принципов
работы, выявление ключевых характеристик

1

5

Выявление принципов работы шлема виртуальной реальности,
поиск, анализ и структурирование информации о других VRустройствах

1

6

Выбор материала и конструкции для собственной гарнитуры,
подготовка к сборке устройства

1

7

Сборка собственной гарнитуры, вырезание необходимых деталей

1

8

Сборка собственной гарнитуры, вырезание необходимых деталей,
дизайн устройства

1

9

Тестирование и доработка прототипа

1

10

Работа с картой пользовательского опыта: выявление проблем, с
которыми можно столкнуться при использовании VR. Фокусировка
на одной из них

1

11

Анализ и оценка существующих решений проблемы. Инфографика
по решениям

1

12

Генерация идей для решения этих проблем. Описание нескольких
идей, экспресс-эскизы. Мини-презентации идей и выбор лучших в
проработку

1

13

Изучение понятия «перспектива», окружности в перспективе,
штриховки, светотени, падающей тени

1

14

Изучение светотени и падающей тени на примере фигур. Построение
быстрого эскиза фигуры в перспективе, передача объёма с помощью
карандаша. Техника рисования маркерами

1

15

Освоение навыков работы в ПО для трёхмерного проектирования (на
выбор — Rhinoceros 3D, AutodeskFusion 360)

1

16

3D-моделирование разрабатываемого устройства

1

17

Фотореалистичная визуализация 3D-модели. Рендер (KeyShot,
AutodeskVred)

1

18

Подготовка графических материалов для презентации проекта (фото,
видео, инфографика). Освоение навыков вёрстки презентации

1

19

Представление проектов перед другими обучающимися. Публичная
презентация и защита проектов

1

Кейс 2. Разрабатываем VR/AR-приложения

20

Вводная интерактивная лекция по технологиям дополненной и
смешанной реальности

1

21

Тестирование существующих
принципов работы технологии

2

AR-приложений,

определение

22

Выявление проблемной ситуации, в которой помогло бы VR/ARприложение, используя методы дизайн-мышления

1

23

Анализ и оценка существующих решений проблемы. Генерация
собственных идей. Разработка сценария приложения

1

24

Разработка сценария приложения: механика
функционал, примерный вид интерфейса

1

25

Мини-презентации идей и их доработка по обратной связи

1

26

Последовательное изучение
VR/AR-приложений

2

27

Разработка VR/AR-приложения в соответствии со сценарием

2

28

Сбор обратной связи от потенциальных пользователей приложения

1

29

Доработка приложения, учитывая обратную связь пользователя

1

30

Выявление ключевых требований к разработке GUI — графических
интерфейсов приложений

1

31

Разработка интерфейса приложения — дизайна и структуры

1

32

Подготовка графических материалов для презентации проекта (фото,
видео, инфографика). Освоение навыков вёрстки презентации

1

33

Представление проектов перед другими обучающимися. Публичная
презентация и защита проектов

1

Всего часов

34

возможностей

взаимодействия,

среды

разработки

Учебно-методическое обеспечение программы

1. Цветкова М.С., Богомолова О.Б. Информатика. Математика. Программы
2.
3.
4.
5.
6.
7.

внеурочной деятельности для начальной и основной школы: 3-6 классы. – М.:
БИНОМ, Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ, 2013.
Босова Л.Л. Уроки информатики в 5-7 классах.– М.: БИНОМ, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по
информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://schoolcollection.edu.ru/).
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://schoolcollection.edu.ru/)
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л.
(http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 Р.П.
МОКШАН, Швецов Андрей Валериевич, Директор

14.11.23 11:16 (MSK)

Сертификат 495A6F30B98F12AC5D694D77013B73D2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».