Рабочая программа внеурочной деятельности «Час здоровья»

Министерство образования Пензенской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №1 р. п. Мокшан
ОДОБРЕНО
Педагогическим советом
МБОУ СОШ №1 р. п. Мокшан
Протокол № 1
« 30 » августа 2023 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор
МБОУ СОШ №1 р. п. Мокшан
____________ /Швецов А. В./
Приказ № 50
« 31 » августа 2023 г.

Рабочая программа
внеурочной деятельности
социального направления
Общественно-полезная практика
«Час здоровья»

Мокшан, 2023
1

СОДЕРЖАНИЕ
Планируемые результаты………………………………………………..стр. 2
Содержание программы………………………………………………....стр. 4
Тематическое планирование ……………………………………………стр. 7
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса…..стр. 12

1

Программа внеурочной деятельности «Час здоровья» предназначена
для обучающихся начальной школы. Данная программа составлена в
соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на
проведение 1 часа в неделю, 34 часа в год. Программа построена на основании
современных научных представлений о физиологическом, психологическом
развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического,
психологического и социального здоровья.
Срок обучения: 1 год
Формы организации занятий:
Практические упражнения, викторины, творческие конкурсы, ролевые игры,
школьная научно-практическая конференция.
Программа внеурочной деятельности «Час здоровья» носит
образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление
следующих целей:
 формировать установки на ведение здорового образа жизни и
коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести
ответственность за принятые решения;
 развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении
собственного здоровья;
 обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного
здоровья.
Цели конкретизированы следующими задачами:
Формирование:
 представлений о: факторах, оказывающих влияющих на здоровье;
правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах;
рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной
активности; причинах возникновения зависимостей, их пагубном
влиянии на здоровье; основных компонентах культуры здоровья и
здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на
здоровье и общее благополучие;
 навыков конструктивного общения;
 формировать у учащихся мотивационную сферу гигиенического
поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
 обеспечить физическое и психическое саморазвитие;
 научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
 добиться
потребности
выполнения
элементарных
правил
здоровьесбережения.
Обучение:
 осознанному выбору модели поведения, позволяющей сохранять и
укреплять здоровье;
15

правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать
своё здоровье;
 элементарным навыкам эмоциональной разгрузки;
 упражнениям сохранения зрения.
Целью реализации основной образовательной программы начального
общего образования является обеспечение планируемых результатов по
достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых
установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых
личностными,
семейными,
общественными,
государственными
потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста,
индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
В соответствии с ФГОС на ступени начального общего образования
решаются следующие задачи:
 становление основ гражданской идентичности и мировоззрения
обучающихся;
 формирование основ умения учиться и способности к организации
своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в
учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять
ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в
учебном процессе;
 духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся,
предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных
установок, национальных ценностей;
 укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
Соответствие целей и задач программы внеурочной деятельности «Час
здоровья» целям и задачам основной образовательной программы учреждения
будет способствовать осуществлению пролонгированного эффекта от ее
реализации в педагогической практике.
Связь содержания программы внеурочной деятельности с учебной
деятельностью обеспечивает единство учебной и внеучебной деятельности,
что позволит сформировать у обучающихся не только мотивацию на ведение
здорового образа жизни, а будет способствовать формированию знаний о
социальной, психологической и соматической составляющей здоровья и
уверенности в необходимости заботы о собственном здоровье.
Подобная реализация программы внеурочной деятельности «Час
здоровья» соответствует
возрастным
особенностям
обучающихся,
способствует формированию личной культуры здоровья обучающихся через
организацию здоровьесберегающих практик.


15

1. Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности.
В процессе обучения и воспитания собственных установок,
потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового
образа жизни, культуры здоровья у обучающихся, формируются
познавательные,
личностные,
регулятивные,
коммуникативные
универсальные учебные действия.
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального
общего образования по формированию здорового и безопасного образа жизни
являются:
- умения организовывать собственную деятельность, выбирать и
использовать средства для достижения ее цели;
- умения активно включаться в коллективную деятельность,
взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
- умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой
форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми
людьми.
Результатами освоения учащимися содержания программы по
формированию здорового и безопасного образа жизни являются:
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ — готовность и способность
обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и
познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы,
отражающие
их индивидуально-личностные
позиции,
социальные
компетентности, личностные качества; сформированность основ российской,
гражданской идентичности.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности
по общекультурному направлению «Час здоровья» является формирование
следующих умений:
 Определять и высказывать под руководством учителя самые простые
и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве;
 В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества,
опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать
выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как
поступить.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ — освоенные обучающимися
универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и
коммуникативные).
Метапредметными
результатами
программы
внеурочной
деятельности по общекультурному направлению «Час здоровья» - является
формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
1. РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД:
15

 Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью
учителя.
 Проговаривать последовательность действий на уроке.
 Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией, таблицей, схемой, учить работать по предложенному
учителем плану. Средством формирования этих действий служит технология
проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
 Учиться
совместно
с
учителем
и
другими
учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания
образовательных достижений (учебных успехов).
2. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД:
 Делать
предварительный
отбор
источников
информации: ориентироваться в рабочей тетради и дополнительной
литературе.
 Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя
справочники, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего класса.
 Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять
рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков,
схематических рисунков, схем);
 Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших
моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Средством формирования этих действий служит учебный материал
и задания рабочей тетради, ориентированные на линии развития средствами
предмета.
3. КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД:
 Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в
устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого
текста).
 Слушать и понимать речь других. Средством формирования этих
действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и
подводящий диалог).
 Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и
следовать им.
 Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика).
 Средством формирования этих действий служит организация работы в
парах и малых группах.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ — освоенный обучающимися в
ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой
предметной области деятельности по получению нового знания, его
15

преобразованию и применению, а также система основополагающих
элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины
мира.
Оздоровительные
результаты
программы
внеурочной
деятельности:
 осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и
выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни
и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни
и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих
спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
 социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение
опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной
деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному
здоровью во всем его проявлениях.

1. Содержание программы
Программа внеурочной деятельности «Час здоровья» состоит из 5 модулей:






«Как сохранить здоровье»:
Определение понятия "здоровье". Изменения за лето.
Факторы, влияющие на здоровье человека.
Полезные привычки - наша гордость. Трекер привычек.
Основные правила личной гигиены. Закаливание.
Скелет - наша опора. Осанка - стройная спина.
Гигиена зрения и слуха.
Почему болят зубы. Как сохранить улыбку красивой.
Кожа - надежная защита организма.
«Основы правильного питания»:
Человек ест для того, чтобы жить, а не живёт для того,чтобы есть.
Пирамида здорового питания. "Стройматериалы" для организма.
В чём сила воды. Как утолить жажду.
Значение витаминов.
Блюда из зерна.
О правилах здорового питания школьников.
«Предупреждение заболеваний»:
Клетка. Иммунная система.
Причина и признаки болезни. Как организм помогает себе.
15





Домашняя аптечка. Первая помощь.
Пищевые отравления.
Любимые занятия - насколько они полезны.
Привычки, которые убивают. Зависимость.
«Физическое и психическое саморазвитие»:
Моя индивидуальность и уникальность.
Я - успешный ученик.
Развитие мозга и его особенности.
Что такое эмоции. Стресс.
Сон - лучшее лекарство. Как сделать сон полезным.
Семейные ценности. Родители и дети.
Законы дружбы. Кого можно считать настоящим другом.
Ложь и обман.
«Основы личной безопасности»:
Поговорим об этикете.
Опасные ситуации.
Солнечно и жарко. Дождь и гроза.
Правила безопасности на воде.
Опасность с крыльями.
Каникулы. Безопасное лето.

Подобное содержание отражает взаимосвязь всех компонентов
здоровья, подчеркивая взаимное влияние интеллектуальных способностей,
коммуникативных умений, потребности в соблюдении личной гигиены,
необходимости закаливания и правильного питания, эмоционального
отношения к деятельности, умения оказывать первую доврачебную помощь на
пропедевтическом уровне, на общее благополучие человека и его успешность
в различного рода деятельности.
Программа внеурочной деятельности «Час здоровья» предполагает
обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который
заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни;
второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые
модели поведения.
Содержание программы внеурочной деятельности «Час здоровья»
отражает социальную, психологическую и соматическую характеристику
здоровья. Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности
соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся начальной
школы.

15

3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
1

Наименование
модуля
Как сохранить
здоровье

Основное содержание









2

Основы правильного
питания








3

Предупреждение
заболеваний








4

Физическое и
психическое
саморазвитие





Кол-во
часов

Определение понятия "здоровье".
Изменения за лето.
Факторы, влияющие на здоровье
человека.
Полезные привычки - наша гордость.
Трекер привычек.
Основные правила личной гигиены.
Закаливание.
Скелет - наша опора. Осанка стройная спина.
Гигиена зрения и слуха.
Почему болят зубы. Как сохранить
улыбку красивой.
Кожа - надежная защита организма.

8

Человек ест для того, чтобы жить, а не
живёт для того,чтобы есть.
Пирамида здорового питания.
"Стройматериалы" для организма.
В чём сила воды. Как утолить жажду.
Значение витаминов.
Блюда из зерна.
О правилах здорового питания
школьников.

6

Клетка. Иммунная система.
Причина и признаки болезни.
Как организм помогает себе.
Домашняя аптечка. Первая помощь.
Пищевые отравления.
Любимые занятия - насколько они
полезны.
Привычки, которые убивают.
Зависимость.

6

Моя индивидуальность и
уникальность.
Я - успешный ученик.
Развитие мозга и его особенности.

8

15






Что такое эмоции. Стресс.
Сон - лучшее лекарство.
Как сделать сон полезным.
Семейные ценности.
Родители и дети.
Законы дружбы. Кого можно считать
настоящим другом.
Ложь и обман.








Поговорим об этикете.
Опасные ситуации.
Солнечно и жарко. Дождь и гроза.
Правила безопасности на воде.
Опасность с крыльями.
Каникулы. Безопасное лето.




5

Основы личной
безопасности

Итого:

6

34

15

№

Модуль.
Тема урока.

Кол-во
часов

Информационное
сопровождение

Дата
проведения
План Факт

Модуль 1. Как сохранить здоровье (8 ч.)
1

Определение
понятия "здоровье".
Изменения за лето.

1

Восточная притча "Всё в твоих
руках...".
Понятие "здоровье".
Вопрос-ответ.
Мнемотаблица.
План сбережения здоровья.

2

Факторы, влияющие
на здоровье
человека.

1

3

Полезные привычки
- наша гордость.
Трекер привычек.
Основные правила
личной гигиены.
Закаливание.
Скелет - наша опора.
Осанка - стройная
спина.
Гигиена зрения и
слуха.
Почему болят зубы.
Как сохранить
улыбку красивой.

1

Кожа - надежная
защита организма.

1

Компоненты здоровья.
Критерии здоровья.
Факторы, определяющие
здоровье.
Привычка. Жизненная позиция.
Трекер привычек.
Анаграмма.
Личная гигиена.
Закаливание и его виды.
Вопрос-ответ.
Скелет и его функции.
Виды осанки.
Вопрос-ответ.
Правила сохранения зрения.
Причины нарушение слуха.
Зубная эмаль. Кариес. Строение
зуба.
Причины заболевания зубов.
Бактерии.
Кожа. Ссадины и царапины.
Вопрос-ответ.

4
5
6
7

8

1
1
1
1

Модуль 2. Основы правильного питания (6 ч.)
9

10

11
12

Человек ест для того,
чтобы жить, а не
живёт для
того,чтобы есть.
Пирамида здорового
питания.
"Стройматериалы"
для организма.
В чём сила воды.
Как утолить жажду.
Значение витаминов.

1

Вопрос-ответ.
Продукты: вредно и полезно.

1

Пищевая пирамида.
Белки. Жиры. Углеводы.
Вопрос-ответ.

1

Польза чистой воды.
Жажда.
Витамины. Их роль в организме.
Содержание в продуктах.

1

15

13

Блюда из зерна.

1

14

О правилах
здорового питания
школьников.

1

15
16

17

18

19
20

21
22
23
24

25

26
27

Зерновые культуры.
Вопрос-ответ.
Рациональное питание.
Столовый этикет.

Модуль 3. предупреждение заболеваний (6 ч.)
Клетка.
1
Клетка. Иммунная система.
Иммунная система.
Продукты для иммунитета.
Причина и признаки
1
Вирусы. Безопасность.
болезни. Как
Симптомы ГРИППа и ОРВи.
организм помогает
Плохое самочувствие.
себе.
Домашняя аптечка.
1
Вопрос-ответ.
Первая помощь.
Домашняя аптечка - правила
хранения.
Ушибы и растяжения.
Порезы и ссадины.
Пищевые
1
Виды пищевых отравлений.
отравления.
Признаки отравления.
Профилактика отравлений.
Правила первой помощи при
отравлениях.
Любимые занятия 1
Вопрос-ответ.
насколько они
Анкетирование.
полезны.
Польза и вред любимых занятий.
Привычки, которые
1
Вопрос-ответ.
убивают.
Плохие привычки.
Зависимость.
Интернет-зависимость.
Модуль 4. Физическое и психическое развитие (8 ч.)
Моя
1
Вопрос-ответ.
индивидуальность и
Анкетеривание.
уникальность.
Я - успешный
1
Модель успешного человека.
ученик.
Развитие мозга и его
1
Головной мозг.
особенности.
Полушария головного мозга.
Гимнастика для мозга.
Что такое эмоции.
1
Способы выражения эмоций.
Стресс.
Признаки стресса.
Преодоление стрессовых
ситуаций.
Сон - лучшее
1
Сон и организм.
лекарство.
Недосыпание.
Как сделать сон
Подготовка ко сну.
полезным.
Семейные ценности.
1
Роль семьи.
Родители и дети.
Семейные ценности и их значение.
Законы дружбы.
1
Вопрос-ответ.
15

28

29
30
31
32
33
34

Кого можно считать
настоящим другом.
Ложь и обман.

Законы дружбы.
1

Причины лжи и обмана.
Вопрос-ответ.

Модуль 5. Основы личной безопасности (6 ч.)
Поговорим об
1
Этикет. Деликатность. Манеры.
этикете.
Такт.
Сетевой этикет.
Опасные ситуации.
1
Виды опасных ситуаций.
Правила личной безопасности.
Солнечно и жарко.
1
Правила безопасности в жару.
Дождь и гроза.
Гроза дома, в городе, за городом.
Правила
1
Безопасность на воде.
безопасности на воде.
Запрещающие знаки.
Спасательный круг.
Опасность с
1
Укусы насекомых.
крыльями.
Защита от клещей.
Каникулы.
1
"Я знаю, что нельзя!"
Безопасное лето.
Один дома.
План летних каникул.

15

Учебно-методический комплекс
1. Айзман, Р. И. Основы медицинских знаний и здорового образа
жизни : учебноепособие / Р. И. Айзман, В. Б. Рубанович, М. А.
Суботялов. – 3-е издание, стереотипное. –Новосибирск : Сибирское
университетское издательство, 2017 – 214 c.
2. Бакулина, М. Основы здорового образа жизни. 1-4 класс. Учебное
пособие / М. Бакулина. - М.: Русское слово, 2017. -64., ил.
3. Баль, Л. В. Букварь здоровья / Л.В. Баль, В.В. Ветрова. - М.: Сфера,
2000. - 112 с.
4. Безруких М. М., Филиппова Т. А., Макеева А. Г. Разговор о
правильном питании / Методическое пособие. – М.: ОЛМА Медиа
Групп, 2012
5. Белых, В. Правила здорового образа жизни / В. Белых. – Ростов н/Д.:
Феникс, 2017. - 8 с., ил.
6. Бриленок, Н. Б. Педагогическое сопровождение становления
здорового образажизни у обучающихся: учебное пособие для
студентов Института физической культуры испорта / Н. Б. Бриленок.
– Саратов : Издательство Саратовского университета, 2019 – 29 с.
7. Дереклеева, Н. И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 15 классы. – М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.
8. Здоровье – детям (основы экологической культуры учащихся
начальной шко-лы) : монография / Н. Я. Прокопьев, Е. Т. Колунин,
С. В. Соловьева, Е. Н. Дергоусова. – 2-е издание,
переработанное и дополненное. – Москва : РУСАЙНС, 2020 – 238 с.
9. Здоровье ребенка. Большая медицинская энциклопедия. – Саратов:
Научнаякнига, 2019 – 980c.
10. Ковалько, В. И. «Школа физкультминуток: 1-4 классы». – М.: ВАКО,
2010.
11. Ковалько, В. И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник
вышел на улицу: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2011. – 192 с.
12. Лутовина, Е. Е. Воспитание ценностного отношения к здоровью и
здоровомуобразу жизни детей и подростков : учебное пособие / Е. Е.
Лутовина. – Оренбург : [Б. и.],2016 – 47 с.
13. Меренкова, В. С. Внутренняя картина здоровья младших
школьников в кон-тексте детско-родительских отношений :
15

монография / В. С. Меренкова. – 2-е издание,стереотипное. – Москва
: ФЛИНТА, 2019 – 116 с.
14. Обухова Л. А., Лемяскина Н.А., Жиренко О. Е «135 уроков здоровья,
или школа докторов природы». - М., ВАКО 2014г.
15. Школьная гигиена : учебное пособие / составитель Н. И.
Федоровская. – Ком-сомольск-на-Амуре : Издательство АмГПГУ ;
Саратов : Ай Пи Ар Медиа, 2019 – 141 c.

15

15
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 Р.П.
МОКШАН, Швецов Андрей Валериевич, Директор

14.11.23 10:03 (MSK)

Сертификат 495A6F30B98F12AC5D694D77013B73D2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».