Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный шахматист»

Министерство образования Пензенской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №1 р. п. Мокшан
ОДОБРЕНО
Педагогическим советом
МБОУ СОШ №1 р. п. Мокшан
Протокол №1 от 30 августа 2023 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ №1 р. п. Мокшан
__________________ /Швецов А. В./
Приказ №50 от 31 августа 2023 г.

Рабочая программа внеурочной деятельности
интеллектуального направления
кружок «Юный шахматист»

Мокшан, 2023

СОДЕРЖАНИЕ
Планируемые результаты
……………………………….3
Содержание учебного курса …………………………………5
Тематическое планирование ……………….........................7

Рабочая программа составлена на основе авторской программы
«Шахматы», автор А.А.Тимофеев.
Согласно учебному плану МБОУ СОШ №1 р.п. Мокшан на реализацию
программы внеурочной деятельности кружка «Шахматы» в 1-4 классе
выделено по 1 часу в неделю. Реализация программы рассчитана в1 классе на 33
часа, а во 2-4классах на 34 часа.
Планируемые результаты
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения конкретного учебного предмета, курса
Личностными результатами изучения данного внеурочного курса являются:

 развитие любознательности и сообразительности;
 развитие целеустремлённости, внимательности, умения контролировать
свои действия;

•

 развитие навыков сотрудничества со сверстниками;
 развитие наглядно-образного мышления и логики.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
1. Регулятивные УУД:
• Определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью
учителя.
• Проговаривать последовательность действий на занятии.
• Учиться
совместно с учителем и другими учениками давать
эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях.
• Средством формирования этих действий служит технология оценивания
образовательных достижений (учебных успехов).
• Уметь организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим
дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и
т.д.).
2. Познавательные УУД:
• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник,
свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего класса.
• Преобразовывать информацию из одной формы в другую, находить и
формулировать решение задачи с помощью простейших моделей
(рисунков, схем).
3. Коммуникативные УУД:
• Слушать и понимать речь других.
• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе, на
улице, дома и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (команде). Средством
формирования этих действий служит организация работы в парах и малых
группах.
Предметными результатами освоения, учащимися содержания программы
являются следующие знания и умения:
К концу изучения модуля I учащиеся должны знать:
-шахматную доску и её структуру;
-обозначение полей линий;
-ходы и взятия всех фигур, рокировку;
-основные шахматные понятия (шах, мат, пат, выигрыш, ничья,
ударность и подвижность фигур, ценность фигур, угроза, нападение,
защита, три стадии шахматной партии, развитие и др.);
К концу изучения модуля I учащиеся должны уметь:
-играть партию от начала до конца по шахматным правилам;
-записывать партии и позиции, разыгрывать партии по записи;
-находить мат в один ход в любых задачах такого типа;
-оценивать количество материала каждой из сторон и определять
наличие материального перевеса;
-планировать, контролировать и оценивать действия соперников;
-определять общую цель и пути еѐ достижения;
-решать лабиринтные задачи (маршруты фигур) на шахматном
материале. К концу изучения модуля II учащиеся должны знать:
- выигрышные стратегии матования одинокого короля .
К концу изучения модуля II учащиеся должны уметь:
-ставить мат одинокому королю двумя ладьями, королём и ферзём, королём и
ладьёй из любой позиции;
- понимать причины своего выигрыша и проигрыша;
- сравнивать и анализировать действия других игроков; - разыгрывать
простейшие пешечные и ладейные эндшпили.
К концу изучения модуля III учащиеся должны знать:
•

- основные идеи комбинаций различных типов.

К концу изучения модуля III учащиеся должны уметь:
- осуществлять простейшие комбинации;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата.

К концу изучения модуля IV учащиеся должны знать:
- понятия ограничения, открытой и полуоткрытой линии;
- слабые и сильные поля, форпост, силу и слабость изолированных пешек в

центре, централизацию блокады.
К концу изучения модуля IV учащиеся должны уметь:
- занимать и использовать открытые линии, 7 и 8 горизонтали;
- блокировать проходные пешки, оценивать качество расположения фигур;

- использовать базовые понятия.

Содержание учебного курса
Формы проведения занятий:
Модуль I
Шахматная доска и фигуры (3 ч)
Шахматная доска. Поля, линии. Легенда о возникновении шахмат.
Обозначение полей и линий. Шахматные фигуры и их обозначения.
Ходы и взятия фигур (12ч)
Ходы и взятия ладьи, слона, ферзя, короля и пешки. Ударность и
подвижность фигур в зависимости от положения на доске. Угроза, нападение,
защита. Превращение и взятие на проходе пешкой. Значение короля.
Шах. Короткая и длинная рокировка. Начальная позиция. Запись шахматных
позиций. Практическая игра.
Цель и результат шахматной партии. Шах, мат и пат (10 ч) Способы
защиты от шаха. Открытый, двойной шах. Мат. Сходство и различие между
понятиями шаха и мата. Алгоритм решения задач на мат в один ход. Пат.
«Бешеные» фигуры. Сходство и различие между понятиями мата и пата.
Выигрыш, ничья, виды ничьей (в том числе вечный шах). Правила
шахматных соревнований. Шахматные часы.
Запись шахматных ходов (2 ч)
Принцип записи перемещения фигуры. Полная и краткая нотация.
Условные обозначения перемещения, взятия, рокировки. Шахматный
диктант. Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен (2 ч)
Ценность фигур. Единица измерения ценности. Изменение ценности в
зависимости от ситуации на
доске.
Размен.
Равноценный
и
неравноценный размен.
Материальный перевес, качество.
Общие принципы разыгрывания дебюта (5 ч)
Мобилизация фигур, безопасность короля, борьба за центр и расположение
пешек в дебюте. Классификация дебютов. Анализ учебных партий. Дебютные
ловушки.
Раннее развитие ферзя
Дебютные ловушки
Шахматные соревнования
Модуль II
Повторение (6ч)
Ходы и взятия фигур. Понятия шаха, мата и пата. Задачи на ценность.
Правила записи ходов. Принципы игры в дебюте, анализ учебных партий.
Защита (6ч)
Понятие о защите. Уничтожение атакующей фигуры, уход из-под удара,
перекрытие линии атаки, защита атакованной фигуры своей фигурой,
контратака.
Реализация большого материального перевеса (10ч)
Матование одинокого короля ферзём и ладьёй, двумя ладьями, королём и

ферзём, королём и ладьёй как игры с выигрышной стратегией. Матовые и
патовые позиции.
Стратегии оттеснения одинокого короля на край доски.
Оппозиция.
Эндшпиль (9ч)
Общие принципы разыгрывания эндшпилей, их классификация.

- Пешечные эндшпили. Король и пешка против короля. Роль оппозиции, правило
квадрата, ключевые поля. Король и крайняя пешка против короля. Треугольник
как средство вынуждения цугцванга. Пешечный прорыв.
- Ладейные эндшпили. Ладья и пешка против короля. Позиция Филидора. Мост
и его построение. Правило Тарраша. Ферзь против пешки. Алгоритм выигрыша.
Практическая игра (3ч)
Контроль за соблюдением шахматных правил и качеством записи.
Анализ ошибок.
Модуль III
Повторение (3ч)
Способы защиты от нападения. Матование одинокого короля.
Простейшие пешечные и ладейные эндшпили.
Тактика в шахматах и определение комбинации (29ч)
Тактические приёмы и комбинации.
Вариант, форсированный вариант, жертва. Двойной удар, связка,
открытое нападение, слабость последней горизонтали. Устранение защиты,
отвлечение, завлечение, блокировка, освобождение пространства, перекрытие,
«мельница», «рентген», перегрузка, разрушение пешечного прикрытия короля
— основные идеи комбинаций. Комбинации на сочетание идей.
Практическая игра(2ч)
Модуль IV
Атака в шахматной партии (3ч)
Король в центре. Атака позиции короткой рокировки. Атака при
разносторонних рокировках.
Оценка позиции(3ч0
Оценка позиции как разложение позиции на элементы. Материальное
соотношение, положение в центре, сильные и слабые поля, развитие фигур и
наличие угроз с обеих сторон как статические факторы, определяющие оценку
позиции. Понятие о динамике позиции.
Игра в середине партии (22ч)
Что делать после дебюта. Слабые поля. Временные и постоянные
слабости. Расположение фигур. Плохие и хорошие фигуры. Ограничение
подвижности фигур. Блокада. Централизация. Открытые линии. Полуоткрытые
линии. Концентрация сил для атаки важного пункта. Открытие и закрытие
линий. Два слона. 7 и 8 горизонтали. Форпост. Форпост на е5. Форпост на с15.
Слабость комплекса полей. Фигуры и пешки в центре. Висячие пешки.
Изолированные пешки. Центр и операции на фланге.

Практическая игра (6ч)

Тематическое планирование в 1 классе

№ п.п Наименование раздела и темы урока

Фигуры и шахматная доска

Всего
часов
3

В том числе
Прак
Теория тика
3

1

Шахматная доска. Поля, линии. Обозначение полей линий.

1

2

Легенда о возникновении шахмат.

1

3

Шахматные фигуры и их обозначения.

1

Ходы и взятия фигур
4-5

12

Ходы и взятия ладьи, слона, ферзя ,короля и пешки

3

9

1

1

6

Ударность и подвижность фигур

1

7

Угроза, нападение, защита.

1

8

Превращение и взятие на проходе пешкой.

1

9

Значение короля.

10

Шах.

1

11

Короткая и длинная рокировка.

1

12

Начальная позиция.

1

13

Запись шахматной позиции

14

Практическая игра.

1

15

Практическая игра.

1

Цель и результат партии.

1

1

10

16-17 Способы защиты от шага

2

8

1

1

18

Открытый и двойной шах.

1

19

Мат.

1

20

Сходство и различие между понятием шаха и мата.

1

21

Пат. Бешенные фигуры.

1

22

Понятие мат и пат.

1

23

Выигрыш, ничья, виды ничьи.

1

24

Правила соревнований.

1

25

Правила соревнований.
Запись шахматных ходов.

1
2

2

26
27

Запись

перемещения фигур. Условные обозначения.

1

Выигрыш, ничья, виды ничьи.

1

Ценность шахматных фигур.

2

2

28

Размен. Равноценный и неравноценный размен.

1

29

Размен. Равноценный и неравноценный размен.

1

Общие принципы разыгрывания дебюта.
безопасность

5

1

4

30

Мобилизация фигур,
расположение пешек.

короля,

31

Анализ партий.

32

Раннее развитие ферзя.

1

33

Дебютные ловушки.

1

1
1

Тематическое планирование во 2 классе

Наименование раздела и темы
№п/п
урока
Повторение

Всего В том числе
Теория Практика
часов
6
2
4

1

Ходы и взятия фигур.

1

2

Ходы и взятия фигур.

1

3

Понятия шаха, мата, пата.

1

4

Правила записи ходов.

1

5
6

Принципы игры в дебюте, анализ партий.
Принципы игры в дебюте, анализ партий.
Защита.

7
8

6

2

10

Понятия о защите.

1
1
1

Уничтожение атакующих фигур, уход из под удара, контратака.

1

Уход из под удара
Реализация большого перевеса.

4

1

Уничтожение атакующих фигур, уход из под удара, контратака.
Уход из под удара

12

1

Понятия о защите.

9

11

1

1
10

10

13

Матование одинокого короля ферзём и ладьёй, двумя ладьями,
королём и ферзём.

1

14

Матовые и патовые позиции.

1

15

Оттеснения короля на край доски.

1

16

Матование одинокого короля ферзём и ладьёй, двумя ладьями,
королём и ферзём.

1

17

Матование одинокого короля ферзём и ладьёй, двумя ладьями,
королём и ферзём.

1

18

Матовые и патовые позиции.

1

19

Матовые и патовые позиции.

1

20

Оттеснения короля на край доски.

1

21

Оттеснения короля на край доски.

1

Матование одинокого короля ферзём и ладьёй, двумя ладьями,
королём и ферзём.
Эндшпиль.
9

2

23

Общие принципы.

1

24

Общие принципы.

1

25

Пешечные и ладейные эндшпили.

1

26

Пешечные и ладейные эндшпили.

1

27

Пешечные и ладейные эндшпили.

1

28

Ладейные эндшпили

1

29

Ладейные эндшпили

1

30

Пешечные и ладейные эндшпили.

1

31

Пешечные и ладейные эндшпили.

1

22

Практическая игра.
32

Контроль

за

33

Анализ ошибок.

34

Учебная игра

1

3

7

2

соблюдением правил.

1
1
1

Тематическое планирование в 3классе

№п/п Наименование раздела и темы урока
Повторение

Всего
часов
3

В том числе
Теория

Практик
а
3

1

Способы защиты от нападения.

1

2

Матование одинокого короля.

1

3

Простейшие пешечные и ладейные эндшпили.

1

Тактика в шахматах и определение комбинации

29

5

24

4

Тактические приемы и комбинации

1

5

Тактические приемы и комбинации

1

6

Тактические приемы и комбинации

1

7

Тактические приемы и комбинации

1

8

Тактические приемы и комбинации

1

9

Вариант, форсированный вариант, жертва

10

Вариант, форсированный вариант, жертва

1

11

Вариант, форсированный вариант, жертва

1

1

12-13 Двойной удар

2

14-15 Связка, открытое нападение.

2

16-18 Слабость последней горизонтали

3

19-25

Устранение защиты, отвлечение, завлечение, блокировка,
освобождение пространства, перекрытие, «мельница», «рентген»,
перегрузка, разрушение пешечного прикрытия короля —
основные идеи комбинаций.

1

6

1

6

Комбинации на сочетание идей.
26-32
Практическая игра.

2

2

33-34 Учебная игра

2

Тематическое планирование в 4 классе

№ п.п Наименование раздела и темы урока

Атака в шахматной партии
1. Король в центре
2. Атака позиции короткой рокировки
3. Атака при разносторонних рокировках.
Оценка позиции

Всего
часов
3

Теория
1

Прак тика
2

1
1
1
3

4. Оценка позиции как разложение позиции на элементы.
Материальное соотношение, положение в центре, сильные и
слабые поля, развитие фигур и наличие угроз с обеих сторон как
5. статические факторы, определяющие оценку позиции.
6. Понятие о динамике позиции.
Игра в середине партии

В том числе

1

2
1
1

1
22

4

18

7. Что делать после дебюта

1

8. Слабые поля

2

9. Временные и постоянные слабости
10. Расположение фигур.

2
1

11. Плохие и хорошие фигуры.
12. Ограничение подвижности фигур. Блокада.

1

1
1

13. Централизация. Открытые линии. Полуоткрытые линии
14. Концентрация сил для атаки важного пункта

2

15. Открытие и закрытие линий.

2

16. Два слона. 7 и 8 горизонтали.
17. Форпост. Форпост на е5. Форпост на d5.

2

2

2

18. Слабость комплекса полей.
19. Фигуры и пешки в центре. Висячие пешки. Изолированные пешки.
20. Центр и операции на фланге.
Практическая игра

1
1
1
6

6

21. Учебная игра
22. Контроль за соблюдением правил.

2

23. Анализ ошибок.

1

24. Учебная игра

1

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 Р.П.
МОКШАН, Швецов Андрей Валериевич, Директор

14.11.23 10:04 (MSK)

Сертификат 495A6F30B98F12AC5D694D77013B73D2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».