Министерство образования Пензенской области Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 р.п. Мокшан ОДОБРЕНО Педагогическим советом МБОУ СОШ №1 р.п. Мокшан Протокол № 1 «30» августа 2023 г. УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ №1 р.п. Мокшан __________/Швецов А.В./ «31» августа 2023 г. Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления Час общения «МИР ПРОФЕССИЙ» Мокшан, 2023 133 Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мир профессий» разработана в соответствии с Положением о рабочей программе курсов внеурочной деятельности в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего и основного общего образования на основе: - Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016); - Требований Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее ФГОС НОО); - Приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями); - Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 24 ноября 2015 г. № 81 «О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях» (зарегистрировано в Минюсте РФ 18 декабря 2015 г. Регистрационный № 40154); - Письма Минобрнауки России от 18.08.2017 г. № 09-1672 «О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»; - Плана внеурочной деятельности МБОУ СОШ №1 р.п. Мокшан на 2022 – 2023 учебный год. Программа составлена для обучающихся 1-4 классов в возрасте 6-11 лет. Программа рассчитана на 16 часов в 1 классе, на 17 часов во 2-4 классах, занятия проводятся 1раз в неделю. Срок реализации программы – 4 года. 133 Планируемые результаты внеурочной деятельности: Личностные результаты: У обучающегося будут сформированы: -широкая мотивационная основа, включающая социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы; -устойчивый познавательный интерес к видам прикладного творчества, новым способам исследования, новым способам самовыражения; -адекватное понимание причин успешности/ не успешности творческой деятельности. Обучающийся получит возможность для формирования: -внутренней позиции на уровне понимания необходимости профориентации как одного из средств самовыражения в социальной жизни; -информационной грамотности, коммуникативной компетентности. Метапредметные результаты: Регулятивные: Обучающийся научится: - принимать и сохранять учебно-творческую задачу; - планировать свои действия; -различать способ и результат действия; -осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности; Обучающийся получит возможность научиться: -проявлять познавательную инициативу; -самостоятельно находить варианты решения творческой задачи; -преобразовывать практическую задачу в познавательную; -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале. Познавательные: Обучающийся научится: - понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; - осуществлять поиск нужной информации; - использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов; - устанавливать причинно – следственные связи; -проводить сравнение, классификацию, наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы; высказываться в устной и письменной форме Обучающийся получит возможность научиться: -осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; -осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме Коммуникативные: Обучающийся научится: -владеть монологической и диалогической формами речи; - понимать возможность существования различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи; 133 -работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных; -использовать речь для регуляции своего действия Обучающийся получит возможность научиться: -учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; -осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Предметные результаты: -работа с информацией: беседы, лекции, чтение художественной литературы, работа с энциклопедиями, словарями, в Интернете, сотрудничество с библиотеками; -получение социального опыта через экскурсии, музейные уроки, мастерклассы, встречи с интересными людьми (ветеранами, родителями, представителями разных профессий и т. д.), сотрудничество с учреждениями дополнительного образования -оформлять проект (работа в программах PowerPoint, Paint, Word, бумажное моделирование, работа с тканью, природными материалами и т.д., изобразительное искусство). -презентовать проект (публичное выступление, защита своей точки зрения). Формы организации внеурочной деятельности: факультативные традиционные, комбинированные и практические занятия; игры, конкурсы, соревнования и другие. Виды деятельности: 1) игровая деятельность; 2) познавательная деятельность; 3) проблемно-ценностное общение; 4) досугово - развлекательная деятельность (досуговое общение). 133 Содержание внеурочной деятельности 1 КЛАСС (16 часов): «Путешествие в мир профессий» Программа внеурочной деятельности «В мире профессий» для 1 класса состоит из раздела: «Профессии в моей семье» (16 часов). Программа позволит сформировать первые умения и навыки общего труда на пользу людям, также познакомиться с профессиями своих родителей, узнать о трудовых династиях, cформировать умения и навыки общего труда на пользу людям, культуры труда. Экскурсия по школе. Кто работает в школе. Работа технического персонала школы. Стихотворение «Кем быть?» В. Маяковский. Что такое профессия? Беседа о труде людей в любое время года. Виртуальная экскурсия «В мире профессий». Человек славен трудом. Зачем человеку трудиться? Разгадывание ребусов и загадок о труде, профессиях. От зернышка до каравая (беседа). Что я знаю о профессии мамы. Увлечения мамы. Конкурс рисунков о труде. Фотогалерея «Мама на работе». Что я знаю о профессии папы. Увлечения папы. Чему я учусь у папы. Фотогалерея «Папа на работе». Профессия «Защищать Родину». Пограничник. Викторина «Угадай профессию». Конкурс «Защита времен года». Изготовление книжки – малышки на тему: «Какие профессии я знаю». Что я узнал о профессиях моих родителей? Строим город будущего. Готовим материал для проекта. Защита проекта «Профессии моих родителей». Подведение итогов. Формы организации внеурочной деятельности: факультативные традиционные, комбинированные и практические занятия; игры, конкурсы, соревнования и другие. Виды деятельности: 1) игровая деятельность; 2) познавательная деятельность; 3) проблемно-ценностное общение; 4) досугово - развлекательная деятельность (досуговое общение). 2 КЛАСС (17 часов): «Профессии, связанные с творчеством» Продолжается развитие общетрудовых знаний, умений и навыков, знакомство с трудом людей, связанных с творчеством, выработка первых навыков организации своей работы и работы товарищей. Проявляется активность и инициатива в поисках полезных дел. Воспитывается чувство ответственности за качество выполняемой работы. Продолжится воспитание любви и уважения к труду, к людям. Программа содержит следующие занятия: Мы построим новый дом. Кто такой – дизайнер. Кто такой скульптор. Лепка из глины. Вкусная профессия. Кто готовит нам обед. 133 Рисуем сказку. Компьютерная иллюстрация. Кто рисует картины. Художники – детям. Кто сочиняет музыку. Композиторы – детям. Как стать писателем. Проба пера. Профессия – режиссёр. Кукольный театр. Сыграем пьесу. Я хочу танцевать. Как стать танцором. Кто придумывает танцы. Танцевальная жемчужина. «Почему нравится профессия» Кто пишет статьи в газету. Репортаж с места событий. Что делает фотограф. Фотография другу. Итоговое повторение. Виды деятельности: 1) игровая деятельность; 2) познавательная деятельность; 3) проблемно-ценностное общение; 4) досугово - развлекательная деятельность (досуговое общение). 3 КЛАСС (17 часов): Программа внеурочной деятельности «В мире профессий» для 3 класса состоит из двух разделов: 1. Профессии вокруг нас. 2. Профессии, связанные с научной деятельностью. Первый раздел – «Профессии вокруг нас» (1 час) позволит обучающимся познакомиться с различными профессиями, cформировать умения инавыки общего труда на пользу людям, культуры труда, расширит знания о производственной деятельности людей, о технике, о воспитании уважения к людям труда, понимании значения труда в жизни человека. Во втором разделе «Профессии, связанные с научной деятельностью» (16 часов) обучающиеся будут овладевать информацией о мире профессий, связанных с наукой, смогут развивать свои способности, т.к. на занятиях будут иметь возможность попробовать свои силы в различных областях взрослой деятельности, постараются добывать самостоятельно новую информацию при помощи дополнительной литературы. В этом разделе будет воспитываться чувство ответственности за качество выполняемой работы. Также продолжится воспитание понимания важности целенаправленного раннего знакомства с миром профессий и уважительного отношения к любому труду, потребность в получении знаний о многообразии профессий, будет формироваться отношение к людям любого труда, как к высшей ценности общества. 4 КЛАСС (17 часов): «Все профессии важны, все профессии нужны» Продолжается знакомство школьников с различным трудом людей, углубляются их представления о разных профессиях. Четвероклассники учатся устанавливать отношения в трудовых группах, осваивать различные умения и навыки трудовой деятельности. Продолжится воспитание понимания важности 133 целенаправленного раннего знакомства с миром профессий и уважительного отношения к любому труду, потребность в получении знаний о многообразии профессий, будет формироваться отношение к людям любого труда, как к высшей ценности общества. Программа позволяет обучающимся видеть ценность трудолюбия и оценивать позитивное влияние любого труда на здоровье и судьбу человека. Программа содержит следующие классные часы: Познавательная игра «Русская хозяюшка». Урок-аукцион «Скатертьсамобранка». Экскурсия на хлебозавод. Экскурсия по родному городу. КТД «Мой четвероногий друг». Развивающее занятие «Профессия водителя». Развивающее занятие «Профессия строителя». Профессии: юрист, нотариус. Профессии - животновод, пчеловод. Профессии: художник, дизайнер, флорист. Профессии: композитор, музыкант, актер. Интерактивный урок-путешествие «Достопримечательности Пензенской области». Викторина «Мой край». Сочинение «Как готовить себя к будущей профессии» КТД Макет «Город будущего». Презентация проекта «Город будущего». Формы организации внеурочной деятельности: факультативные традиционные, комбинированные и практические занятия; игры, конкурсы, соревнования и другие. 133 Тематическое планирование 1 КЛАСС «Путешествие в мир профессий» № Наименование тем Количество часов п/п всего теор. практ. 1. Экскурсия по школе. Кто работает в школе. 1 1 Работа технического персонала школы. Стихотворение «Кем быть?» В. Маяковский. 2. Что такое профессия? Виртуальная экскурсия 1 1 «В мире профессий». 3. Человек славен трудом. Зачем человеку 1 1 трудиться? Разгадывание ребусов и загадок о труде, профессиях. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. От зернышка до каравая (беседа). Что я знаю о профессии мамы. Увлечения мамы. Чему я учусь у мамы. Фотогалерея «Мама на работе». Что я знаю о профессии папы. Увлечения папы. Чему я учусь у папы. Фотогалерея «Папа на работе». Профессия «Защищать Родину». Пограничник. Викторина «Угадай профессию». Конкурс «Защита времен года». Изготовление книжки – малышки. Наш зеленый друг. Что я узнал о профессиях моих родителей? Строим город будущего Готовим материал для проекта. Защита проекта «Профессии моих родителей». Подведение итогов. Итого: 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 16 ч 1 1 1 1 8ч 8ч 2 КЛАСС «Профессии, связанные с творчеством» № п/п 1. Наименование тем Мы построим новый дом. Кто такой – дизайнер. Количество часов всего теор. практ. 1 1 133 2. Кто такой скульптор. Лепка из глины 1 3. Вкусная профессия. Кто готовит нам обед. 1 1 4. 5. Рисуем сказку. Компьютерная иллюстрация. Кто рисует картины. Художники – детям. 1 1 1 6. 7. Кто сочиняет музыку. Композиторы – детям. Как стать писателем. Проба пера. 1 1 1 8. 9. 10. 11. Профессия – режиссёр. Кукольный театр. Сыграем пьесу. Я хочу танцевать. Как стать танцором. Кто придумывает танцы. Танцевальная жемчужина. «Почему нравится профессия» Кто пишет статьи в газету. Репортаж с места событий. Что делает фотограф. Фотография другу. Итоговое повторение. Итого: 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 17 ч 1 12. 13. 14. 15. 16. 17. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 9ч 8ч 3 КЛАСС «Профессии, связанные с наукой» № п/п 1. Наименование тем Все профессии важны, все профессии нужны. Количество часов всего теор. практ. 1 1 Кто такой изобретатель? Первые изобретения человека. Кто построил новый дом? Проектируем дом. 1 1 1 1 1 5. Здоровый образ жизни. Правила здорового питания. Профессия «историк». 6. 7. Чем занимается агроном? Изучаем почву. Химик. Ставим опыты. 1 1 8. О профессии физика. О профессиях точных наук. 1 2. 3. 4. 1 1 1 1 1 1 133 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. Кто такой эколог? О профессии филолога. Типы профессий. О профессии биолога. Профессия зоолог. Составляем научнопопулярный рассказ о животном. Составление доклада о птицах или морских животных. Профессия метеоролог. Сочинение-эссе «Какой профессией я могла бы овладеть» Итоговое повторение Итого: 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 17 ч 1 9ч 8ч 4 КЛАСС «Все профессии важны, все профессии нужны» № п/п 1. Наименование тем Познавательная игра «Русская хозяюшка». Количество часов всего теор. практ. 1 1 2. Урок-аукцион «Скатерть-самобранка». 1 1 3. Экскурсия на хлебозавод. 1 1 4. 5. Экскурсия по родному городу. КТД «Мой четвероногий друг». 1 1 1 1 6. 7. Развивающее занятие «Профессия водителя» Развивающее занятие «Профессия строителя». Профессии: юрист, нотариус. Профессии - животновод, пчеловод. Профессии: художник, дизайнер, флорист. Профессии: композитор, музыкант, актер. Интерактивный урок-путешествие 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 8. 9. 10. 11. 12. 133 13. 14. 15. 16. 17. «Достопримечательности Пензенской области». Викторина «Мой край». Сочинение «Как готовить себя к будущей профессии» КТД Макет «Город будущего». КТД Макет «Город будущего». Презентация проекта «Город будущего». Итого: 1 1 1 17 ч 1 1 9ч 1 1 1 8ч 133 ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 Р.П. МОКШАН, Швецов Андрей Валериевич, Директор 1 1 14.11.23 10:03 (MSK) Сертификат 495A6F30B98F12AC5D694D77013B73D2