Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мир профессий»

Министерство образования Пензенской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 р.п. Мокшан

ОДОБРЕНО
Педагогическим советом
МБОУ СОШ №1 р.п. Мокшан
Протокол № 1
«30» августа 2023 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор
МБОУ СОШ №1 р.п. Мокшан
__________/Швецов А.В./
«31» августа 2023 г.

Рабочая программа
по внеурочной деятельности
социального направления
Час общения «МИР ПРОФЕССИЙ»

Мокшан, 2023
133

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мир профессий»
разработана в соответствии с Положением о рабочей программе курсов
внеурочной деятельности в соответствии с федеральным государственным
образовательным стандартом начального общего и основного общего
образования на основе:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об
образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016);
- Требований Федерального Государственного образовательного стандарта
начального общего образования (далее ФГОС НОО);
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 г. № 373
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и
дополнениями);
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 24 ноября
2015 г. № 81 «О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения,
содержания в общеобразовательных организациях» (зарегистрировано в
Минюсте РФ 18 декабря 2015 г. Регистрационный № 40154);
- Письма Минобрнауки России от 18.08.2017 г. № 09-1672 «О направлении
Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной
деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в
том числе в части проектной деятельности»;
- Плана внеурочной деятельности МБОУ СОШ №1 р.п. Мокшан на 2022 – 2023
учебный год.
Программа составлена для обучающихся 1-4 классов в
возрасте 6-11 лет.
Программа рассчитана на 16 часов в 1 классе, на 17 часов во 2-4 классах, занятия
проводятся 1раз в неделю.
Срок реализации программы – 4 года.

133

Планируемые результаты внеурочной деятельности:
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
-широкая мотивационная основа, включающая социальные, учебно –
познавательные и внешние мотивы;
-устойчивый познавательный интерес к видам прикладного творчества, новым
способам исследования, новым способам самовыражения;
-адекватное понимание причин успешности/ не успешности творческой
деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
-внутренней позиции на уровне понимания необходимости профориентации как
одного из средств самовыражения в социальной жизни;
-информационной грамотности, коммуникативной компетентности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
- планировать свои действия;
-различать способ и результат действия;
-осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
Обучающийся получит возможность научиться:
-проявлять познавательную инициативу;
-самостоятельно находить варианты решения творческой задачи;
-преобразовывать практическую задачу в познавательную;
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале.
Познавательные:
Обучающийся научится:
- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
- осуществлять поиск нужной информации;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и
творческих задач и представления их результатов;
- устанавливать причинно – следственные связи;
-проводить сравнение, классификацию, наблюдения и эксперименты,
высказывать суждения, делать умозаключения и выводы; высказываться в
устной и письменной форме
Обучающийся получит возможность научиться:
-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и сети Интернет;
-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме
Коммуникативные:
Обучающийся научится:
-владеть монологической и диалогической формами речи;
- понимать возможность существования различных точек зрения и различных
вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
133

-работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
-использовать речь для регуляции своего действия
Обучающийся получит возможность научиться:
-учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь.
Предметные результаты:
-работа с информацией: беседы, лекции, чтение художественной литературы,
работа с энциклопедиями, словарями, в Интернете, сотрудничество с
библиотеками;
-получение социального опыта через экскурсии, музейные уроки, мастерклассы, встречи с интересными людьми (ветеранами, родителями,
представителями разных профессий и т. д.), сотрудничество с учреждениями
дополнительного образования
-оформлять проект (работа в программах PowerPoint, Paint, Word, бумажное
моделирование, работа с тканью, природными материалами и т.д.,
изобразительное искусство).
-презентовать проект (публичное выступление, защита своей точки зрения).
Формы организации внеурочной деятельности:
факультативные традиционные, комбинированные и практические занятия;
игры, конкурсы, соревнования и другие.
Виды деятельности:
1) игровая деятельность;
2) познавательная деятельность;
3) проблемно-ценностное общение;
4) досугово - развлекательная деятельность (досуговое общение).

133

Содержание внеурочной деятельности
1 КЛАСС (16 часов): «Путешествие в мир профессий»
Программа внеурочной деятельности «В мире профессий» для 1 класса
состоит из раздела: «Профессии в моей семье» (16 часов). Программа позволит
сформировать первые умения и навыки общего труда на пользу людям, также
познакомиться с профессиями своих родителей, узнать о трудовых династиях,
cформировать умения и навыки общего труда на пользу людям, культуры труда.
Экскурсия по школе. Кто работает в школе. Работа технического персонала
школы. Стихотворение «Кем быть?» В. Маяковский. Что такое профессия?
Беседа о труде людей в любое время года.
Виртуальная экскурсия «В мире профессий». Человек славен трудом.
Зачем человеку трудиться? Разгадывание ребусов и загадок о труде, профессиях.
От зернышка до каравая (беседа). Что я знаю о профессии мамы.
Увлечения мамы. Конкурс рисунков о труде. Фотогалерея «Мама на работе».
Что я знаю о профессии папы. Увлечения папы. Чему я учусь у папы.
Фотогалерея «Папа на работе». Профессия «Защищать Родину». Пограничник.
Викторина «Угадай профессию». Конкурс «Защита времен года».
Изготовление книжки – малышки на тему: «Какие профессии я знаю».
Что я узнал о профессиях моих родителей? Строим город будущего. Готовим
материал для проекта.
Защита проекта «Профессии моих родителей».
Подведение итогов.
Формы организации внеурочной деятельности:
факультативные традиционные, комбинированные и практические занятия;
игры, конкурсы, соревнования и другие.
Виды деятельности:
1) игровая деятельность;
2) познавательная деятельность;
3) проблемно-ценностное общение;
4) досугово - развлекательная деятельность (досуговое общение).
2 КЛАСС (17 часов):
«Профессии, связанные с творчеством»
Продолжается развитие общетрудовых знаний, умений и навыков,
знакомство с трудом людей, связанных с творчеством, выработка первых
навыков организации своей работы и работы товарищей. Проявляется
активность и инициатива в поисках полезных дел. Воспитывается чувство
ответственности за качество выполняемой работы. Продолжится воспитание
любви и уважения к труду, к людям.
Программа содержит следующие занятия:
Мы построим новый дом. Кто такой – дизайнер. Кто такой скульптор. Лепка из
глины.
Вкусная профессия. Кто готовит нам обед.
133

Рисуем сказку. Компьютерная иллюстрация.
Кто рисует картины. Художники – детям.
Кто сочиняет музыку. Композиторы – детям.
Как стать писателем. Проба пера.
Профессия – режиссёр. Кукольный театр. Сыграем пьесу.
Я хочу танцевать. Как стать танцором. Кто придумывает танцы. Танцевальная
жемчужина.
«Почему нравится профессия»
Кто пишет статьи в газету. Репортаж с места событий. Что делает фотограф.
Фотография другу.
Итоговое повторение.
Виды деятельности:
1) игровая деятельность;
2) познавательная деятельность;
3) проблемно-ценностное общение;
4) досугово - развлекательная деятельность (досуговое общение).
3 КЛАСС (17 часов):
Программа внеурочной деятельности «В мире профессий» для 3 класса состоит
из двух разделов:
1. Профессии вокруг нас.
2. Профессии, связанные с научной деятельностью.
Первый раздел – «Профессии вокруг нас» (1 час) позволит обучающимся
познакомиться с различными профессиями, cформировать умения инавыки
общего труда на пользу людям, культуры труда, расширит знания о
производственной деятельности людей, о технике, о воспитании уважения к
людям труда, понимании значения труда в жизни человека.
Во втором разделе «Профессии, связанные с научной деятельностью» (16
часов) обучающиеся будут овладевать информацией о мире профессий,
связанных с наукой, смогут развивать свои способности, т.к. на занятиях будут
иметь возможность попробовать свои силы в различных областях взрослой
деятельности, постараются добывать самостоятельно новую информацию при
помощи дополнительной литературы. В этом разделе будет воспитываться
чувство ответственности за качество выполняемой работы. Также продолжится
воспитание понимания важности целенаправленного раннего знакомства с
миром профессий и уважительного отношения к любому труду, потребность в
получении знаний о многообразии профессий, будет формироваться отношение
к людям любого труда, как к высшей ценности общества.
4 КЛАСС (17 часов): «Все профессии важны, все профессии нужны»
Продолжается знакомство школьников с различным трудом людей,
углубляются их представления о разных профессиях. Четвероклассники учатся
устанавливать отношения в трудовых группах, осваивать различные умения и
навыки трудовой деятельности. Продолжится воспитание понимания важности
133

целенаправленного раннего знакомства с миром профессий и уважительного
отношения к любому труду, потребность в получении знаний о многообразии
профессий, будет формироваться отношение к людям любого труда, как к
высшей ценности общества.
Программа позволяет обучающимся видеть ценность трудолюбия и
оценивать позитивное влияние любого труда на здоровье и судьбу человека.
Программа содержит следующие классные часы:
Познавательная игра «Русская хозяюшка». Урок-аукцион «Скатертьсамобранка».
Экскурсия на хлебозавод. Экскурсия по родному городу.
КТД «Мой четвероногий друг».
Развивающее занятие «Профессия водителя».
Развивающее занятие «Профессия строителя».
Профессии: юрист, нотариус.
Профессии - животновод, пчеловод.
Профессии: художник, дизайнер, флорист.
Профессии: композитор, музыкант, актер.
Интерактивный урок-путешествие «Достопримечательности Пензенской
области». Викторина «Мой край».
Сочинение «Как готовить себя к будущей профессии»
КТД Макет «Город будущего». Презентация проекта «Город будущего».
Формы организации внеурочной деятельности:
факультативные традиционные, комбинированные и практические занятия;
игры, конкурсы, соревнования и другие.

133

Тематическое планирование
1 КЛАСС «Путешествие в мир профессий»
№
Наименование тем
Количество часов
п/п
всего
теор. практ.
1.
Экскурсия по школе. Кто работает в школе.
1
1
Работа технического персонала школы.
Стихотворение «Кем быть?» В. Маяковский.
2.
Что такое профессия? Виртуальная экскурсия
1
1
«В мире профессий».
3.
Человек славен трудом. Зачем человеку
1
1
трудиться? Разгадывание ребусов и загадок о
труде, профессиях.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.

От зернышка до каравая (беседа).
Что я знаю о профессии мамы. Увлечения
мамы.
Чему я учусь у мамы. Фотогалерея «Мама на
работе».
Что я знаю о профессии папы. Увлечения
папы.
Чему я учусь у папы. Фотогалерея «Папа на
работе».
Профессия
«Защищать
Родину».
Пограничник.
Викторина «Угадай профессию». Конкурс
«Защита времен года».
Изготовление книжки – малышки.
Наш зеленый друг.
Что я узнал о профессиях моих родителей?
Строим город будущего
Готовим материал для проекта.
Защита
проекта
«Профессии
моих
родителей». Подведение итогов.
Итого:

1
1

1
1

1
1

1
1

1
1

1
1

1

1

1
1
1
1
1
1

1
1

16 ч

1
1
1
1
8ч

8ч

2 КЛАСС «Профессии, связанные с творчеством»
№
п/п
1.

Наименование тем
Мы построим новый дом. Кто такой –
дизайнер.

Количество часов
всего
теор. практ.
1
1

133

2.

Кто такой скульптор. Лепка из глины

1

3.

Вкусная профессия. Кто готовит нам обед.

1

1

4.
5.

Рисуем сказку. Компьютерная иллюстрация.
Кто рисует картины. Художники – детям.

1
1

1

6.
7.

Кто сочиняет музыку. Композиторы – детям.
Как стать писателем. Проба пера.

1
1

1

8.
9.
10.
11.

Профессия – режиссёр.
Кукольный театр. Сыграем пьесу.
Я хочу танцевать. Как стать танцором.
Кто придумывает танцы. Танцевальная
жемчужина.
«Почему нравится профессия»
Кто пишет статьи в газету.
Репортаж с места событий.
Что делает фотограф.
Фотография другу.
Итоговое повторение.
Итого:

1
1
1
1

1

1
1
1
1
1
1
17 ч

1

12.
13.
14.
15.
16.
17.

1

1

1
1
1
1

1
1
1
1
1
9ч

8ч

3 КЛАСС «Профессии, связанные с наукой»
№
п/п
1.

Наименование тем
Все профессии важны, все профессии нужны.

Количество часов
всего
теор. практ.
1
1

Кто такой изобретатель? Первые изобретения
человека.
Кто построил новый дом? Проектируем дом.

1
1

1

1

1

5.

Здоровый образ жизни. Правила здорового
питания.
Профессия «историк».

6.
7.

Чем занимается агроном? Изучаем почву.
Химик. Ставим опыты.

1
1

8.

О профессии физика. О профессиях точных
наук.

1

2.
3.
4.

1

1

1
1
1
1
133

9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

Кто такой эколог?
О профессии филолога.
Типы профессий.
О профессии биолога.
Профессия зоолог. Составляем научнопопулярный рассказ о животном.
Составление доклада о птицах или морских
животных.
Профессия метеоролог.
Сочинение-эссе «Какой профессией я могла
бы овладеть»
Итоговое повторение
Итого:

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

1

1

1
1

1
1

1
17 ч

1
9ч

8ч

4 КЛАСС «Все профессии важны, все профессии нужны»
№
п/п
1.

Наименование тем
Познавательная игра «Русская хозяюшка».

Количество часов
всего
теор. практ.
1
1

2.

Урок-аукцион «Скатерть-самобранка».

1

1

3.

Экскурсия на хлебозавод.

1

1

4.
5.

Экскурсия по родному городу.
КТД «Мой четвероногий друг».

1
1

1
1

6.
7.

Развивающее занятие «Профессия водителя»
Развивающее
занятие
«Профессия
строителя».
Профессии: юрист, нотариус.
Профессии - животновод, пчеловод.
Профессии: художник, дизайнер, флорист.
Профессии: композитор, музыкант, актер.
Интерактивный урок-путешествие

1
1

1
1

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

8.
9.
10.
11.
12.

133

13.
14.
15.
16.
17.

«Достопримечательности Пензенской
области».
Викторина «Мой край».
Сочинение «Как готовить себя к будущей
профессии»
КТД Макет «Город будущего».
КТД Макет «Город будущего».
Презентация проекта «Город будущего».
Итого:

1
1
1
17 ч

1
1

9ч

1
1
1
8ч

133

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 Р.П.
МОКШАН, Швецов Андрей Валериевич, Директор

1
1

14.11.23 10:03 (MSK)

Сертификат 495A6F30B98F12AC5D694D77013B73D2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».