АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В МБОУ СОШ №1 Р. П. МОКШАН ЗА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД Цель анализа: определение качества воспитательной работы и степени реализации плана воспитательной работы в МБОУ СОШ №1 р. п. мокшан в 2023-2024 учебном году. Исполнитель – заместитель директора по учебно-воспитательной работе – Макарова А. В. Дата составления анализа – 31. 05. 2024 1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МБОУ СОШ №1 р. п. МОКШАН Современный российский национальный воспитательный идеал — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. В соответствии с этим идеалом и нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере образования цель воспитания обучающихся в МБОУ СОШ №1: создание условий для личностного развития, самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, соответствующие трем уровням общего образования: 1. В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний - знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут. К наиболее важным из них относятся следующие: - быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим; - быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца; - знать и любить свою Родину - свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну; - беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы); - проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе; - стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания; - быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым; - соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни; - уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья; - быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших. Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных отношений. 2. В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений: - к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья; - к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне; - к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать; - к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека; - к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье; - к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда; - к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение; - к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир; - к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества; - к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее. Выделение данного приоритета в воспитании школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, связано с особенностями детей подросткового возраста: с их стремлением утвердить себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру. В этом возрасте особую значимость для детей приобретает становление их собственной жизненной позиции, собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст - наиболее удачный возраст для развития социально значимых отношений школьников. 3. В воспитании детей юношеского возраста (уровень среднего общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел. Выделение данного приоритета связано с особенностями школьников юношеского возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в выборе дальнейшего жизненного пути, который открывается перед ними на пороге самостоятельной взрослой жизни. Сделать правильный выбор старшеклассникам поможет имеющийся у них реальный практический, социально значимый опыт, который они могут приобрести, в том числе и в школе. Это: - опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких; - трудовой опыт, опыт участия в производственной практике; - опыт дел, направленных на пользу своему родному селу, стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции; - опыт природоохранных дел; - опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на улице; - опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности; - опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения; - опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей; - опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский опыт; - опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации. Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных с возрастными особенностями воспитанников, не означает игнорирования других составляющих общей цели воспитания. Приоритет — это то, чему педагогам, работающим со школьниками конкретной возрастной категории, предстоит уделять первостепенное, но не единственное внимание. Достижению поставленной цели воспитания школьников способствует решение следующих основных задач: -усвоение обучающимися знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний); -формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие); -приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных социальных отношений, применения полученных знаний; -достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС Достижение цели и решение задач воспитания осуществляется в рамках всех направлений деятельности школы. Содержание, виды и формы воспитательной деятельности представлены в соответствующих модулях. Инвариантные модули: Урочная деятельность Внеурочная деятельность Классное руководство Основные общешкольные дела Внешкольные мероприятия Организация предметно-пространственной среды Взаимодействие с родителями Самоуправление Профилактика и безопасность Социальное партнерство Профориентация Вариативные модули: Школьный музей Детские общественные объединения Библиотека- территория воспитания Виды и формы воспитательной деятельности рабочей программы модулей воспитания конкретизированы в календарных планах воспитательной работы НОО, ООО и СОО. Нормативно-методическое обеспечение Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с учётом Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года и Плана мероприятий по ее реализации в 2021-2025 гг. (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р); Федеральный закон РФ от 04 сентября 2022 года №371-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, (Указ Президента Российской Федерации от 02 июля 2021года № 400) Приказ Минпросвещения Российской Федерации № 372 от 18 мая 2023 года «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования»; Приказ Минпросвещения Российской Федерации № 370 от 18 мая 2023 года «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования»; Приказ Минпросвещения Российской Федерации № 371 от 18 мая 2023 года «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования»; Приказ Минпросвещения Российской Федерации № 874 от 30 сентября 2022 года «Об утверждении порядка разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ»; Приказ Минпросвещения Российской Федерации № 712 от 11 декабря 2020 года «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся»; Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 18 июля 2022 года № АБ1951/06 «Об актуализации примерной рабочей программы воспитания», в соответствии с примерной программой воспитания, одобренной решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию (протокол от 23.06.2022г. № 3/22). Приказ Министерства образования Пензенской области №16-151 от 18. 08. 2023 «О внедрении в общеобразовательных организациях Пензенской области технологии «Применение объективной оценки личностных результатов обучающихся при планировании воспитательной работы» 2. КАДРОВЫЙ ВОСТАВ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ШКОЛЫ № 1 2 ФИО Макарова Анна Владимировна Бузырева Кристина Андреевна Должность Заместитель директора по УВР Советник директора по воспитанию Образование высшее Квалификационная категория высшая высшее - Социальный педагог высшее первая Психолог высшее первая Классный руководитель Классный руководитель высшее первая высшее Поршнева Татьяна Геннадьевна 8 Кармишина Евгения Федоровна 9 Мордашкина Алла Юрьевна 10 Подрубилина Светлана Викторовна 11 Шепталина Вера Андрониковна Классный руководитель Классный руководитель Классный руководитель Классный руководитель Классный руководитель высшее соответствие занимаемой должности первая высшее первая высшее первая высшее первая среднеспециальное 12 Монахова Наталья Владимировна 13 Каменская Елена Юрьевна 14 Селезнева Марина Владимировна 15 Тарасова Ольга Владимировна 16 Ягодина Наталья Анатольевна 17 Пахомова Анна Викторовна 18 Лысова Юлия Александровна 19 Зубарева Ирина Викторовна 20 Побегайлова Оксана Викторовна 21 Илюшева Наталья Харитоновна 22 Екимова Юлия Владимировна 23 Дремова Наталья Александровна 24 Ивашина Наталья Викторовна 25 Барышева Елена Анатольевна 26 Рослякова Наталья Александровна Классный руководитель Классный руководитель Классный руководитель Классный руководитель Классный руководитель Классный руководитель Классный руководитель Классный руководитель Классный руководитель Классный руководитель Классный руководитель Классный руководитель Классный руководитель Классный руководитель Классный руководитель высшее соответствие занимаемой должности высшая высшее первая высшее - среднеспециальное высшее высшая высшее первая высшее первая высшее - высшее первая высшее первая высшее первая высшее высшая высшее первая высшее высшая высшее высшая 3 4 5 6 Соловьева Ольга Валентиновна Шилов Алексей Александрович Красильникова Елена Николаевна Саранцева Серафима Александровна 7 высшая ВЫВОД: штат воспитательной службы сформирован в необходимом объеме, имеются все необходимые специалисты. 3. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Содержание материально-технического обеспечения воспитательной работы соответствует требованиям к материально-техническому обеспечению ФОП и включает технические средства обучения и воспитания, соответствующие поставленной воспитывающей цели, задачам, видам, формам, методам, средствам и содержанию воспитательной деятельности. Материально-техническое обеспечение следует установленным государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и гигиеническим нормативам. Материально-техническое обеспечение воспитательной работы: 1. Для взаимодействия классного руководителя с коллективом (классные аудитории). 2. Для работы органов самоуправления, проведения культурного досуга и занятий художественным творчеством (актовый зал, Центр детских инициатив, центр образования «Точка роста», оснащенные видео- и аудиоаппаратурой). 3. Для работы психолого-педагогических и социологических служб (кабинет психолога, кабинет социального педагога). 4. Для объектов социокультурной среды (библиотека, школьный музей). 5. Для спортивных сооружений (спортивный зал, спортивная площадка, школьный тир). Материально-техническое обеспечение воспитательной работы обеспечивает возможность: проведения массовых мероприятий, собраний, представлений, досуга и общения обучающихся; выпуска печатных и электронных изданий, теле- и радиопрограмм; художественного творчества с использованием современных инструментов и технологий, реализации художественно-оформительских проектов; систематических занятий физической культурой и спортом, проведения секционных спортивных занятий, участия в физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятиях; обеспечения доступа к информационным ресурсам Интернета, учебной и художественной литературе, коллекциям медиаресурсов на электронных носителях. 4. МЕТОДИЧЕКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Методическое сопровождение воспитательной работы осуществлялось через данные формы: Обеспечение необходимой установочной документацией; Установочные, текущие и итоговые совещания педагогов (их главное назначение — инструктаж, накопление идей и способов их реализации, психологопедагогический анализ происходящего, обмен опытом); Заседание ШМО классных руководителей; Диагностика и мониторинг воспитательного процесса; Проведение педагогических консилиумов по наиболее актуальным сложным проблемам классных руководителей; Нахождение возможных путей внедрения в практику современных воспитательных технологий; Проведение и психолого-педагогический анализ воспитательных мероприятий; Организация обмена опытом работы классных руководителей, обобщение и распространение передового опыта. План работы ШМО классных руководителей на 2023-2024 уч. г. Время проведения Сентябрь Декабрь Март Май Обсуждаемые вопросы Заседание №1 Тема «Организация воспитательной работы в 2023-2024 уч. году» 1. Анализ работы ШМО классных руководителей за 2022-2023 уч. год. 2. Переход на новые ФГОС. Изменения в ведении документации классным руководителем. 3. Методический практикум по проведению занятий курса внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты», «Разговоры о важном» 4. Планирование работы ШМО классных руководителей на 20232024 уч. год Заседание №2 Тема «Внедрение технологии «Применение объективной оценки личностных результатов обучающихся при планировании воспитательной работы» 1. Анализ мониторинга личностных результатов воспитания, выявление дефицитов. 2. Корректировка КПВР образовательной организации и КПВР классных руководителей 3. Организация и проведение региональной стажировочной площадки. Заседание №3 Тема «Проект как одна из продуктивных форм организации воспитательной работы» 1. Организация работы классных коллективов по реализации проектов социальной направленности 2. Деловая игра «ПРОЕКТория» 3. Презентация индивидуальных проектов Заседание №4 Тема «Мониторинг эффективности воспитательной работы» 1. Презентация лучших практик воспитательной работы 2. Анализ работы ШМО классных руководителей за 2023-2024 уч. год. 3. Работа классных руководителей по предотвращению ДТТ, предотвращению детского суицида, употребления ПАВ, профилактике наркомании, табакокурения, алкоголизма. 4. Проведение летней оздоровительной кампании. ВЫВОД: план работы ШМО классных руководителей на 2023-2024 уч. год реализован полностью, запланированные заседания ШМО проведены в полном объеме. РЕКОМЕНДАЦИИ: - Рассмотреть вопрос участия классных руководителей в конференциях и мастерклассах по вопросам организации воспитательной работы в соответствии с рабочей программой воспитания, формирования творческой активности обучающихся, построению системы активного взаимодействия с родителями обучающихся. - Организовать методическую поддержку классным руководителям по составлению календарных планов воспитательной работы с классами, с родителями в соответствии с требованиями рабочей программы воспитания и с учетом календарного плана воспитательной работы школы. 5. СТЕПЕНЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПЛАНА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Воспитательный потенциал урока был и остается неотъемлемой частью воспитательной работы в школе. Анализ рабочих программ по учебным предметам показал, что все учебные программы содержат целевые ориентиры результатов воспитания, а также тематику в соответствии с календарным планом воспитательной работы. При посещении уроков было выявлено, что бо́льшая часть педагогов использует на своих уроках методы, методики и технологии, оказывающие воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания, целевыми ориентирами результатов воспитания; обеспечивает привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов, явлений и событий. ВЫВОД: уровень реализации воспитательного потенциала школьных уроков выше среднего. РЕКОМЕНДАЦИИ: - Учителям при проведении уроков и взаимодействии с обучающимися: использовать методы и приемы, направленные на формирование интереса обучающихся к предмету; использовать игры, дискуссии и другие парные или групповые формы работы; побуждать задумываться обучающихся о ценностях, нравственных вопросах, жизненных проблемах; выстраивать эффективную коммуникацию с обучающимися и их родителями, не допускать оскорблений и унижений обучающихся, а также возникновения конфликтных ситуаций. - Организовать сопровождение учителей-предметников в части усиления воспитательного потенциала урока: консультации, посещение уроков. ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Внеурочная деятельность в 2023-2024 учебном году организована в соответствии с обновленной ФАОП и осуществлялась по следующим направлениям: информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном»; занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся; занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся; занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся; занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов; занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся, на педагогическое сопровождение деятельности социально ориентированных ученических сообществ, детских общественных объединений, органов ученического самоуправления, на организацию совместно с обучающимися комплекса мероприятий воспитательной направленности. План внеурочной деятельности (кружки, секции, проектная деятельность и др. по выбору обучающихся) в 1-4 классах. Направления 1 «а» 1 «б» 2 «а» 2 «б» 3 «а» 3«б» 3 «в» 4 «а» 4 «б» внеурочной деятельности Информационно-просветительские занятия патриотической , нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся «Читательская 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 грамотность» «Основы финансовой 0,5 0,5 грамотности» Занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся «Мир профессий» 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 Занятия, направленные на изучение истории и культуры родного края «Краеведение» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в физическом и творческом развитии «Час здоровья» 1 «Юный шахматист» 1 «Хореография» 1 1 1 1 1 Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся «Культурные странички» 1 «Робототехника» 1 Занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся «Психологическая 1 1 1 азбука» «Орлята России» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 ИТОГО 6 5 4 6 6 6 4 5 6 План внеурочной деятельности (кружки, секции, проектная деятельность и др. по выбору обучающихся) в 5-9 классах. Направления 5 «а» 5 «б» 5 «в» 6 «а» 6 «б» 7 «а» 7«б» 8 «а» 8 б» 9 «а» 9«б» внеурочной деятельности Информационно-просветительские занятия патриотической , нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся «Функциональная 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 грамотность» Занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся «Россия – мои 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 горизонты» «Билет в будущее» 1 Занятия, направленные на изучение истории и культуры родного края 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 - «Краеведение» 1 «Литературное краеведение» Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в физическом и творческом развитии «Вокал» 1 «Хореография» 1 «Спортивные игры» 1 1 «Юнармия» 1 - 1 - - Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся «Реальная 0,5 0,5 математика» «В мире 1 информационных технологий» «Юные 1 корреспонденты» «Школьные медиа» 1 Занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся «ЮИД» 1 «Юные друзья 1 пожарных» «Жизненные навыки 1 1 1 ИТОГО 4 5 5,5 4 4 4 5 4 4 4 5 План внеурочной деятельности (кружки, секции, проектная деятельность и др. по выбору обучающихся) в 10-11 классах. Направление внеурочной деятельности 10 класс 11 класс Информационно-просветительские занятия патриотической , нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном» 1 1 Занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся «Функциональная грамотность» - 1 Занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся «Россия – мои горизонты» 1 1 «Билет в будущее» 1 Занятия, направленные на изучение истории и культуры родного края «Краеведение» 1 1 Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в физическом и творческом развитии «Спортивные игры» «Юнармия» 1 1 1 «Школьный театр» 1 - ИТОГО 6 6 Основными формами организации внеурочной деятельности выступают кружки и секции. Применяются такие формы внеурочной деятельности, как экскурсии, конкурсы, соревнования, исследования, проектная деятельность и т. п., а также участие в социальных акциях, используются в рамках воспитательной работы класса. В 2023-2024 учебном году в школе была организована деятельность 6 объединений дополнительного образования. «Карате» «Основы дизайна» «Творческая мастерская» «Легкая атлетика» «Баскетбол» «Меткий стрелок» Все дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы реализованы в полном объеме. Результативность программ подтверждается достижениями обучающихся в конкурсах и соревнованиях различных уровней. Следующая составляющая внеурочной деятельности - воспитательные мероприятия различных направленностей, организуемые на двух уровнях: уровне классного коллектива и уровне школы – информация о них представлена в разделах «Классное руководство» и «Основные школьные дела». Охват обучающихся классными мероприятиями составляет 100%, школьными – 92%. ВЫВОД: в школе реализуются разнообразные виды внеурочной деятельности школьников: игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение, досугово-развлекательная деятельность, художественное творчество, социальное творчество, трудовая, спортивнооздоровительная деятельность, краеведческая. Интерес обучающихся к курсам внеурочной деятельности находится на достаточно высоком уровне. РЕКОМЕНДАЦИИ: при планировании курсов внеурочной деятельности обратить особое внимание на интерактивные, групповые формы организации работы. КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО На начало 2023-2024 учебного года в школе сформировано 22 классных коллектива. Классными руководителями1–11х классов разработаны планы воспитательной работы с классами в соответствии с Рабочей программой воспитания и календарными планами воспитательной работы всех уровней образования. В течение учебного года каждый классный руководитель систематически проводил работу по следующим направлениям: Индивидуальная работа с обучающимися Работа с родителями (индивидуальные консультации, проведение родительских собраний, родительских лекториев) Проведение классных внеурочных мероприятий Организация участия обучающихся в школьных, муниципальных, региональных мероприятиях Работа с учителями-предметниками Оформление классного электронного журнала по итогам четверти Анализ реализации плана воспитательной работы за четверть, корректировка КПВР на следующую четверть Все классы активно участвовали в школьных мероприятиях. Классные руководители стремятся подготовку к участию ребят в общешкольных делах проводить на высоком качественном уровне, мотивируют школьников на раскрытие своих способностей, талантов. Классными руководителями использовались различные формы работы с обучающимися и их родителями в рамках модуля «Классное руководство»: тематические классные часы; участие в творческих конкурсах: конкурсы рисунков, фотоконкурсы, конкурс чтецов (дистанционно); коллективные творческие дела; участие в интеллектуальных конкурсах, олимпиадах; индивидуальные беседы с учащимися; работа с портфолио; индивидуальные беседы с родителями; родительские собрания. ВЫВОД: деятельность классных руководителей МБОУ СОШ №1 р. п. Мокшан организована в соответствии с Положением о классном руководстве и рабочей программой воспитания. В целом работу классных руководителей стоит признать удовлетворительной. РЕКОМЕНДАЦИИ: - Классным руководителям при планировании воспитательной работы с классом использовать системно-деятельностный подход с включением активных форм работы: социальные проекты, дискуссии, дебаты, квесты, занятия с элементами тренинга, решение кейсов, проигрывание игровых ситуаций и т.д. - В течение учебного года организовывать участие класса не только в общешкольных, но и в муниципальных, региональных, всероссийских конкурсах и мероприятиях. - Регулярно проводить мероприятия, направленные на формирование позитивных межличностных отношений между обучающимися класса. ОСНОВНЫЕ ОЩЕШКОЛЬНЫЕ ДЕЛА Ключевые дела – это комплекс главных традиционных общешкольных дел, в которых принимает участие большая часть школьников и которыеобязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совестно педагогами и детьми. Ключевые дела обеспечивают включенность в них большого числа детей и взрослых, способствуют интенсификации их общения,ставят их в ответственную позицию к происходящему в школе. Введение ключевых дел в жизнь школы помогает преодолеть мероприятийный характер воспитания, сводящийся к набору мероприятий, организуемых педагогами для детей. Важным средством воспитания в МБОУ СОШ №1 р. п. Мокшан являютсятрадиции, которые не только формируют общие интересы, но и придают школе то особое и неповторимое, что отличает ее от других образовательных организаций и тем самым сплачивает коллектив, обогащая его жизнь. Традициями МБОУ СОШ №1 р.п. Мокшан являются: - «День Учителя» - поздравление учителей, администрации школы родителями и учениками; - встречи с ветеранами педагогического труда; - Благотворительная акции «Твори добро», «Чужой беды не бывает»; - Линейки награждения обучающихся и педагогов за активное участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, внёсших значительный вклад в развитие школы. Данное мероприятие способствует поощрению социальной активности детей, развитию позитивных межличностных отношений между педагогами и обучающимися, формированию чувства доверия и уважения друг к другу; - Торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом обучающихся на следующий уровень образования («Посвящение в первоклассники», «Прощание с азбукой», «Последний звонок»); - Проведение театрализованных Новогодних мероприятий; -Церемония посвящения в юнармейцы/ ВЫВОД: 100% обучающихся в течение учебного года приняли участие в традиционных школьных мероприятиях. Все они были организованы и проведены на высоком уровне, о чем свидетельствую положительные отзывы и публикации на школьной странице в ВК, положительные отзывы детей, педагогов и родителей. РЕКОМЕНДАЦИИ: более активно привлекать к планированию и организации основных общешкольных дел представителей родительской общественности, использовать ресурсы, предоставляемые социальными партнерами. ВНЕШКОЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ Модуль направлен на обеспечение самореализации личности обучающихся в пределах целостного, социально-открытого образовательного пространства города. Модуль предполагал участие обучающихся в ряде мероприятий, ориентированных на закрепление, обогащение и углубление знаний, приобретенных в процессе учебной деятельности, применение их на практике; расширение общеобразовательного мировоззрения, выработка умений и навыков самообразования; формирование интересов к различным отраслям науки, техники, искусства, спорта, проявление и развитие индивидуальных творческих способностей и склонностей; организацию досуга школьников, культурного отдыха и разумных развлечений; распространение воспитательного воздействия на учащихся в различных направлениях воспитания. Модуль «Внешкольные мероприятия» предполагает посещение экскурсий, театров, музеев, выставок, участие в муниципальных и региональных мероприятиях, проектах и акциях. ВЫВОД: уровень вовлеченности обучающихся МБОУ СОШ №1 в 2023-2024 уч. г. во внешкольные мероприятия был высоким. Все заявленные в плане мероприятия проведены в полном объеме. РЕКОМЕНДАЦИИ: продолжить работу в данном направлении, мотивировать обучающихся на более активное участие во внешкольных мероприятиях. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда МБОУ СОШ №1 р.п. Мокшан обогащает его внутренний мир, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком учреждения. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой школы как: o оформление внешнего вида здания, фасада, холла при входе в общеобразовательную организацию государственной символикой Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования; o организацию и проведение церемоний поднятия (спуска) государственного флага Российской Федерации; o благоустройство пришкольной территории; o акцентирование внимания на важных событиях посредством элементовпредметноэстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания мероприятиях, ценностях школы, ее традициях, правилах. o оформление интерьера помещений o размещение на стендах школы регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ школьников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга; o благоустройство классных кабинетов; o событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретныхшкольных событий; o акцентирование внимания на важных событиях посредством элементов предметноэстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания мероприятиях, ценностях школы, ее традициях, правилах. ВЫВОД: Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы. РЕКОМЕНДАЦИИ: Необходимо продолжить работу по дальнейшему оформлению школьного пространства с целью повышения его эстетической привлекательности; активизировать работу по привлечению творчески настроенных школьников к дальнейшей модернизации предметно- эстетической среды. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ Воспитательный процесс в школе невозможен без тесного сотрудничества с родителями учеников. Согласно протоколам родительских собраний отмечено, что в каждом классе создан родительский комитет. При непосредственном участии родительской общественности утверждается уклад школьной жизни внешний вид и форма обучающихся, контролируется школьное питание, посещение кружков внеурочной деятельности и дополнительного образования. Родители - постоянные участники и организаторы классных праздников, экскурсионных поездок, которые организуются для обучающихся. В 2023-2024 уч. году в рамках реализации Технологии «Применение оценки личностных результатов обучающихся при планировании воспитательной работы» в качестве одного из основных приемов организации работы с родителями в КПВР образовательной организации был внедрен проект «Семейная мастерская», цель которого создание условий необходимых для эффективного взаимодействия семьи и школы в вопросах трудового и духовно-нравственного воспитания обучающихся. В каждом классе проведены плановые родительские собрания. Классные руководители работают в тесном контакте с родителями и учителями-предметниками, это благотворно влияет на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учениками (постоянно). В индивидуальном порядке классные руководители: - обращаются к специалистам для решения острых конфликтных ситуаций; - приглашают к участию родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка; - прибегают к помощи родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных мероприятий ВЫВОД: организация работы по взаимодействию с родителями (законными представителями) заслуживает удовлетворительной оценки, однако остаются еще вопросы, над которыми предстоит работать. В частности, сохраняется определенный контингент родителей, которые систематически игнорируют посещение родительских собраний и сознательно уклоняются от участия в школьной жизни. Работа с такими родителями требует особого внимания и индивидуального подхода. РЕКОМЕНДАЦИИ: Углубить и разнообразить формы взаимодействия и сотрудничества школы и родителей, повысить ответственность родителей за процесс воспитания своих детей, заинтересовать их в положительном результате образовательного процесса. САМОУПРАВЛЕНИЕ Поддержка детского самоуправления в МБОУ СОШ №1 р.п. Мокшаносуществляется через школьное демократическое государство «Гармония» (ШДГ «Гармония»). Орган ученического самоуправления представлен Школьным Парламентом, во главе которого стоит президент школы. Это помогает педагогам воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам – предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни. В 2023-2024 учебном году по инициативе обучающихся в МБОУ СОШ № 1 были проведены: - акция «Твори добро» - акция «СВОих не бросаем» - акция «Доброе сердце» - день ученического самоуправления - фото флешмоб, посвященный Дню учителя - волонтерская акция «Путь к обелиску» Самоуправление учащихся выражается в возможности самостоятельно проявлять инициативу, принимать решения и реализовывать их в интересах ученического коллектива. Как правило, самоуправление проявляется в планировании деятельности коллектива, организации этой деятельности, анализе своей работы, подведении итогов сделанного и принятии соответствующих решений образования. ВЫВОД: работу школьного ученического самоуправления за истекший год можно признать удовлетворительной РЕКОМЕНДАЦИИ: классным руководителям активизировать работу классных ученических самоуправлений, уделить особое внимание роли обучающихся в функционировании школьных медиа. ПРОФИЛАКТИКА И БЕЗОПАСНОСТЬ Целью профилактической работы школы является создание условий для совершенствования существующей системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, снижение тенденции роста противоправных деяний, сокращение фактов безнадзорности, правонарушений, преступлений, совершенных учащимися образовательного учреждения. Профилактика девиантного поведения обучающихся, конфликтов между обучающимися, обучающимися и педагогами – направление деятельности в школе, целью которого является создание условий для успешного формирования и развития личностных ресурсов, способствующих преодолению различных трудных жизненных ситуаций и влияющих на повышение устойчивости участников образовательных отношений в школе к неблагоприятным факторам. На уровне класса разработаны и проводились в течение учебного года циклы классных часов профилактической направленности: Кто я в виртуальном мире Как побороть привычку, чтобы она не поборола тебя Чтобы праздник приносил только радость и др. Организовывались встречи с представителями ОМВД, КДН района. В 2023-2024 учебном году на базе школы функционирую отряды «Юные инспекторы движения» и «Юные друзья пожарных», участниками которых проводятся профилактические мероприятия: «Посвящение в пешеходы» Агитбригада «Дорога не терпит Незнаек» Театрализованное представление «Как огонь в лес пришел» и др. Систематически проводились встречи с инспекторами ГИБДД, организовывались экскурсии в пожарную часть. В течение всего учебного года проводилась систематическая работы по профилактике антиобщественного поведения. Ключевыми компонентами такой работы были: изучение и диагностическая работа с учащимися и их семьями; профилактическая работа со школьниками; медико-психологическое и правовое просвещение классных руководителей и учителей- предметников; работа с родительской общественностью. В МОУ СОШ №1 р. п. Мокшан организована работа службы примирения, которая направлена на решение конфликтных ситуаций и профилактическую работу среди несовершеннолетних. Целью деятельности службы примирения в нашей школе является распространение среди участников образовательных отношений цивилизованных форм разрешения споров конфликтов (восстановительная медиация, переговоры и другие способы) и соответственно оказание помощи участникам образовательного процесса в разрешении конфликтных ситуаций на основе принципов и технологии восстановительной медиации. ВЫВОД: работу в рамках модуля «Профилактика и безопасность» за истекший год можно признать удовлетворительной РЕКОМЕНДАЦИИ: классным руководителям обратить особое внимание на работу с детьми, стоящими на разных видах профилактического учета. СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО На протяжении 2023-2024 учебного года МБОУ СОШ №1 р. п. Мокшан активно взаимодействовала с другими образовательными организациями района, организациями культуры и спорта, общественными объединениями, разделяющими в своей деятельности цель и задачи воспитания, ценности и традиции уклада школы. В рамках реализации проекта «Пушкинская карта» обучающиеся МБОУ СОШ №1 посещали мероприятия на базе Мокшанской модельной библиотеки, музея им. А. Г. Малышкина, Районного дома культуры, Детской школы искусств. Проводились совместные мероприятия на базе районного отделения Пенсионного фонда РФ, территориального отдела ЗАГС. В качестве волонтеров культуры обучающиеся МБОУ СОШ №1 посещали различные учреждения района: Мокшанскую ЦРБ, Мокшанский ПНИ для умственно отсталых детей и др. ВЫВОД: работу в рамках модуля «Социальное партнёрство» за истекший год можно признать удовлетворительной РЕКОМЕНДАЦИИ: расширить круг социальных партнеров образовательной организации, привлечь к сотрудничеству производственные предприятия района. ПРОФОРИЕНТАЦИЯ Совместная деятельность педагогов, обучающихся и родителей МБОУ СОШ №1 р. п. Мокшан по направлению «Профориентационная деятельность» включает в себя профессиональное просвещение; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб. В 2023-2024 учебном году эта работа осуществлялась через: Курсы внеурочной деятельности «Тропинка в мир профессий», «Россия – мои горизонты» Реализацию школьного проекта «Семейная мастерская» Циклы профориентационных занятий со школьным психологом Участие во Всероссийском проекте, направленном на раннюю профессиональную ориентацию обучающихся «Билет в будущее», в рамках которого обучающиеся 6-11 классов проходили онлайн уроки и диагностики на платформе проекта, принимали участие в профессиональных пробах на базе Мокшанского аграрно-технологического колледжа. ВЫВОД: работу в рамках модуля «Профориентация» за истекший год можно признать удовлетворительной. РЕКОМЕНДАЦИИ: в 2024-2025 учебном году увеличить количество обучающихся – участников проекта «Билет в будущее» ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ Музей школьной истории в МБОУ СОШ №1 р. п. Мокшан традиционно является одним из основных центров духовно-нравственного и трудового воспитания. В музее на постоянной основе работают экспозиции, посвященные истории школы, Великой Отечественной войне, выпускникам школы. В 2023 г. была оформлены выставка, посвященная выпускникам школы – героям СВО. На базе музея проводились Цикл виртуальных экскурсий «История и культура Пензенского края» Постоянно действующая экскурсия «История страны и истории школы» Уроки мужества В школьном музее на постоянной основе ведется поисковая работа «Бессмертный полк МБОУ СОШ №1», целью которой является создание галереи памяти, посвященной ветеранам ВОВ. В преддверии Дня Победы в апреле 2024 г. в музее была открыта выставка «Бессмертный полк учителей», посвященная памяти педагогов школы – участников ВОВ. ВЫВОД: работу в рамках модуля «Школьный музей» за истекший год можно признать удовлетворительной. РЕКОМЕНДАЦИИ: в 2024-2025 ученом году продолжить работу по увековечиванию памяти выпускников школы-участников СВО ДЕТСКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ В течение 2023-2024 учебного года на базе МБОУ СОШ №1 р. п. Мокшан работали следующие детские общественные объединения: Первичное отделение «Движения Первых» Отряд «Юные инспекторы движения» Отряд «Юные друзья пожарных» Юнармейский отряд МБОУ СОШ №1 «Первые» МБОУ СОШ №1 участвовали в Днях единых действий; были активными участниками мероприятий, проводимых районным и региональным отделением «Движения Первых»: областной медиа-форум, проект «Волонтеры- медики». Активисты первичного отделения стали участниками муниципального слета «Движения Первых», который прошел на базе МБОУ СОШ №2 им. А. Г. Малышкина, в апреле – участниками районного фестиваля «Майские зори». Традиционно «Первые» МБОУ СОШ №1 принимают активное участие в федеральном конкурсе «Большая перемена». Участниками очередного сезона конкурса стали 37 обучающихся нашей школы. Ученица 10 (11) класса Швецова Виктория вышла в финал конкурса. Участники отрядов ЮИД и ЮДП под руководством своих наставников в течение года вели активную просветительскую работу среди учеников начальной школы: проводили для них театрализованные представления, обучающие игра, конкурсы и викторины. Юнармейский отряд школы под руководством Акаева Д. Н. принимал активное участие в военно-патриотических и военно-спортивных мероприятиях различных уровней. В мае 2024 г. в школе был создан отряд «Юные экологи», руководителем которого стала Поршнева Т. Г. ВЫВОД: работу в рамках модуля «Детские общественные» за истекший год можно признать удовлетворительной. РЕКОМЕНДАЦИИ: в 2024-2025 ученом году активизировать работу детских общественных объединений. БИБЛИОТЕКА-ТЕРРИТОРИЯ ВОСПИТАНИЯ Школьный информационно-библиотечный центр МБОУ СОШ №1 играет особую роль в воспитании подрастающего поколения. В 2023-2024 учебном году на базе школьной библиотеки проводились библиотечные уроки, литературные экскурсии, конкурсы чтецов, посвященные юбилейным датам. При поддержке библиотекаря в школе реализовывался проект «Книжная полка», акция «Читаем всей семьей». Оба эти мероприятия были нацелены по популяризацию семейного чтения и проходили в рамках объявленного «Года семьи» ВЫВОД: работу школьной библиотеки в части воспитания обучающихся в 2023-2024 г. можно считать удовлетворительной. Однако воспитательный потенциал данного образовательного пространства, на наш взгляд, реализован не полностью. РЕКОМЕНДАЦИ: продумать и организовать на базе школьной библиотеки цикл мероприятий, направленных на духовно-нравственное и патриотическое воспитание ШКОЛЬНЫЕ МЕДИА В 2023-2024 учебном году воспитательный потенциал школьных медиа реализовывался с использованием следующих видов и форм деятельности: Официальная группа в «Вконтакте». Группа представляет собой разновозрастное сообщество, участниками которого являются педагоги МБОУ СОШ №1, обучающиеся и их родители. Традиционно в школьной группе освещались основные школьные события, участие в общественной и культурной жизни поселка и региона. Помимо этого, в прошедшем учебном году группа стала площадкой для реализации школьных проектов «В объективе – учитель», «Спасибо!» (приурочено ко Дню Учителя), «Бессмертный полк учителей», «Читаем всей семьей», «Орлятская елка» и др. Авторами постов являются как участники школьного медиа-центра, так и все желающие проявить себя в медиа-сфере. Школьная газета «Поколение Первых». Периодическое издание, которое выходит 1 раз в месяц. Над выпуском газеты работают участники объединения «Юные корреспонденты» под руководством учителя русского языка и литературы Ягодиной Н. А. В прошедшем учебном году в газете освещались самые яркие события из школьной жизни. Каждый выпуск – тематический: март «Весна идет, весне - дорогу», февраль «К защите Родины готов!», май – «Это нужно живым!» и др. ВЫВОД: работу школьного медиа-центра в 2023-2024 можно считать удовлетворительной, однако необходимо активизировать работу по созданию видео контента для школьных СМИ. РЕКОМЕМНДАЦИИ: активизировать работу по созданию видео контента для школьных СМИ. ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР Школьная театральная студия «Дебют» функционирует на базе МБОУ СОШ №1 р. п. Мокшан с 2023 г. Ее участники – обучающиеся 5-11 класса, желающие усовершенствовать свои навыки сценического мастерства. В 2023-2024 учебном году в рамках реализации воспитательного потенциала данного модуля было подготовлено выступление на районном празднике, посвященном Дню учителя. Ребята приняли участие в областном конкурсе агитбригад «Радуга жизни» (2 место). Силами участников студии была подготовлена литературно-музыкальная композиция «Слово об учителе», приуроченная к Году педагога и наставника и посвященная учителям школы – ветеранам ВОВ. Кроме того, «актеры» школьного театра принимали активное участие в подготовке и проведении всех общешкольных праздников, участвовали в районных и региональных конкурсах чтецов «Слово доброе посеять», «Живая классика» и др. ВЫВОД: работу школьного театра в 2023-2024 можно считать удовлетворительной. РЕКОМЕМНДАЦИИ: активизировать работу по постановке на школьной сцене драматических произведений, подготовить литературно-музыкальную композицию, посвященную Дню Победы. ВОЛОНТЕРСТВО Волонтёрство – важное направление воспитательной деятельности МБОУ СОШ №1 р.п. Мокшан. Это участие обучающихся в общественно-полезных делах, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения п. Мокшан, позволяет обучающимся проявить такие качества, как внимание, забота, уважение. В 2023-2024 учебном году участники школьного волонтерского отряда «Импульс» принимали участие в следующих школьных, муниципальных и региональных акциях и мероприятиях: мероприятия в рамах Дня знаний; экологическая акция «Спаси свою планету»; мероприятия в рамках Дня народного единства; акция «День внезапной доброты», посвященная Всемирному дню доброты; акция «Поможем зимующим птицам»; акция «Свеча Памяти»; акция «Георгиевская ленточка»; акция «Бессмертный полк»; мероприятия, посвященные Дню защитника Отечества; акции «Подарок ветерану», «Открытка ветерану»; мероприятия в рамках Дня Победы; мероприятия в рамках Дня защиты детей. Фестиваль волонтеров «Бумеранг добра» акция «СВОих не бросаем» акция «Посылка солдату» Наиболее активно проявили себя волонтеры Победы и волонтеры культуры. ВЫВОД: работу школьного волонтерского в 2023-2024 можно считать удовлетворительной. РЕКОМЕМНДАЦИИ: активизировать работу волонтерского отряда по направлениям «Спорт», «Экология». 6. МОНИТОРИНГОВАЯ РАБОТА С 2022 году Мокшанская средняя школа №1 является участницей региональной инновационной площадки «Объективная оценка личностных результатов воспитания как социально ориентированного сегмента soft skills и планирование результативной воспитательной деятельности в школе». Было определено 2 основных направления в воспитательной работе: трудовое и духовнонравственное воспитание. По данным входного мониторинга личностных результатов не обнаружено достижение нормы по следующим критериям: - «Духовно-нравственное воспитание» - «Взаимодействие с окружающими людьми» (62,53%) - «Трудовое воспитание» - «Способность самостоятельно эффективно действовать» (55, 05%), «Конструктивное взаимодействие со взрослыми и сверстниками» (52, 95%), «Добросовестная конкуренция в различных видах деятельности» (49,00%). В связи с этим в 2023-2024 учебном году были предложены следующие изменение форм воспитательной работы Формы работы, от которых пришлось отказаться (или модифицировать их): 1. Ранее тематика классных часов в рамках модуля «Духовно-нравственное развитие» классными руководителями определялась самостоятельно. Было принято решение выбрать единое тематическое направление для каждой ступени обучения в соответствии с предполагаемыми личностными результатами. Так появились циклы классных часов и часов общения «Кодекс чести ученика», «Милосердие – зеркало души», «Умейте видеть красоту» и др. 2. В начальной школе отказались от традиционной формы проведения праздничных мероприятий «по классам», объединив классы в параллели. В таком формате были проведены школьные праздники «День первоклассника», «День защитников Отечества», «Весна идет-весне дорогу» Новые формы работы в реализации духовно-нравственного и трудового воспитания: 1. Реализация школьного проекта «Книжная полка». Проект направлен на популяризацию чтения среди школьников, поскольку именно литературные произведения являются источником эмоционального и духовного опыта, задают нравственные ориентиры и способствуют формированию духовных ценностей. В проекте задействованы учащиеся с 1 по 11 класс, педагоги и родители. Каждый из них на страницах открытой группы в ВК может поделиться своим читательским опытом. В конце месяца проводятся читательские конференции, в которых может принять участие любой желающий. 2. Сотрудничество с муниципальными социокультурными центрами: музеем им. А. Г. Малышкина, Мокшанской модельной библиотекой, районным домом культуры. Совместные мероприятия: КВИЗ «Славянские традиции», «Ароматное краеведение», кулинарнофилологический детектив «Калачи из малышкинской печи», посещение АртФолкГостиной «Простые мудрости» - направлены на приобщение школьников к культуре и истории родного края. 3. Наряду с федеральным проектом «Киноуроки в школах России» реализуется проект «Школьный киносеанс». 1 раз в четверть организуется просмотр и обсуждение художественного фильма. 4. Активизация участие в региональных проектах «Культурная суббота», «Культурный дневник школьника Пензенской области» 5. Активизация работы волонтерского движения в школе. Участие в волонтерских акциях «Открытка к празднику» (поздравление с праздниками ветеранов педагогического труда), «Своих не бросаем» (сбор гуманитарной помощи участникам СВО), «Твори добро» (помощь нуждающимся среди учащихся школы), «Доброе сердце» (организация и проведение праздников для воспитанников Мокшанского детского дома-интерната) и др. 6. Проект «Семейная мастерская» - проведение мастер-классов представителями родительского сообщества 7. Профориентационные беседы и тренинги для учащихся старших классов. Тренинги проводятся школьным психологом и предполагают, как групповое, так и индивидуальное общение. В ноябре 2023 г. прошел повторны мониторинг личностных результатов обучающихся. Практически по всем критериям обучающиеся улучшили свои результаты. По ряду критериев: «Развитость умений и навыков конструктивного взаимодействия», «Способность к сочувствию», «Взаимодействие с окружающими» показатели превысили норму. 120 100 80 60 40 20 0 Прим. Синие столбцы – данные входного мониторинга Красные столбцы – норма Зеленые столбцы – данные повторного мониторинга