Рабочая программа учебного курса «Практикум по химии» для обучающихся 10-11 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1 р.п. Мокшан

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДАЮ

на педагогическом

Директор МБОУ СОШ
№1 р.п. Мокшан

совете МБОУ СОШ
№1 р.п. Мокшан
Протокол №1
от «30» августа 2023 г.

Швецов А.В.
Приказ №50
от «31» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса «Практикум по химии»
10-11 класс

р.п. Мокшан 2023 год

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка ………………………………………………………

3

Планируемые результаты результаты освоения курса …….

5

Содержание учебного курса ……………………………………………….

9

Тематическое планирование ………………………………………………

10

Пояснительная записка
Программа курса «Практикум по химии»10-11 класс предназначена для профильной подготовки учащихся 10-11-х классов естественно-научного профиля. Элективный курс разработан в соответствии с программой по химии для 10-11 класса, он предполагает применение полученных
на уроках знаний для развития умений и навыков решения расчетных задач, окислительновосстановительных реакций.
Курс рассчитан для использования в 10-11 классе для расширения опорных сложных тем курса
химии. Курс призван развивать интерес к этой науке, формировать научное мировоззрение,
расширять кругозор учащихся, а также способствовать сознательному выбору жизненного пути. Изучение курса будет способствовать развитию экологической культуры учащихся, ответственного отношения к природе, обосновывает необходимость ведения здорового образа жизни
для сохранения здоровья. Умение решать задачи углубленного уровня позволят глубже изучить, понять, осмыслить многие химические процессы и закономерности.
Содержание курса готовит учащихся к осознанному поступлению в ВУЗЫ химического профиля. Учащиеся получат реальный опыт решения сложных экспериментальных, проблемных расчетных задач.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Практикум по химии» в 10 - 11 классе.
Данная рабочая программа обеспечивает развитие у обучающихся 10 - 11 класса следующих
личностных, метапредметных и предметных результатов:
Согласно требованиям ФГОС СОО личностные результаты освоения ООП СОО должны отражать:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно
принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки
и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести
диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей
жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в
физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью,
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому
здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении
личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта
эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
– ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные
планы;
– готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
– готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного
мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе
осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
– готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом
самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью;
– принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
– неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
– российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и
судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
– уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край,
свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
– формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;
– воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в
Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:
– гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
– при знание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и
свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина
согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с
Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;

– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной
практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания,
осознание своего места в поликультурном мире;
– интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
– готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих
их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
– приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
– готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии;
коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам
и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог
с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить
общие цели и сотрудничать для их достижения;
– принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
– способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе
к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;
- бережное, ответственное и компетентное отношение к психологическому здоровью других
людей, умение оказывать первую помощь;
– формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к
сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и
дружелюбия);
– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других
видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
–мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки,
готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных
знаниях об устройстве мира и общества;
– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей
жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
– экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России
и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных
ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
– эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе
подготовка к семейной жизни:
– ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
– положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.

Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социальноэкономических отношений:
– уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
– осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
– готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
– потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;
– готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического
благополучия обучающихся:
– физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни
образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта,
информационной безопасности.

Метапредметные результаты.
Согласно требованиям ФГОС СОО метапредметные результаты освоения ООП СОО должны
отражать:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все
возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,
учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов
решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности,
владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение
ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения,
правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения,
использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
В результате изучения учебного курса «Практикум по химии» на уровне среднего общего образования:
Выпускник научится:
- раскрывать на примерах роль химии в формировании современной научной картины мира и в
практической деятельности человека, взаимосвязь между химией и другими естественными
науками;
- иллюстрировать на примерах становление и эволюцию органической химии как науки на различных исторических этапах ее развития;
- устанавливать причинно-следственные связи между строением атомов химических элементов
и периодическим изменением свойств химических элементов и их соединений в соответствии с
положением химических элементов в периодической системе;

- анализировать состав, строение и свойства веществ, применяя положения основных химических теорий: химического строения органических соединений А.М. Бутлерова, строения атома,
химической связи, электролитической диссоциации кислот и оснований; устанавливать причинно-следственные связи между свойствами вещества и его составом и строением;
- применять правила систематической международной номенклатуры как средства различения и
идентификации веществ по их составу и строению;
- составлять молекулярные и структурные формулы неорганических и органических веществ
как носителей информации о строении вещества, его свойствах и принадлежности к определенному классу соединений;
- объяснять природу и способы образования химической связи: ковалентной (полярной, неполярной), ионной, металлической, водородной – с целью определения химической активности
веществ;
- характеризовать физические свойства неорганических и органических веществ и устанавливать зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки;
- характеризовать закономерности в изменении химических свойств простых веществ, водородных соединений, высших оксидов и гидроксидов;
- приводить примеры химических реакций, раскрывающих характерные химические свойства
неорганических и органических веществ изученных классов с целью их идентификации и объяснения области применения;
- определять механизм реакции в зависимости от условий проведения реакции и прогнозировать возможность протекания химических реакций на основе типа химической связи и активности реагентов;
- устанавливать зависимость реакционной способности органических соединений от характера
взаимного влияния атомов в молекулах с целью прогнозирования продуктов реакции;
- устанавливать зависимость скорости химической реакции и смещения химического равновесия от различных факторов с целью определения оптимальных условий протекания химических
процессов;
- устанавливать генетическую связь между классами неорганических и органических веществ
для обоснования принципиальной возможности получения неорганических и органических соединений заданного состава и строения;
- подбирать реагенты, условия и определять продукты реакций, позволяющих реализовать лабораторные и промышленные способы получения важнейших неорганических и органических
веществ;
- определять характер среды в результате гидролиза неорганических и органических веществ и
приводить примеры гидролиза веществ в повседневной жизни человека, биологических обменных процессах и промышленности;
– приводить примеры окислительно-восстановительных реакций в природе, производственных
процессах и жизнедеятельности организмов;
– обосновывать практическое использование неорганических и органических веществ и их реакций в промышленности и быту;
– выполнять химический эксперимент по распознаванию и получению неорганических и органических веществ, относящихся к различным классам соединений, в соответствии с правилами
и приемами безопасной работы с химическими веществами и
лабораторным оборудованием;
– проводить расчеты на основе химических формул и уравнений реакций: нахождение молекулярной формулы органического вещества по его плотности и массовым долям элементов, входящих в его состав, или по продуктам сгорания; расчеты массовой
доли (массы) химического соединения в смеси; расчеты массы (объема, количества вещества)
продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси); расчеты массовой
или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически
возможного; расчеты теплового эффекта реакции; расчеты объемных отношений газов при химических реакциях; расчеты массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно
из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей
растворенного вещества;

– использовать методы научного познания: анализ, синтез, моделирование химических процессов и явлений – при решении учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов
получения и распознавания органических веществ;
– владеть правилами безопасного обращения с едкими, горючими и токсичными веществами,
средствами бытовой химии;
– осуществлять поиск химической информации по названиям, идентификаторам, структурным
формулам веществ;
– критически оценивать и интерпретировать химическую информацию, содержащуюся в сообщениях средств массовой информации, ресурсах Интернета, научно-популярных статьях с точки зрения естественно-научной корректности в целях выявления ошибочных
суждений и формирования собственной позиции;
– устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и следствием при анализе
проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений на основе химических знаний;
– представлять пути решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством, и перспективных направлений развития химических технологий, в том числе технологий современных
материалов с различной функциональностью, возобновляемых
источников сырья, переработки и утилизации промышленных и бытовых отходов.
– формулировать цель исследования, выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных химических реакций;
– самостоятельно планировать и проводить химические эксперименты с соблюдением правил
безопасной работы с веществами и лабораторным оборудованием;
– интерпретировать данные о составе и строении веществ, полученные с помощью современных физико-химических методов;
– описывать состояние электрона в атоме на основе современных квантово-механических представлений о строении атома для объяснения результатов спектрального анализа веществ;
– характеризовать роль азотосодержащих гетероциклических соединений и нуклеиновых кислот как важнейших биологически активных веществ;
– прогнозировать возможность протекания окислительно-восстановительных реакций, лежащих
в основе природных и производственных процессов.

Содержание программы (10класс).
Задачи на вывод формулы вещества. (9 часов)
Вывод молекулярной формулы вещества на основании общей формулы гомологического ряда
органических соединений.
Вывод молекулярной формулы вещества на основании массовой доли элементов.
Вывод молекулярной формулы вещества на основании массовой доли элементов и его плотности по воздуху или водороду.
Вывод молекулярной формулы вещества по массе, объёму или количеству вещества продуктов
сгорания.
Основные понятия окислительно-восстановительных реакций ОВР (2 ч) Окисление. Восстановление. Восстановитель. Окислитель. Степень окисления. Определение степени окисления
в неорганических и органических соединениях. Типы окислительно - восстановительных реакций ОВР. Реакции межмолекулярного окисления-восстановления. Реакции конмутации. Реакции внутримолекулярного окисления-восстановления. Реакции диспропорционирования.
Методы расстановки коэффициентов в уравнениях ОВР (3 ч). Метод электронного баланса.
Метод электронно-ионного баланса (полуреакций). Важнейшие окислители и восстановители.
Окислительно-восстановительные реакции с участием органических веществ (14 ч).
Окислительно-восстановительные реакции с участием алканов. Окислительновосстановительные реакции с участием алкенов. Окислительно - восстановительные реакции с
участием алкинов. Окислительно-восстановительные реакции с участием гомологов бензола.
Окислительно-восстановительные реакции с участием спиртов. Окислительновосстановительные реакции с участием альдегидов и кетонов . Расстановка коэффициентов в
уравнениях ОВР с участием орг анических веществ.
Реакции, подтверждающие взаимосвязь органических соединений.(6 ч)

Содержание программы (11класс).
Введение. Задачи с использованием газовых законов. (5часов) Основные физические и химические величины. Знакомство с требованиями международной системы СИ. Использование
принятых условных названий, обозначений, единиц измерений и их грамотное применение при
оформлении и решении химических задач.
Вычисления с использованием понятий «количество вещества, число Авогадро, Молярный объём газа, относительная плотность одного газа по другому, массовая доля химического элемента».
Определение состава газовой смеси.
Задачи на вывод формулы вещества. (5 часов)
Вывод молекулярной формулы вещества на основании общей формулы гомологического ряда
органических соединений.
Вывод молекулярной формулы вещества на основании массовой доли элементов.
Вывод молекулярной формулы вещества на основании массовой доли элементов и его плотности по воздуху или водороду.
Вывод молекулярной формулы вещества по массе, объёму или количеству вещества продуктов
сгорания.
Вычисления по химическим уравнениям. (7 часов)
Вычисление массы или объёма продукта реакции, если одно из реагирующих веществ дано в
избытке.
Вещество, взятое в избытке, реагирует или не реагирует с продуктом реакции.
Вычисление массовой или объёмной доли выхода продукта реакции (в %) от теоретически возможного.
Вычисление массы или объёма продукта реакции по известной массе или объёму исходного
вещества, содержащего определённую массовую долю примесей (в %).
Задачи на вычисление массы (объёма) компонентов в смеси. (5 часов)
Все вещества, входящие в состав смеси, взаимодействуют с соответствующим реагентом.
Только некоторые вещества, входящие в состав смеси, взаимодействуют с соответствующим
реагентом.

Закономерности протекания химических реакций. (5 часов)
Расчеты по термохимическим уравнениям.
Скорость химической реакции.
Химическое равновесие.
Электролиз (2 часа)
Комбинированные задачи. (5 часов)

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование по Химии составлено с учетом рабочей программы воспитания.
Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает создание благоприятных
условий для приобретения обучающимися опыта осуществления социально-значимых дел:
− опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт
проектной деятельности;
- опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации.
Тема
№
п/п
1
2

3
4

5

Тема 1. Нахождение молекулярной
формулы вещества.
Тема 2. Основные понятия окислительно-восстановительных реакций,
типы окислительновосстановительных реакций (ОВР)
Тема 3. Методы расстановки коэффициентов в уравнениях ОВР.
Тема 4. Окислительновосстановительные реакции с участием органических веществ.
Тема 5. Реакции, подтверждающие
взаимосвязь органических соединений.
Итого

Количество
часов

В том числе
Контрольные
работы

Практические
работы

9

1

-

2

-

-

3

-

-

14

1

-

6

1

34

3

-

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование по Химии составлено с учетом рабочей программы воспитания.
Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает создание благоприятных
условий для приобретения обучающимися опыта осуществления социально-значимых дел:
− опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт
проектной деятельности;
- опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации
Тема
№
п/п

Количество
часов

В том числе
Контрольные
работы

Практические
работы

5

-

-

5

1

-

7

-

-

5

1

-

5

-

-

6

ТЕМА 1 Введение. Задачи с использованием газовых законов.
ТЕМА 2 Задачи на вывод формулы
вещества.
Тема 3 Вычисления по химическим
уравнениям.
Тема 4 Задачи на вычисление массы
(объёма) компонентов в смеси.
Тема 5 Закономерности протекания
химических реакций.
Тема 6 Электролиз.

2

-

-

7

Тема 7 Комбинированные задачи.

5

1

-

Итого

34

3

-

1
2
3
4
5

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 Р.П.
МОКШАН, Швецов Андрей Валериевич, Директор

17.10.23 16:38 (MSK)

Сертификат 495A6F30B98F12AC5D694D77013B73D2

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».